Такова природа Природы. Вне рта было яблоко. Внутри рта оно превратилось в пульпу. Когда она дойдет до желудка, то превратится в углеводороды, сахар и клетчатку.
И, наконец, когда остаток этого выходит из организма, он совершенно другой в отличие от первоначального состояния. Таким образом, природа постоянно меняется. Меняющийся аспект не является реальной сущностью. Но сущность, которая даёт место для всех перемен, реальна.
Она является абсолютной реальностью.
В жизни существует две реальности. Всегда помните о них. Если вы забудете хотя бы одну, возникнут проблемы.
Если вы думаете: Да, все мы - души, тогда вы прекращаете действовать нормальным способом и становитесь неподходящими для жизни в этом мире. В то же время, если вы живёте только на поверхностном уровне, то постоянно видите различия, а это создаёт много проблем: Кто она? Кто он?
Я другой. Ты другой. Напряжение растёт, возникает соперничество и ненависть. Возникают любовь и ненависть.
Но истинный йогический способ жизни заключается в удержании обеих этих реальностей в уме: абсолютной реальности и поверхностной или проявленной реальности.
30. Тот, кто видит Меня повсюду, и всё воспринимает, как Моё проявление, никогда больше не почувствует обособленность от Меня, а Я - от него.
Это та же мысль, только выражена она по-другому. Когда вы научитесь видеть единую сущность, то окажетесь в полном единении с Изначальным и никогда не отделитесь от него.
31. Тот, кто становится укоренённым во всепроникающем единстве (Брахмана) и поклоняется Мне, пребывающему во всех существах, как бы он ни жил, такой йог обитает во Мне.
32. Йог, который всюду воспринимает единую сущность, естественным образом воспринимает удовольствия и страдания других существ, как свои собственные.
Достигнув такого состояния восприятия, вы будете чувствовать страдания и радости других, как свои собственные. Вы поставите себя на их место. Это как выражение: Обращайтесь с другими так же, как вы хотели бы, чтобы обращались с вами.
Выражение Кто видит единую сущность всюду означает, что вы всюду видите единый дух, функционирующий через различные тела и умы, который, в конце концов, не является отличным от вашего тела и ума. Все тела и умы состоят из той же пракрити, тех же элементов природы, что и ваше тело и ум. Естественно, когда вы обладаете таким сознанием, вы воспринимаете страдания или удовольствия других, как свои собственные.
33. Тогда Арджуна сказал: Кришна, ты говоришь, что уравновешенность ума является Йогой. Но я не понимаю, как этого можно достичь, поскольку ум изменчив по своей природе.
34. Кришна, ум не только беспокоен, он часто волнуется и обладает сильным упрямством. Пытаться контролировать ум, - это всё равно, что пытаться контролировать ветер.
35. Тогда Господь сказал: О, могущественный Арджуна, несомненно, ум является беспокойным и его очень трудно контролировать. Но его можно контролировать с помощью постоянной практики (абхьяса) и непривязанности (вайрагья).
36. Необыкновенно трудно достичь успеха в Йоге (Самореализация), если ты не можешь контролировать свой ум. Но, если ты настойчив [и] контролируешь свой ум, и, используя подходящие методы, искренне стремишься к самореализации, то, безусловно, достигнешь успеха.
Арджуна говорит Богу Кришне: Ум постоянно волнуется. Тебе не кажется, что его трудно контролировать?
Несомненно, его очень трудно контролировать, - соглашается Кришна, который, похоже, хочет немного утешить Арджуну. Затем он продолжает: Но если ты обладаешь одновременно абхьясой и вайрагьей, ты сможешь это сделать. Действительно, очень трудно контролировать ум.
Но просто запомните, что с помощью постоянной практики и достаточной непривязанности, его, безусловно, можно контролировать.
Это трудно, но возможно; в этом вся прелесть. Какой интерес выполнять то, что легко? Любой может это сделать. Слава приходит только тогда, когда другие не могут делать то, что делаете вы.
Можно достичь чего-либо, если вы практикуетесь постоянно, а не один раз в неделю или по пять минут утром и вечером, а в остальное время делаете то, что хотите. Чтобы контролировать беспокойный ум, всегда ставьте перед собой высокую цель. Если вы медитируете десять минут в день, а остальное время оставляете ум без контроля, позволяя ему следовать туда, куда он захочет, это - всё равно, что 10 минут держать руль яхты, а затем бросить штурвал и предоставить ветру возможность таскать яхту туда-сюда.
Так вы никогда не достигнете другого берега.
Если вы случайно совершили ошибку или вас утащил ветер, тогда откорректируйте свой курс. Навигатор сразу должен включить курс поправки. Иначе вы никогда не сможете достичь намеченной цели.
Постоянно пребывайте в этом. Поэтому это называется практикой. Но одной практики, без соответствующей вайрагьи, недостаточно.
Существует история, которая поможет проиллюстрировать это.
- Когда-то, давным-давно, жили-были два лодочника. Они знали, как грести, но у них не было собственной лодки. Однажды они выпили и решили позаимствовать лодку. Они отправились в соседний город, расположенный на реке Ганге.
Около полуночи они подошли к берегу и увидели новую лодку. Они очень обрадовались. Теперь у нас есть лодка. Садимся в неё.
Они нашли вёсла и стали грести. Всю ночь они гребли и пели песни. Постепенно стало светать.
Как известно, люди рано утром приходят к Ганге, чтобы искупаться. Лодочники увидели двух людей, чьи лица им показались знакомыми. Странно, - подумали они. Как они так быстро здесь оказались?
Мы гребли почти полночи, чтобы попасть сюда.
Совсем рассвело, и они увидели знакомые строения. Эй! - обратились они к купающимся людям. Что происходит?
Мы всё ещё на том же самом месте!
Купающиеся ответили: А вы что хотели? Чья это лодка?
Мы просто хотели посетить соседний город и поскорее вернуться. Мы гребли всю ночь. Почему мы всё ещё здесь?
Им ответили: Идиоты! Вы забыли отвязать лодку! Всё это время вы были привязаны к берегу.
Нет сомнения, они усердно трудились: упорно гребли. Если даже вы многие месяцы будете практиковаться, повторяя мантру, все дыхательные практики, ходить к Гуру, и выполнять разные другие техники, то всё равно останетесь привязанными, если не отбросите личную привязанность.
Просто одной духовной практики недостаточно. Знайте это. Вы должны обладать непривязанностью. Я не хочу сказать, что йогические практики не хороши сами по себе. Лучше выполнять их, чем не делать ничего.
По крайней мере, вы делаете что-то положительное вместо того, что принесло бы вред.
Если бы те два лодочника не гребли всю ночь, возможно, тогда они сидели бы где-нибудь в притоне и играли бы в азартные игры. Несомненно, существует польза от такой практики. Но мы не можем достичь цели таким путём.
Мы не достигнем противоположного берега до тех пор, пока не освободимся от привязанности.
К сожалению, наши лодки имеют не один якорь. Существуют тысячи якорных цепей повсюду. Всё, что мы называем моё, держит нас.
Поэтому я говорю, что если вы хотите знать, как далеко вы находитесь от своей цели (можете назвать её Богом или покоем), я могу дать вам хороший метод. Возьмите бумагу и запишите всё, что вы называете моё. Мой дом, моё тело, мой мозг, мой интеллект, мой ребёнок, моя жена, мои деньги, моя раса, моя страна, моё то, моё это. Перечислите всё. Ничего не упустите.
Если список будет очень длинным, вы очень далеки от своей цели. По мере сокращения списка вы будете приближаться к ней. Если не останется ничего, что вы могли бы назвать моё, тогда вы уже достигли цели. Вот и всё. Это так просто.
Тогда вам не нужно будет вообще ничего практиковать. Это может быть вашей единственной йогической практикой.
Когда вы достигнете бесстрастия, вы не будете привязаны к вещам. Они могут вас окружать, но вы не сможете назвать их мои. Например, я могу использовать этот стул.
Он очень удобный. Я могу даже сказать, это моё место для сидения, пока я сижу на нём. Но когда я встаю, я не могу забрать его с собой и уйти.
Оно просто дано для того, чтобы я им пользовался. Таким же образом, всё, даже ваше тело, дано для вашего использования.
Эту беспристрастность следует понимать правильно. Вы не можете стать безответственным и просто бросать всё и уходить. Это не беспристрастность. Куда бы вы ни шли, вы всё ещё привязаны к чему-то.
Если вы убегаете из своего особняка, то через несколько недель вы будете привязаны к своей лачуге. Нет разницы: особняк это или лачуга. Не важно, что на вас: прекрасный костюм или изношенные и заплатанные джинсы. Как много людей становятся привязанными даже к этим джинсам с сотней заплаток! Одежда - это просто нечто для покрытия вашего тела.
Вот и всё. Но она должна быть опрятной, чистой и удобной.
Как много проблем возникает от собственной привязанности. До тех пор, пока не будет непривязанности, практики не дадут больших результатов. Бок о бок должны быть абхьяса и вайрагья, практика и непривязанность - необходимые для полёта два крыла одной и той же птицы.