Брахман независим, Он - основа всего.


Бог продолжает:
14. Хотя чувства не относятся к Нему, их функционирование происходит в сиянии Его великолепия. Хотя Брахман независим, Он - основа всего.

Хотя Абсолют не имеет гун, тем не менее, Он переживает их игру.
15. Он находится внутри каждого существа и одновременно Он - снаружи. Он далеко, и в то же время непосредственно здесь. Он движется и, несмотря на это, неподвижен.

Он неуловим и непостижим.
Благодаря Богу я просто пробегусь по тому, что сказал Бог Кришна. Если бы я один говорил эти вещи, вы бы, вероятно, бросили меня и отправили бы к психиатру: “Что это такое: далеко и близко; мыслимый и немыслимый? Вы всегда противоречите себе”. В известном смысле лучше говорить обо всём этом, чем тратить своё время на сплетни и на создание собственных проблем.

Это одно из полезных следствий изучения священного писания. До тех пор, пока вы его изучаете, вы будете спасены от многих проблем.
16. Он невидим и, несмотря на это, он возникает, чтобы распределить (свою Душу) в различных творениях. Он воспринимается, как поддержка всего и, тем не менее, Он - пожиратель всех существ; одновременно Он порождает их заново.
“Он невидим; тем не менее, Он появляется, чтобы разделиться на различные творения”. Это подобно волнам и морю. Волны - не что иное, как морская вода.

Та же самая вода принимает различные формы, которые мы называем волнами. Волны подобны разделению, но разве в действительности они не являются безраздельным морем?
17. Глубоко в сердце каждого существа существует свет всего света, вечно присутствующий за пределами темноты. Это мудрость, цель всего знания и всего того, что должно быть познано.

Знай это, чтобы стать абсолютным Брахманом.
18. Таким образом, Я кратко изложил тебе природу поля (кшетра), мудрости (джнанам) и то, что следует познать. Любой из Моих преданных, который понимает это, достигнет Моего состояния и реализует своё единство со Мной.
“Поднимись до Моего состояния” означает, что преданный подготовлен для этой реализации или поглощения. Он или она подходят для того, чтобы стать едиными с Богом.
Теперь Бог говорит:
19. Пойми, что и пракрити и Пуруша не имеют начала, и знай также, что качества Природы (гуны) возникают из пракрити. И от взаимодействия гун возникают все видоизменения поля.
“Это не значит, что естественная вселенная была создана кем-то или чем-то. Здесь не существует начала и конца. Она постоянна. И то и другое всегда здесь.

Но когда мы что-то переживаем, то говорим: “Это началось”. Это то же, что говорить о начале дня или о его конце. Действительно, что является началом или концом?

Для нашего собственного удобства мы устанавливаем ограничения и говорим: “Это утро; это вечер; Солнце поднимается; Солнце садиться”. Если вы сядете в самолёт и отправитесь в полёт параллельно с Солнцем, не будет закатов и восходов. Если вы сможете развить необходимую скорость, то постоянно сможете путешествовать с Солнцем и всегда иметь полуденный обед.
Теперь Бог Кришна говорит:
20. Хотя пракрити является причиной и следствием каждого действия, а также инструментом действия (через тело и чувства), это Пуруша переживает все удовольствия и страдания.
21. Пуруша (непроявленный) вечно пребывает в пракрити, переживает игру гун, которые являются проявлениями пракрити. Однако привязанность к любому привлекательному переживанию гун скрывает Пурушу, который тогда принимает рождение при хороших или плохих обстоятельствах.
Здесь Бог Кришна говорит о Пуруше, как о существе, которое принимает рождение и умирает. Всё это - заблуждение. Понятие о рождении и смерти исчезает благодаря знанию истины. Пуруша означает абсолютный Дух, абсолютное сознание, сущность.



А пракрити - это бессмыслица или проявление сущности. Весь космос - это пракрити. Всё, что было создано, является пракрити; Творец - это Пуруша. Это не две различные вещи.

Они неотделимы друг от друга. Творец создал Себя, как творение. Я говорю “Себя”.

Этот Единый становится множественным. Любой, кто познает эту истину вместе с деятельностью гун, познает бессмертие.


Гуны являются тремя силами или качествами в мире. В действительности существует только две силы, а не три, которые мы называем их саттва, раджас и тамас. Саттва - спокойствие; раджас - избыток активности; тамас - бездействие.

Раджас и тамас - это крайности. Саттва является не крайностью, а равновесием их обоих. Гуны являются частью космических вибраций, движения, функционирующего на трёх уровнях: действие, бездействие и равновесие или безмятежность.
Всё в этом космосе движется с помощью вибрации, движения энергии. Если хотите, можете назвать это ветром. Все формы меняются и приобретают новые названия благодаря гунам. Наше настроение меняется с помощью гун.

Иногда мы счастливы, в хорошем настроении и святы. А иной раз мы подавлены, плохо себя чувствуем. Бывает, мы становимся никчёмными людьми.

Всё это - разные направления ветра гун, обдувающего нас. Всё происходит благодаря разнообразной игре гун.
Даже в природе иногда всё пребывает в прекрасном и безмятежном состоянии, особенно когда встречаются день и ночь - раннее утро и ранний вечер. В это время наблюдается естественное спокойствие: ни суеты, ни бездействия. Днем преобладает раджас - активность.

Ночью преобладает тамас - бездействие. Саттвическое время - раннее утро и поздний вечер. Помните об этом: чтобы получить максимальную пользу от естественного саттвического периода, лучшего времени для медитации.
Существуют три гуны, которые движут всем. Если мы знаем конечную сущность и творение, с его меняющимися названиями и формами, а также причину этих изменений, тогда нам известна вся картина творения, Творец и причина. Как только мы познаём эту истину, мы, естественно, отождествляемся с неизменным принципом.

Мы чувствует, что являемся этим неизменным принципом. Какие бы изменения ни происходили - это является частью творения, вариациями трёх гун. Отождествляясь с чистым Духом, мы становимся бессмертными. Мы осознаём, что являемся бессмертными.

Мы осознаём, что никогда не рождались и никогда не умрём, хотя одновременно с этим сознаём, что, благодаря гунам, элементы меняются.
22. Высший Бог представлен в твоём теле и уме. Там он может быть признан, как свидетель, как дающий разрешение, как основа существа, как испытывающий переживания, как Махешвара (высший из высших) и Параматман (высший Дух).
23. Любой человек, независимо от имени, который понимает истинную природу Пуруши и пракрити вместе с гунами, становится свободным от цикла рождений и смертей.
Рождение и смерть - это элементы, соединяющиеся вместе или разделяющиеся с помощью ветра гун. Сознавая эту истину, мы ощущаем своё бессмертие, а раз так, то у нас нет рождения и смерти. В шлоке сказано: “Познав это, он никогда не родится вновь”. Конечно, слова имеют свои ограничения.

Сказанное означает, что для рождения нет необходимости.
С другой стороны, обладая таким просветлением, мы не должны больше иметь личных желаний. Именно желания вызывают рождение и смерть. Отсутствие желаний означает, что нет необходимости для существования тела.

Если мы не чувствуем, что собираемся куда-то, почему мы должны хотеть обладать средством передвижения? Ни машина, ни велосипед, ни иное средство передвижения при этом не нужны. Но, если мы желаем идти куда-то, тогда нам даётся средство передвижения. Таким же образом, когда ум захочет пережить что-то или достичь чего-то, ему будет дано средство передвижения, которым является тело.

Эти тела приходят и уходят. Вот что мы называем рождением и смертью.
В 24-й и 25-й шлоках Бог говорит о различных видах Йоги.
24. Одни люди реализуют истинную Душу с помощью медитации (дхьяны), другие - с помощью пути знания, а третьи с помощью Карма Йоги (пути самоотверженного служения).
Медитация является Раджа Йогой. Йога знания - это Джнана Йога. Затем он упоминает Карма Йогу - путь самоотверженного действия.
25. Существуют также и такие, которые не знают ни одного из этих путей. Тем не менее, если они услышат о реализации Души от других и примут участие в поклонении с истинной преданностью, они также достигнут бессмертия.
Также признаётся Бхакти Йога - путь преданности. Просто начните оттуда, где вы находитесь. Если вы не знаете, как медитировать или выполнять Карма Йогу, просто выберите символ и поклоняйтесь ему. Прекрасно, начните с этого.

Что-то лучше, чем ничего. Если вы просто возьмётесь за звено цепи и потянете, то вытащите всю цепь. Как видите, в Бхагавад Гите все виды Йоги равнозначны: Карма, Бхакти, Джнана и Раджа.
Позже вы заметите, что в некоторых местах Кришна скажет: “Эта Йога лучше, чем та”, или “Эта - лучшая”. Подобные выражения подчёркивают, что то, о чём говорится в тот момент, является самым лучшим. Это вызывает повышенный интерес у тех, кто склонен выбрать какой-то определённый вид Йоги.

Ваш хозяин может кормить вас каждый день разнообразным изысканным десертом. Он всё время будет говорить, что это - лучшее. Когда вы едите, то должны полностью наслаждаться этим.

Самое почётное место должно быть дано тому, что вы слышите сейчас.



Содержание раздела