ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ


В древности скиф Анахарсис говорил: «Лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения». А на вопрос, как не стать пьяницей, он ответил: «Иметь перед глазами пьяницу во всем безобразии».
В Древней Спарте, чтобы отвратить от употребления алкоголя, молодым патрициям показывали раба, которого предварительно спаивали. Омерзительный облик пьяного был действенным профилактическим средством.

ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ
Ф. И.Тютчев:
«О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей…»
Факторами риска могут стать конфликтная семья и область интимных отношений. И то и другое находятся пока за семью печатями.

Ни то, ни другое не разработано пока настолько, чтобы предложить семье или вступающим в брак научно обоснованные убедительные рекомендации: как наладить хорошие взаимоотношения в семье или отрегулировать свою интимную жизнь, чтобы она приносила взаимную радость.
Нередко к врачупсихотерапевту обращаются молодые и средних лет люди с признаками нервного расстройства, а причин для этого как будто бы и нет. Однако при углубленном расспросе удается установить, что причины невроза кроются в тех или иных нарушениях сексуальной жизни. Она влияет на эмоциональное состояние человека. Гармония супружеских отношений достигается сочетанием духовного родства и сексуального влечения. Если нет духовности, взаимоотношения двоих строятся на удовлетворении чисто физиологических потребностей.

Если нет влечения, семейная жизнь превращается в дружбу хороших людей.
Семья та изначальная точка, откуда начинается человек. В семье формируется личность, определяется отношение к жизненным ценностям.

Все это, безусловно, не без внимания общества школы, вуза, производственного коллектива.
Образование человека начинается с детского сада. Ребенка, подростка, юношу (девушку) обучают литературе и географии, зоологии и астрономии; нынешние молодые люди имеют представление (а то и хорошо знают) о теории относительности и голографии, о квантах и генетике, но… совершенно беспомощны, когда перед ними встают проблемы интимных отношений. Ложная стыдливость, неправильное воспита
ние подчас являются причинами, в результате которых разрушается семья, наблюдаются жесточайшие нервные срывы и даже психические заболевания.
Все знают, что такое физическая культура. Многие знают, что есть культура духовная, эмоциональная.

Но о культуре сексуальной мы почти ничего не знаем, и это незнание разрушает любовь, приводит к неврозам и болезням.
Ханжеское воспитание долгие годы не допускало нас к вопросам сексуальной жизни. Само слово секс считалось почти нецензурным, хотя означает оно всегонавсего пол. Половое чувство человека не просто физиологическое, оно состоит из сплава психологических и физических ощущений.

Культура интимной жизни позволяет человеку понять, что в любви сложно переплетены, проникнуты друг другом духовное и телесное. Где нет духовности, там нет любви.

Где есть культура интимной жизни, там угасающее с возрастом телесное заменяется духовным, ибо сила физических радостей в любви, по мнению Ю. Рюрикова, часто зависит от радостей душевных.
В нашей стране проводится работа по пропаганде знаний из области сексологии. Огромным шагом вперед в этом отношении стало создание консультаций по вопросам брака и семьи.

Они помогут супругам обрести ту радость, которая наряду с духовностью делает союз двоих устойчивым и счастливым.



Что же предпочесть?
Эпиграфом к своей книге «Три влечения» Юрий Рюриков взял слова из древнеиндийского трактата «Ветка персика»: Три источника имеют влечения человека: душу, разум и тело. Влечения душ порождают дружбу. Влечения ума порождают уважение.

Влечения тела порождают желание. Соединение трех влечений порождает любовь. Не так часто можно встретить в одном человеке три влечения одновременно.

Так что же предпочесть, принимая решение вступить в брак?
Каждый отвечает на этот вопрос сам, согласно своим жизненным принципам. Важно уже то, чтобы перед вступлением в брак такой вопрос возникал.


Влечение тела, ума, души… Чем выше интеллект человека, тем сильнее ценит он влечение ума и души, и тем меньшую роль играет влечение тела. В семейной жизни важнейшее значение имеет душа.

Там, где ее нет, не спасет и тело.
Сексуальное влечение сильное чувство, однако очень хрупкое и ранимое. Грубость, невнимание, неуважение могут сломать его навсегда, поэтому в сохранении обоюдного
влечения большую роль играет бережное отношение друг к другу. Душевная близость скрепляет отношения, на ней прочнее всего держится семья эта уникальная человеческая ячейка, которая дает обществу так много, как никакая другая. Чувство взаимной любви (между супругами; супругов к детям, детей к родителям) порождает доброжелательность, взаимоуважение, взаимопонимание.

Хорошая семья становится, по мнению Ю. Рюрикова, мощным генератором доброты. Наверное потому, попадая в такую семью, отдыхаешь душой.

Не зря социологи говорят, что семья должна стать санаторием души.
Социолог из Перми 3. И. Файнбург выявил важную взаимосвязь: у человека, подавленного семейными неурядицами, впятеро падает интерес к работе, снижается качество его труда. А социолог из Минска Н. Г. Юркевич утверждает, что от семьи на 3/4 зависит, в какую группу попадает подросток к нормальным людям, к людям с отклонениями от нормы поведения или к преступникам.
Большое горе всей семье, сильнейшие неврозы приносят разводы. Бытует мнение, что раз люди разлюбили друг друга, необходимо разводиться. Так ли это? Вот что по этому поводу пишет Ю. Рюриков: «Бывает, что гуманнее причинить горе себе, …чем, уйдя, причинить его своим детям и человеку, которого раньше любил.

Ибо гордиевы узлы здесь живые, и рассекать их это сечь по живым людям…». Тот, кто идет на развод, всегда встает на дорогу страданий…
Раны, которые наносит разлом семьи, особенно болезненны для детей, и самый гуманный, самый человечный компас в лабиринте треугольника принцип наименьшего зла. Забвение чужих интересов, эгоизм в вопросе разрушения семьи всегда в высшей степени античеловечен.
Жизнь убеждает: до глубокой старости доживают в браке люди добрые, душевные, любящие детей, умеющие во имя их гасить любые конфликты. Не удается это в той семье, где один из супругов эгоист.

Поэтому и говорят, что судьба брака прежде всего зависит от душевных свойств, а не от чувств.
Вступая в брак, оба должны быть уверены, что создают семью единственную на всю жизнь; что хотят иметь детей и готовы переносить вместе все трудности, связанные с воспитанием детей и ведением дома.
Недостатки друг друга лучше выискивать до свадьбы, а после нее видеть только достоинства, воспитывая их друг в друге нежностью и добродушием.
Хорошо, когда интеллектуальное развитие супругов и их интересы, увлечения совпадают. Ничто так не мешает созданию крепкой семьи, как стремление жены стать лидером.

Главой семьи, нам кажется, должен быть мужчина.
Это воспитывает в нем истинно мужские качества, обязывающие защищать, беречь слабую и нежную сторону.
Семейная жизнь это искусство компромиссов. Умение прощать и понимать другого приходит с годами, и если это умение пришло, из любой ситуации можно выйти без нервного срыва.
Наверное, подготовка к супружеской жизни начинается гораздо раньше, чем прозвучат свадебные тосты. Человек с детства получает представления о том, какой должна быть семейная жизнь.

Огромную роль в этом играет обстановка, в которой он воспитывается.
Воспитывают ребенка и положительные, и отрицательные моменты. Положительные откладываются в памяти: «Так надо», а отрицательные: «Так не надо».

Можно вспомнить много примеров, когда молодой человек, выросший в семье без отца и видевший слезы покинутой матери , становился преданным супругом и отцом.

О чем нужно говорить с подростком
Мы кратко остановимся на некоторых сторонах жизни, которые могут привести к нервным срывам или заболеваниям.
Период перехода от детства к отрочеству труден для всех. Для родителей потому, что ребенок становится дерзким, непослушным, у него на все свое мнение. Для ребенка потому что в нем властно пробуждается чтото новое, непонятное, чего он стесняется. С одной стороны, стыд, с другой любопытство, которое иногда удовлетворяется, к сожалению, совсем не теми, кто мог бы помочь.

Отсюда совершенно дикие, неправильные представления, в результате которых нередко появляется отвращение к будущей супружеской жизни и даже иногда подозрительность и нечто похожее на неуважение к родителям, взрослым.
Такие с детства сформировавшиеся искаженные представления о взаимоотношении мужчины и женщины, как о чемто «стыдном», «гадком», становятся подчас причиной раздора молодых супругов и развода. Выплывает модное слово «фригидность»…
Девочки, как минимум, за годдва до появления месячных должны знать, что это вполне нормальное физиологическое явление, которого не нужно бояться или скрывать от мамы. С детства девочка тянется к игре в куклы, и родители должны в какойто мере поддерживать в дочери идею материнства, заботы о домашнем уюте.

Не этого ли не хватает подчас в молодых женах? Мягкости, доброты, мудрого женского прощения…



Содержание раздела