Влияние нездорового образа жизни на здоровье


Выпуск данного учебного пособия можно считать первой попыткой к созданию учебника для студентов независимо от профиля специализации. Книга рассчитана также на широкий круг читателей, чья специальность предусматривает работу с подрастающим поколением: обучением, воспитанием, лечением, профилактикой, оказанием моральной, психологической и физической помощи.
Автор книги попытался привлечь внимание преподавателей, студентов и широкий круг читателей на основе 30-летнего педагогического опыта в высших учебных заведениях г. Москвы к проблемам профилактической, социальной медицины и психологической реабилитации. Представленные лекции отражают проблемы, связанные со здоровьем, в настоящее время.
Как рассматривать влияние нездорового образа жизни на здоровье, на психологический климат в семье, работу, учебу? Как трактовать деятельность людей, индивидуума в зависимости от социально-экономических, политических, бытовых, стрессовых ситуаций, влияющих на сохранение, укрепление и улучшение здоровья?

Эти и другие вопросы рассматривает наука о здоровье – валеология.
Наш предмет прост на слух и восприятие, но по значимости превосходит отдельные общественные науки, потому что он очень жизнеобилен по комплектности подхода. Взгляните на содержание – медицина от зачатия до старения, заболеваемость, смертность, психология быта, общения, психология интимных отношений, профилактика венерических заболеваний, состояние здоровья жителей гг.

Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных промышленных городов, здоровье переселенцев, методы психофизической реабилитации и т.д.
Рассматриваются актуальные вопросы болезней цивилизации (сердечно-сосудистые), включая знаменитые три А – атеросклероз, алкоголизм, аборт. В лекциях отражены социально-психологические вопросы пола и интимных отношений, контрацепции, вредных привычек (токсикомания, курение).

Рассматриваются различные виды питания, психогигиена двигательной активности и другие значимые вопросы здоровья.
В лекционном материале предлагается краткий словарь медицинских терминов. Это не дань моде, а научные расшифровки, которыми должны владеть будущие педагоги.

Уметь их трактовать и не краснеть, когда ученик будет спрашивать о чем-то интимном и запретном. Знание – из первоисточника!

Таков девиз валеологии.
В заключение даются примерные темы рефератов по валеологии и темы семинарских занятий на различных факультетах.
В лекциях использована информация из доступных документов Минздрава РФ, Госкомстата РФ, отчетов ВОЗ, книг, журналов, газет, исследований, диссертаций и публикаций многочисленных конференций самого широкого уровня за последние годы.
Основное направление лекционного курса по валеологии и близкой к ней санологии – трактовка современного материала в соответствии со школой академика Ю.П. Лисицына, учеником которой является автор.
Любые критические замечания, дополнения и пожелания будут приняты автором с благодарностью и ответственностью при переработке в последующих публикациях и переиздании учебника.
Особую благодарность автор выражает своему учителю и наставнику, академику РАМН, профессору Юрию Павловичу Лисицыну, а также академику РАМН, профессору Николаю Александровичу Агаджаняну, взявших на себя труд рецензирования данного учебного пособия.
Прошел год со дня выхода данного учебника, т.е. его первого издания. За истекший период на книгу пришло более 25 отзывов с различных регионов России, не считая личных бесед со своими коллегами по научно-педагогической деятельности.

Безусловно, я воспользовался советами и критическими замечаниями при переиздании данного труда с учетом пожеланий. Сделаны исправления, добавлен новый статистический материал по отдельным лекциям.

Написана новая лекция Здоровье брошенных детей, которая вызвала большой интерес у слушателей как педагогических университетов, так и у студентов медицинских факультетов.
В настоящее время написана лекция Основы полового воспитания, но не включенная в книгу только из-за тактических соображений. Дело в том, что эту проблему никак не могут воспроизвести на свет и узаконить различные комиссии, создающиеся при Мин. образовании, Госдумы и др. организаций.


Хотя... эта проблема давным-давно решена жизнью! Я подчеркиваю в одной из лекций, что еще в 1976 г данную тему читал в различных школах г. Москвы. Лекции пользовались большим успехом, и отзывы учителей и родителей, которым не возбранялось присутствовать на данных лекциях (вспомните, какой уклад жизни был тогда и кто правил идеологией сознания), были весьма лестными.

Да что лукавить, пол-Европы давно ввели в школьные программы курс по гигиене полового воспитания.
Поэтому читаю, переписываю, модернизирую данную лекцию ежегодно и еще раз подчеркиваю и выделяю – валеологию должен читать в школе, колледже, медицинских училищах и педагогических вузах специалист, имеющий медицинское образование! Только медицинское!



Допускаю, в крайнем случае, что ее может прочесть биолог, но... подчеркиваю – в крайнем случае. Эта мысль подтверждена многолетней практикой и наблюдениями.
Не хочу обидеть опытных биологов, но специфика медицинских знаний и специальной терминологии... должна быть обусловлена клиническим мышлением и знанием медицины. Хотя за последние годы (посмотрите на обновленный список литературы) о здоровье пишут инженеры, геологи и домохозяйки...
Допускаю демократичность печатного листка, но... считаю, в чем убежден – сталь должен варить сталевар, лечить – врач, учить – педагог!!!
Но, к сожалению, специалистов-валеологов пока еще не готовят вузы России. Наиболее приемлемый путь, который в настоящее время должен быть официально (юридически) признан на уровне Департаментов образования губерний (областей), городов и т.д.,– это переподготовка специалистов, биологов.

Инициатива должна исходить из регионов, где особенно ощущается нехватка данных специалистов. Курсы переподготовки или повышения квалификации завершаются получением сертификата или удостоверения после специальной переаттестации.
Думаю, наиболее совершенной формой переподготовки специалистов-валеологов будет объединение отдельных городов и регионов с целью приглашения ведущих специалистов из других городов России. Это экономично и рентабельно для заказчика.

Нет необходимости посылать тысячи бедствующих педагогов в центр.
Еще раз хочу подчеркнуть, и это доказано жизнью, что валеологию должны читать специалисты разных научных школ. Это вызовет интерес и желание педагога найти истину в валеологнческих познаниях.
Рецензенты книги академики РАМН, профессора Ю.П. Лисицын и Н.А. Агаджанян одобрили новое издание Валеологии, порекомендовав внести лекции по половому воспитанию, экологии и здоровью, которые были представлены на рецензию.

Думаю, что и эти лекции будут опубликованы в последующих переизданиях. Надеюсь, что данный учебник будет также популярен и полезен, как и первый (судя по отзывам и реализации), для многочисленной аудитории студентов, преподавателей и специалистов по валеологии.

Буду признателен всMм, кто даст любой совет и пожелания с целью совершенствования данной книги.
Автор выражает искреннюю благодарность своим единомышленникам и доброжелателям, коллективу кафедры анатомии, физиологии и валеологии МГПУ за поддержку при издании учебника, преподавателям кафедры социальной медицины и организации здравоохранения Российского государственного медицинского университета, коллегам кафедры по физической реабилитации и промышленной безопасности и охраны окружающей среды ГАНГ им. И.М.

Губкина, где прошло мое становление как преподавателя высшей школы.




Содержание раздела