Как распознать в себе гордость?


В терпении есть какая-то мистическая зона, которая возносит человека необычайно высоко, перебрасывая его дальше в смирение. Вот как говорил об этой зоне Коперник: Переплетенная терпением, моя жизнь была одной радостью и экстазом.
Смирение
Это принятие ситуации с миром. Самая сложная практика в жизни, недаром в православии она зовется добродетелью.

При смирении действуют в человеке три мотива — понимание, принятие, прощение.
Эти три мотива подвластны только по-настоящему умному, точнее, разумному человеку. Дурню они не по зубам. Смиряющийся понимает, что нет смысла сердиться, скажем, на Иванова. Может быть, тому в младенчестве головку прищемило, может быть, он упал в раннем детстве и сильно ушибся, теперь как-то не так соображает. Может быть, родители по незнанию навешали ему кучу жутких стереотипов, через которые он, бедный, до сих пор смотрит на жизнь.

Безусловно, что-то из всего этого присутствует, надо понять, принять и простить. Вот что происходит при принятии... Когда человек принимает ситуацию, он не напрягается (как при терпении), не увеличивает до умопомрачения количество адреналина в крови, более того, он... расслабляется, релаксирует оттого, что смог принять проблему и она больше не будоражит его. Такой человек не болеет из-за обиды и ненависти.

Разумеется, смирение хорошо только тогда, когда вопрос не касается самого главного, принципиального. В противном случае меняем смирение на неприятие... и смиренно не принимаем...
Смирение — опытно-мистическое свойство, взятое из практики духовной жизни наших предков. Вот что расскаOала одна женщина, приезжавшая периодически в К*** монастырь помогать его восстановлению:
Мне дали в монастыре задание... сажать рассаду корешками вверх. Я бывалая огородница, удивилась, кто же так сажает.

И стала сажать как надо, корнями вниз, а монахи сажали, как им было велено. В результате у всех рассада взошла, а у меня нет...
Смирение настолько важно в духовной жизни, что надо сказать еще и о его антиподе — гордости.
Противостоит смирению — гордость. Это порок, который Бог не принимает ни под каким видом, даже если при этом отдается собственная жизнь. Почему?

Потому что гордость — основание зла (она закабаляет и разрушает), а гордец — носитель зла. Смирение же лежит в основании самых значительных истин, поэтому смиренный — носитель истины. Так устроено Богом: хочешь стать значимым, побудь сначала рабом, хочешь много знать, усвой сначала, что ничего не знаешь, а все, что узнаешь, дается в подарок Богом.

Все люди больны гордостью, только одни больше, другие меньше. Как вообще распознать в себе гордость?

Обратимся по традиции к нашим духовным пастырям...
Как распознать в себе гордость? (поучение Иакова, архиепископа Нижегородского)
Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие... сделают что-либо не по-твоему... Если в тебе рождается... не мысль кротко исправить ошибку, другим допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают... так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы и врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд, и горд глубоко.

Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны... то знай, что ты горд, и горд глубоко... Если на человека нападет страх, то это тоже признак гордости.

Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так: „Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самих теней. Страшливые часто лишаются ума...

Ибо... Господь оставляет гордых..."
Такие простые слова архиепископа Иакова, а сколько в них смысла и благодати, в тких простых словах...
Гордый усвоить подобное не может, поэтому в его внутреннем мире всегда неспокойно: Гордость приводит нервы в движение... возбуждает мечтательность. Смирение успокаивает нервы... уничтожает мечтательность (И.



Брянчанинов).
Кто не может переварить идею смирения, может пойти путем, лаконично выраженным словами: Кто тихо ходит, тот густо месит или: По-настоящему ловкий человек тот, кто скрывает свою ловкость.
Домашнее задание
* В тишине и одиночестве выберите честно и откровенно те явления жизни, к которым у вас неприятие. Запишите их в левый столбик.

Затем те, которые вы с большим трудом, но терпите, запишите во второй столбик. Затем те, к которым проявляете смирение.
* Запишите все в свою тетрадь Единство, поставьте число. Подумайте, что можно из левого столбика перенести во второй, а что принципиально нельзя.
* Начните работать над тем, чтобы постепенно переводить пункты из среднего столбика в правый.
* Определите пределы, дальше которых вам не пойти.
Вспоминаем о важнейших потому что....
...Потому что не умеет радоваться малому.
А это приводит к болезням отчаяния, уныния и неприятия жизни.
Вспоминаю недавний эпизод. В Петербурге повесился известный миллионер, оставив после себя 17 млн долларов. В посмертной записке он написал, что не видит смысла в дальнейшей жизни, так как его младший брат в два раза богаче его.

Миллионер принял стакан коньяку, закусил соленым огурцом и удавился.
А вот еще эпизод. Из окна выбросился пенсионер К. Он не смог жить в мире, где нет могучего и грозного СССР, где никто не боится сегодняшнюю Россию.

Два таких разных, но очень показательных эпизода. Приведенные причины были для двух самоубийц неотразимыми. Почему? Потому что никто из них не умел радоваться малому.

Первый — тому, что богат. Второй — тому, что жива еще Россия, значит, еще не вечер. А как живут те, кто умеет радоваться малому?

Я знаю семью педагогов, живущих безмятежно и радостно.



Содержание раздела