Увеличение норм выработки


в последнее десятилетие) зачастую являются фиктивными. А достигается это двумя способами. При одном из них при частых незначительных изменениях выпускаемых изделий издержки производства нового изделия искусственно резко завышаются, чем создаются большие резервы для последующего "роста" производительности труда. Зачастую именно с этой целью и осуществляется "модернизация" выпускаемых изделий.
При другом способе, который является настолько же действенным, насколько примитивным, при отсутствии фактического роста производительности труда на предприятиях в ходе очередной кампании за повышение производительности труда или в конце очередного года, когда подводятся итоги работы предприятия и его подразделений, пересматриваются нормы выработки рабочими в сторону их увеличения, и в министерство идут победные реляции, что коллективы коммунистического труда, включившись в социалистическое соревнование, досрочно выполнили планы по росту производительности труда и т.д.
Но одновременно с увеличением норм выработки понижаются расценки для сдельных работ. А это может привести к понижению заработной платы, поскольку фактического роста производительности труда нет или же он незначителен, со всеми вытекающи ми отсюда последствиями, например, усилением текучести кадров или понижением трудовой дисциплины и т.д. Чтобы не допустить этого, руководители предприятий и их подразделений и служащие отделов труда и заработной платы ежегодно выписывают огромное количество липовых, фиктивных нарядов на огромные, астрономические суммы, которые исчисляются в масштабах всей страны, надо полагать, в миллиардах руб. в год.
Если бы всех руководителей, с ведома которых выписываются фиктивные наряды, привлечь к уголовной ответственности в соответствии с уголовным законодательством, большая часть, если не весь управленческий аппарат, оказались бы на скамьях подсудимых. Но этого никогда не произойдет отчасти потому, что полный запрет приписок приведет к резкому падению показателей роста производительности труда.
Для удовлетворения все растущих потребностей людей необходимо постоянно увеличивать производительность труда. А для резкого увеличения темпов роста производительности труда необходимо реформировать всю советскую экономику сверху донизу. Необходимо осуществить децентрализацию общественного производства, реформу налогообложения, необходимо постепенно отменить государственную монополию внешней торговли. Необходимо, кроме того, резко сократить и затем продолжать дальнейшее постепенное сокращение государственных дотаций с заменой их там, где это необходимо, выдачей кредитов хозрасчетным предприятиям и учреждениям: промышленным, строительным, сельскохо зяйственным, транспортным, связи, торговым, бытового обслуживания, возможно, также научным и проектным институтам, издательствам, медицинским учреждениям (при амбулаторном лечении в поликлиниках небольшую плату можно взимать с населения - пациентов, а за стационарное лечение в больницах - с предприятий, на которых работают пациенты), жилищному хозяйству (при одновременном повышении квартирной и заработной платы) и, быть может, некоторым другим предприятиям и учреждениям.
Необходимость отказа от политики государственных дотаций вытекает из необходимости покончить с уравнительным перераспределением доходов и ликвидации иждивенческих настроений некоторых трудовых коллективов и их руководителей.
Необходимо, по-видимому, осуществить реформу и в области оплаты труда: усовершенствовать основную (ликвидировать, в частности, приписки) и дополнительную (премии) зарплату; заменить двухразовую выдачу зарплаты в месяц (аванс и окончательный расчет за последний месяц) еженедельным начислением и выдачей зарплаты и т.д.
Но следует иметь в виду, что при осуществлении децентрализации общественного производства вопросы совершенствования оплаты труда целесообразно решать в децентрализованном порядке, все же решения правительства в этой области должны, по-видимому, носить рекомендательный характер. Можно не сомневаться, что каждый коллектив установит такую систему оплаты труда своих работников, которая для этого коллектива явится наиболее

приемлемой и наиболее эффективной для стимулирования труда и роста его производительности, для внедрения новой техники и технологии и улучшения качества выпускаемых изделий. Ибо в децентрализованном производстве главным двигателем экономического прогресса явится материальный коллективный интерес и творчество масс. Правительственные же и государственные органы управления должны лишь осуществлять контроль за правильностью начисления и выдачи зарплаты на предприятиях и в учреждениях, пресекая всякие противозаконные махинации в этом направлении.
Централизованное планирование фондов заработной платы предприятий и учреждений сковывает инициативу коллективов тем, что при значительном перевыполнении плана по разным экономическим показателям, прежде всего роста производительности труда, передовой коллектив того или иного предприятия или учреждения лишь временно, в течение нескольких месяцев, получает повышенную зарплату. Затем он получает новый, повышенный план, учитывающий достигнутые экономические успехи, а фонд заработной платы ему планируется прежний, на уровне других предприятий.
Но новый, повышенный план выполнить гораздо труднее, поскольку значительная часть производственных резервов оказалась неиспользованной, и перед коллективом возникает призрак угрозы срыва нового, повышенного плана со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями, в том числе угрозой лишиться премии для всего коллектива или хотя бы только для управленческого аппарата. При выполнении плана в очередной месяц по разным причинам объективного и субъективного характера, от которых никто не застрахован, этот передовой, по сравнению с другими предприятиями, коллектив в действительности остается без премии, и его зарплата оказывается более низкой, чем у других трудовых коллективов, которые работают по принципу: "сзади не отставай, но и вперед не забегай".
И все знают, что такая неприятная перспектива ожидает каждого из них, если только они будут работать лучше других, и поэтому все стараются не вырываться вперед, а идти в ногу со всеми, создавая и сохраняя как можно больше производственных резервов. Все стараются быть равными, незаметными, серыми.
До войны, в годы первых пятилеток, нормы выработки и планы перевыполнялись на сотни процентов; после войны, в 40-50-х г.г. нормы выработки и производственные планы перевыполнялись на десятки процентов; в 60-е годы планы коллективами предприятий выполнялись на 102, 105, иногда на 110%. В настоящее время производственные планы выполняются, как правило, на 100,1% или 100,2%, или, наконец, на 100,3%. Перевыполнение плана хотя бы только на 1% считается такой же большой неприятностью и просчетом руководства, как и недовыполнение плана.
И одной из главных причин этого, хотя и не единственной, является централизованное планирование фонда заработной платы коллективов предприятий и учреждений на основе уравнительного распределения национального дохода между коллективами предприятий и учреждений, которые работают (и еще более могут работать) неодинаково. И ликвидировать такое положение можно только с помощью тех реформ, о которых говорилось выше, реформ, в соответствии с которыми неодинаковые коллективы работников, работающие неодинаково, должны получать неодинаковую зарплату. И одной из таких реформ должна быть реформа децентрализации оплаты труда. Проведение этих реформ позволит резко повысить темпы роста производительности труда, что позволит ликвидиро вать или резко уменьшить противоречие между высоким уровнем потребностей советских людей и низким уровнем производительности их труда.
7. Негативные явления в советской экономике и советском обществе.
К числу множества негативных явлений в советской экономике и советском обществе относятся: вопиющая бесхозяйственность во всех сферах общественного производства и непроизводственной сфере; низкие темпы роста производительности труда, валового национально го продукта, в том числе на душу населения, жизненного уровня; острый недостаток жилья; низкое качество выпускаемых предприятиями изделий; недостаток на предприятиях и в учреждениях работников; высокая текучесть кадров; приписки при начислении зарплаты; дефицит многих и многих товаров в торговой сети; спекуляция, черный рынок, хищения, коррупция; и - как венец этих и других негативных явлений - алкогольный бум в последние 15 лет.
Алкогольное промышленное производство является единственным в СССР в последние 15 лет звеном общественного производства, которое не только не сокращало темпов своего роста, но, наоборот, с каждым годом их увеличивало. Мы достигли здесь таких грандиозных "успехов", что обогнали по количеству производства и потребления алкогольных напитков на душу населения все или почти все страны мира. В чем же причина этого беспрецедентного алкогольного взрыва?



Содержание  Назад  Вперед