Общие, или универсальные, функции


Общие, или универсальные, функции присущи управлению любым бизнесом или объектом. Они расчленяют управленческую деятельность на ряд этапов или видов работ , классифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях получения результата.

Общие функции : целеполагание, планирование, организация, координирование (регулирование ), стимулирование, контроль ( учет, анализ деятельности ).

  1. Целеполагание - выработка основных, текущих и перспективных целей.
  2. Планирование - выработка направлений, путей, средств, мероприятий по реализации целей деятельности фирм, принятие конкретных , адресных, плановых решений, касающихся их подразделений и исполнителей.
  3. Организация - это процесс установления порядка и последовательности согласованного в пространстве и времени целенаправленного взаимодействия частей системы для достижения в конкретных условиях, в определенные сроки поставленных целей выработанными для этого методами и средствами с наименьшими затратами.
  4. Координирование - уточнение характера действия исполнителей.
  5. Регулирование - выполнение мероприятий по устранению отклонений от заданного организацией режима функционирования системы. Осуществляется путем диспетчеризации.
  6. Стимулирование - разработка и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов деятельности и их высокорезультативному труду.
  7. Контроль - наблюдение за ходом происходящих процессов в управляемом объекте, сравнения его параметров с заданными, выявление отклонений.
  8. Учет деятельности - измерение, регистрация, группирование данных объекта.
  9. Анализ деятельности - это комплексное изучение деятельности при помощи аналитических, экономико-математических методов.




16 Функции классической (традиционной ) системы управления предприятием.

Содержание и набор функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, армейская и т.д.), от размеров организации и сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и многих других факторов.
Однако несмотря на все разнообразие, для всех процессов управления в организации характерно наличие однородных видов деятельности. В 1916 г. А.Файоль сгруппировал все виды управленческой деятельности в 4-е основных функции управления:
1.Функция планирования, состоящее в выборе целей и плана действий по их достижению;
2.Функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними;
3.Функция руководства, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей;
4.Функция контроля, заключающееся в соотнесении реально достигнутых результатов с теми что были запланированы.

17. Функции управления предприятием в условиях рыночного хозяйствования.

Усложнение взаимодействия с внешним окружением привело к большему количеству функций современного предприятия.
ФУНКЦИИ ОСНОВНОЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ РУСУРС
Планирование Время
Маркетинг Потребитель
Предпринимательство Бизнес
Финансы Деньги
Организация Люди
Производство Технология
Инновация Идеи
Информация Данные
Социальное развитие Культура
В условиях рыночного хозяйствования характерно:

  1. усиление стратегического планирования и прогнозирования;
  2. усиление контроля за качеством продукции на всех этапах от разработки до серийного выпуска;
  3. придание приоритетного значения информатике и экономическому анализу деятельности на основе ЭВМ;
  4. придание большего, чем раньше значения вопросам производства и управления персоналом;
  5. привлечение работников к участию в акционерном капитале;
  6. поощрение работников за новые идеи в области совершенствования технологии, создания и внедрения новой продукции;
  7. усиление внимания к социально-психологическим аспектам управления;
  8. усиление внимания в области маркетинговой деятельности, повышение эффективности затрат на проведение маркетинга.


18. Принципы осуществления функций управления.

1, Специализация исполнителей;

  1. Ритмичность управленческой деятельности ;


Управленческая деятельность должна осуществляться в установленном режиме функционирования.

  1. Непрерывность управленческой деятельности;

Должна осуществляться постоянно в выработанном режиме.
4. Прямоточность;
Должна осуществляться по найкратчайшему и оптимальному маршруту.

  1. Качественная и количественная пропорциональность частей системы управле -

ния.
6. Регламентация деятельности;
Установление объема и порядка выполнения работ каждым сотрудником .

  1. Четкое распределение функций между сотрудниками аппарата управления;
  2. Единоначалие;

Руководитель отвечает за результаты работы.

  1. Единство распорядительства ;

Работник получает указание от одного лица.
10. Сочетание централизации и децентрализации
Сочетание функций и полномочий

  1. Делегирование;

Передача полномочий, функций на нижестоящий уровень.

  1. Сочетание власти и полномочий.


19. Механизм осуществления функции “ организация ”.

Применительно к управлению функция организация представляет собой процесс:

  1. закрепления вариантов разделения управленческого труда между персоналом фирмы;
  2. построение организационной структуры системы управления фирмой;
  3. создания в целом работоспособной фирмы как системы;
  4. формирования устойчивой совокупности всех сторон деятельности фирмы (технической, технологической, экономической, финансовой...).

Последовательность осуществления функции “организация”:
1.Определение целей и задач совместной деятельности людей;
2.Выявление потребности в ресурсах для осуществления целей;
3.Установление последовательности действий исполнителей, продолжительности и сроков их выполнения;
4.Выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей;
5.Установление между людьми организационно-экономических отношений.



20. Метод оценки совершенства организации управления.


Задача анализа совершенства организации управления состоит в определении способности противостоять внешним и внутренним дестабилизирующим воздействиям. Порядок проведения такого анализа:
1.Формализация всех параметров фирмы, характеризующих ее как сложную систему;
2.Выделение в системе локальных и глобальных целей;
3.Четкое выделение (обособление) операций (совокупности действий), реализуемых в системе для достижения этих целей;
4.Анализ перечня возмущений, дестабилизирующих эффективную деятельность фирмы;
5.Выделение сложных системных ситуаций (состояний с указанием всех факторов, их формирующих), возникающих под воздействием возмущений;
6.Выработка и анализ нейтрализаторов этих возмущений;
7.Формулирование критериев оценки живучести фирмы, исходя из состава свойств подобранных нейтрализаторов;
8.Оценка живучести фирмы на основе сопоставления ее свойств с критериями живучести.
Методы проведения анализа : сравнительный, балансовый, по отклонениям показателей от заранее запрограммированных, факторный, функционально-стоимостной и т.д.























21. Организационная структура управления предприятием : понятие , состав элементов.

Организационная структура - один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации.

По сути структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.
Т.О. ,под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
Внутренним выражением организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Она направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации , распределение между ними прав и ответственности.
В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы),
уровни (ступени) управления и связи - горизонтальные и вертикальные.
К звеньям управления относятся структурные подразделения , а также специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть.
К звеньям управления следует относить и менеджеров , осуществляющих регулирование и координирование деятельности нескольких подразделений.
В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.
Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления , занимающих определенную ступень в системе управления организацией .Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии : менеджеры более высокой ступени управления принимают решения , которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.
Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм , в основе которых лежат отличительные признаки , в частности размеры производственно -коммерческой деятельности организации ,производственный профиль , степень финансово-экономической самостоятельности, централизация (децентрализация) управления и др.



Содержание раздела