Модификация режима ОЭЗ


Эти источники, с одной стороны, содержат свод универсальных международных стандартов и основаны на анализе лучшей мировой, в том числе и европейской практики, а с другой стороны, они уже адаптированы к российскому федеральному законодательству и учитывают тенденции его развития. На основе этого КО может внести свой вклад в развитие лучшей бюджетной практики и ее сближения с европейской. Режим особой экономической зоны, который предпочтительно сохранить в модифицированном виде, в принципе позволяет КО гораздо глубже продвинуться на пути гармонизации с законодательством ЕС по сравнению с другими российскими регионами. Речь идет о превращении КО в «пилотный» регион по созданию зоны свободной торговли между Россией и ЕС.

В этом случае региональные финансы КО должны претерпеть более существенные изменения, чем в других российских регионах, в частности в таких сферах, как технологии таможенного контроля, взимания НДС и таможенных пошлин, процедуры внутреннего контроля в бюджетных организациях, регулирование госзакупок. Для разработки конкретных мероприятий в этой сфере необходимо создание соответствующих рабочих групп по Калининграду при Комитете сотрудничества, действующего в рамках российско-европейского Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (1997 г.).
Ключевые рекомендации по ближайшим шагам в направлении реформирования системы общественных финансов КО сформулированы исходя из упомянутых выше стандартов Минфина РФ и российского «Кодекса лучшей практики» управления общественными финансами на региональном уровне, а также с учетом особого экономического статуса КО.
Модификация режима ОЭЗ:
отмена льгот по импортному НДС для предприятий, не работающих на экспорт;
введение льгот по прямым федеральным налогам для стимулирования экспортоориентированных предприятий;
ужесточение мер контроля за применением льгот.
Изучение вопроса о внедрении в КО (во взаимодействии с Главным управлением финансового контроля ГУФК Минфина РФ) альтернативной системы казначейского обслуживания, которая могла бы послужить тестовой моделью для реализации реформы казначейства в федеральном масштабе.
Перевод максимально возможного числа видов финансовой помощи в системе межбюджетных отношений на механизм субвенций.
Внедрение в бюджетную практику на федеральном и региональном уровнях технологий планирования и контроля расходов «по результату»; соответствующая модификация формализованных методик распределения финансовой помощи из вышестоящих бюджетов.
Переход от применяемой в КО методики оценки прогнозируемых доходов муниципальных образований к методике оценки налогового потенциала муниципальных образований, что должно оказать стимулирующее воздействие на муниципалитеты в плане собираемости налогов.
Переход от применяемой в КО системы финансирования сети бюджетных учреждений «по факту» к методике, основанной на подушевых нормативах, что сформирует стимулы к повышению качества бюджетных услуг, экономии бюджетных средств и реструктуризации сети бюджетных учреждений.
Создание комплексной системы мониторинга финансовых рисков в области на основе межведомственного взаимодействия и включения в систему контроля независимого аудита.
Введение в законодательство области поправок, позволяющих существенно расширить доступ общественности к бюджетной документации и возможности влияния на бюджетный процесс.
Разработка и законодательное закрепление реестра расходных обязательств по уровням бюджетной системы области, а также распределения обязательств между бюджетами области и муниципальных образований, с одной стороны, и внебюджетными медицинскими фондами с другой. При этом следует ориентироваться на соответствующие проекты законов, разработанных на федеральном уровне (в рамках федеративной реформы).
Разработка программы реформирования региональных общественных финансов КО в соответствии с требованиями ФРРФ и участие в конкурсе на получение субсидий из этого фонда, что должно оказать стимулирующее воздействие на ход реформирования и способствовать росту кредитного рейтинга региона.


Разработка и реализация стратегии формирования и управления имиджем региона в целях повышения его инвестиционной привлекательности и решения политических задач взаимодействия с федеральной властью и европейскими структурами.
Аналитическая и коммуникативная работа, проведенная участниками Проекта в 20022003 гг., привела к следующим практическим результатам.
Рекомендации Проекта были частично одобрены администрацией области и заявлены в Бюджетном послании губернатора В.Г. Егорова на 2003 финансовый год (сентябрь 2002 г.), а также нашли отражение в законе о бюджете области на 2003 год (повышена прозрачность бюджета в части межбюджетных отношений и программных расходов).
В сотрудничестве с Проектом администрация приступила к разработке среднесрочной программы реформирования региональных финансов и подготовке заявки для участия в тендере на получение субсидии из Фонда реформирования региональных финансов, созданного Министерством финансов РФ в рамках программы технической помощи Всемирного банка.
Организованное в рамках Проекта публичное обсуждение вопросов бюджетной прозрачности и инвестиционного климата (конференции и семинары с привлечением представителей основных участников регионального бюджетного процесса, международных деловых кругов и экспертов) способствовало вовлеченности независимых экспертов и специалистов в бюджетный процесс.
В результате сотрудничества с Проектом под руководством администрации области была создана рабочая группа, задача которой состоит в координации усилий участников Проекта и администрации по подготовке программы реформирования региональной системы общественных финансов (постановление губернатора № 539 от 5 ноября 2002 г.).
Перспективными направлениями дальнейшей работы участники Проекта считают следующие:

  • оказание консультационной помощи администрации Калининградской области в разработке и реализации программы реформирования региональных финансов, ее выдвижении на конкурс Фонда реформирования региональных финансов федерального бюджета;
  • содействие формированию общественной поддержки программы реформирования региональных финансов на региональном и федеральном уровнях, организация обмена опытом по реформированию с другими регионами РФ и соседними государствами Европы;
  • информирование международных деловых кругов о ходе реформирования бюджетной системы в Калининградской области.


hg



* Институт «Восток-Запад» одна из ведущих европейско-американских неправительственных некоммерческих организаций в области развития международных контактов. Был основан в 1981 г. с целью способствовать стабильности и процветанию в странах Центральной, Восточной Европы и Евразии, находящихся на переходном этапе развития.

Имеет центры в Нью-Йорке, Праге, Москве, Киеве и Брюсселе.
** «Агентство регионального экономического развития» независимая экспертная организация, учрежденная по инициативе Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и администрации Калининградской области в 1999 г.; занимается разработкой перспективных проектов и мониторингом эффективного развития Калининградской области.
*** Центр фискальной политики профессионально занимается вопросами региональных финансов, выполняет ряд проектов по заказу Минфина РФ.
* См., напр.: «Рейтинг относительной кредитоспособности регионов» (агентство «АКМ», 2002 г.); «Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов 20012002 гг.» (агентство «Эксперт РА»); журнал «Эксперт» № 45, декабрь 2002 г.



Содержание раздела