Деньги должны пользоваться доверием народа.


До тех пор, пока в роли денег выступало золото, деньги представляли собой товар, который имел собственную стои-
мость, измеряемую количеством затраченного труда на добычу золота.
Эпоху товарных денег сменила эпоха бумажных денег. Золото утратило возможность служить мерой стоимости, вы- полнять функцию всеобщего эквивалента.

Оно перешло в разряд обычных товаров, цена на который определяется рыночным спросом и предложением.
Развитие товарного производства и обмена привело к тому, что функцией денег стало в основном соизмерение стоимо-
стей различных товаров, т.е. выяснение того, во сколько раз один товар дороже или дешевле другого, предложенного к об-
 
мену. Функции меры стоимости постепенно утрачивают свое значение под влиянием совокупности факторов: нарастания товарной массы и развития обмена, изменения условий добычи золота и привлекательности самих бумажных денег для то- варного обмена и т.д.

Поэтому с позиций товарного обращения важно, чтобы деньги служили лишь представителями стои- мости и ускоряли обмен товаров. В таком случае бумажные деньги как представители стоимости и посредники в обмене мо- гут не обладать собственной стоимостью.
 
Современные бумажные деньги не являются полноценными деньгами, как золото. Они получают собственное содержа- ние только через выполняемые ими функции.

Следовательно, современные бумажные деньги это функциональные формы денег, знаки стоимости.
Бумажные деньги представляют собой представительную стоимость товаров, находящихся в обращении.
Деньги как всеобщий эквивалент выполняют в общественном хозяйстве ряд функций. Но их основная задача обслу- живание процесса обмена товарами и услугами.

Чтобы решать эту задачу, они должны сохранять свою покупательную спо- собность.
 
5.2. Покупательная способность денег
 
 
Покупательная способность денег это количество товаров, которые можно приобрести на одну денежную единицу.
 
Долгие годы покупательная способность денег связывалась с материальной обеспеченностью, которую видели в золо- том эквиваленте денег. Такой взгляд был связан с представлением, что бумажные деньги являются заменителями золота и поэтому могут быть обменены на золото.
Сегодня поддержание покупательной способности денег обеспечивается не золотым эквивалентом, а в основном нали-
чием золотого запаса страны и всей произведенной товарной массой.
Немецкий экономист Р. Гильфердинг указывал, что материальное содержание денег связано со стоимостью обра- щающихся товаров. Если растет товарное предложение, то денежная масса становится более устойчивой, ее покупательная способность стабилизируется.
Потребность измерения покупательной способности денег возникает у бизнеса. Бизнес может быть успешным, если темп ожидаемых доходов перекрывает темп инфляции.
Измерение покупательной способности денег нужно правительству и денежным властям, которые обеспечивают устой- чивость денежного обращения. Покупательная способность денег падает, если растут цены.

Поэтому необходимо следить за индексами цен, которые используются для измерения темпов инфляции и анализа динамики покупательной способности денег.
Сохранению покупательной способности денег способствует развитие производства и увеличение предложения това-
ров. Но для этого необходимо соблюдать два условия со стороны государства и населения:
1. Деньги должны выпускаться от имени государственной власти и под ее гарантии.
2. Деньги должны пользоваться доверием народа. В противном случае население не станет признавать их.
Покупательная способность денег на различных рынках может различаться, так как колебания цен на них не совпа-
дают (цены на компьютеры, например, могут падать, а на недвижимость расти). Поэтому надо исчислять индексы цен на различных рынках.
Покупательная способность денег зависит не только от того, какой рынок они обслуживают. Она отличается и по отно-
шению к различным компонентам обращающейся денежной массы.
 
5.3. Паритет покупательной способности.
 
ФИКСИРОВАННЫЙ И ПЛАВАЮЩИЙ КУРСЫ ВАЛЮТЫ
 
Денежная единица страны есть валюта. Соотношение между двумя (или несколькими) валютами по их покупатель- ной способности к определенному набору товаров и услуг называется паритетом покупательной способности.



В зависимо- сти от товарной номенклатуры набора паритет покупательной способности может быть частным (по определенной товарной группе) или общим (по всему общественному продукту).
 
Цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран, называется курсом валюты. Курс национальных валют часто применяется по отношению к международным валютным единицам, например к доллару, ЭКЮ. В настоящее время курс валюты устанавливается с учетом покупательной способности валют и является весьма под- вижным. Среди основных факторов, влияющих на курс валюты, являются состояние платежного баланса, уровень инфляции, межгосударственная миграция краткосрочных капиталов, а также политические и военные факторы.

Во всех странах приме- няется прямая котировка, при которой курс валюты устанавливается как отношение единицы иностранных валют к нацио- нальной валюте (кроме Великобритании, где принята обратная котировка).
Изменение курса валюты влияет на внешнеторговое сальдо. Снижение курса национальной валюты стимулирует экс- порт и ограничивает импорт, а следовательно увеличивается внешнеторговое сальдо.

Укрепление курса национальной валю- ты оказывает полярное воздействие: возрастает импорт, снижается экспорт, сокращается внешнеторговое сальдо.
Различают плавающий и фиксированный курсы валюты.
Плавающий курс валюты предусматривает известную свободу выбора режима валютного курса, предполагающего увязку изменений последнего с динамикой курсов отдельных валют других стран или набора валют валютной корзины.
Фиксированный курс валюты это официально установленное соглашение между национальными валютами, основан-
ное на определяемых в законном порядке паритетах. Он предполагает закрепление содержания национальных денежных единиц непосредственно в золоте или конвертируемой валюте, при строгом ограничении колебаний рыночных курсов валют
в пределах одного процента. На практике это означает жесткую привязку всех валют в международной торговле к доллару.
Способность национальных денег обмениваться на деньги других стран есть конвертируемость валюты.
 
5.4. Денежная масса. Денежные агрегаты
 
 
Совокупное количество выпущенных в обращение денежных знаков, включая наличные деньги, чеки, денежные средст-
 
ва населения и организаций, хранимые на счетах в банках и в иных кредитных организациях, а также подлежащие обяза-
 
тельной оплате денежные обязательства, есть денежная масса. Выпуск в обращение чрезмерного количества денег вызы- вает их обесценивание и появление инфляции.

Центральный банк монопольно осуществляет эмиссию наличных денег, орга- низует их обращение, устанавливает ориентиры роста денежной массы, что служит одним из основных инструментов и ме- тодов денежно-кредитной политики.
 
Денежная масса имеет определенную структуру. Критерием структурирования денежной массы является ликвид- ность, т.е. способность обмениваться на иные формы сбережений.

Принцип построения денежной массы основан на ранжи- ровании ее агрегатов от абсолютно ликвидных к агрегатам с убывающей ликвидностью. При этом убывание ликвидности актива сопряжено с ростом его доходности.

Так, наиболее ликвидные наличные деньги не приносят их владельцу дополни- тельного дохода. Продажа депозитного сертификата обеспечивает такой доход.
Состав денежных агрегатов различается по странам. В основе образования денежных агрегатов в России лежит амери-
канская система ( 15).
Денежный агрегат M1 включает наличные деньги и вклады до востребования (чековые вклады населения и предпри-
ятий в коммерческих банках).
Денежный агрегат М2 равен денежному агрегату M1 плюс срочные вклады в банках и сберегательные депозиты.
Денежный агрегат М3 равен денежному агрегату М2 плюс депозитные сертификаты и государственные долговые обя-
зательства.
В макроэкономике выделяют также агрегат L, включающий в себя помимо М3 казначейские сберегательные облига-
ции, платежные обязательства банков, коммерческие бумаги.
Из перечисленных показателей денежной массы главным является M1.
 
 
 
М1
 
 
 
 
 
М2
 
 
 
М3
 
L
 
 
0 Доходность
 
 
 
15. Ранжирование денежных агрегатов
 
 
Каждый агрегат отличается не только покупательной способностью, сферой действия, но и скоростью обращающихся денег. В связи с внедрением новых технических средств в банковской системе расчетные и платежные операции значительно ускорились, но все же разница в скорости обращающихся денежных агрегатов остается.
 
В России денежный агрегат M1 фактически представляет собой лишь объем наличных денег без чековых вкладов, кото-
рые еще не получили широкое распространение.
Агрегат М2 рассматривается как сумма наличных и безналичных денег, обращающихся в экономике.



Содержание раздела