Инфляция открытая


Инфляция может иметь место даже при стабильных ценах, если они сочетаются с хроническим отставанием предложения от спроса.
 
Таким образом, инфляция это такое обесценивание денег, которое сопровождается нарушением законов денежного обращения и утратой деньгами всех или части своих основных функций. В крайнем своем проявлении инфляция приводит к утрате доверия к денежным знакам и возрождению натурального обмена.
В зависимости от того, какие формы принимает инфляционное неравновесие рынков, различают открытую и подавлен-
ную формы инфляции.
Открытой инфляции свойственна тенденция к повышению цен. Подчеркнем: общая тенденция, измеряемая народнохо- зяйственным индексом цен.

Отсюда следует, что открытая инфляция вполне совместима с периодическими снижениями цен на отдельных товарных рынках или с замедлением их роста. А раз так, то получается, что открытая инфляция, серьезно де- формируя механизм рынка, не нарушает его.

Она излечима и лечится экономическими методами.
Открытая инфляция принимает различные формы: ползучую или умеренную (когда цены изменяются медленно, обычно
до 10 % в год), галопирующую (когда рост приобретает стремительный характер) и, наконец, форму гиперинфляции (рост цен составляет более 1000 % в год), приводящей к полному расстройству денежного обращения.
В условиях подавленной инфляции цены контролируются государством. Поэтому повышенный спрос на товары выража-
ется в появлении разрыва между спросом и предложением. Поскольку государственная цена оказывается ниже равновесной, притупляются стимулы для увеличения количества и повышения качества товаров.

Следствием этого является возникнове- ние дефицита.
Поскольку обязательным признаком подавленной инфляции является административное регулирование цен, постольку неизбежно разрушение рыночного механизма. Симптомы инфляции подавить таким путем можно, но вместе будет подавле- на и рыночная система.
Подавленная инфляция подрывает устойчивость денежной системы и доверие к деньгам. Она неизлечима, ее можно только «обезболить».
Схематически формы инфляции ( 26) можно представить так:
 
Инфляция открытая подавленная 
ползучая гиперинфляция
 
 
 
 
 
 
галопирующая
 
 
 
 
26. Формы инфляции
 
 
 
6.2. Причины и показатели инфляции
 
 
Среди основных причин инфляции можно выделить следующие.
 
1. Инфляция зарождается на денежном рынке. Именно в деформациях денежного обращения и следует искать ее при- чины. Из-за неправильной денежной политики центрального банка в результате дополнительной эмиссии в обращении по- является избыточная, необеспеченная товарами масса денег.

Положение усугубляется за счет неверного регулирования бан- ковского процента, трансформации краткосрочных денежных накоплений в долгосрочные кредиты, использование кредит- ных ресурсов для покрытия финансового дефицита госбюджета.
2. Современное денежное обращение осуществляется бумажными знаками, прервавшими всякую связь с золотом. В эпоху золотых денег их избыток преодолевался уходом золота из сферы обращения в сферу накопления. А вот бумажные деньги, которые являются только средством обращения, копить подобно золоту бессмысленно.

Но, в отличие от золотых денег, бумажным просто некуда уйти: сфера обращения их единственная обитель.
3. Постоянный рост расходов государства, который обусловлен расширением масштабов госсектора, государственно-
го регулирования экономики, проведения социальных программ.
 
Милитаризация экономики усиливает напряжение в расходной части бюджета, деформирует воспроизводство. Военная промышленность вызывает на потребительском рынке чистый прирост спроса без соответствующего предложения.
 
4. С ростом открытости экономики увеличивается опасность импортируемой инфляции. В условиях неизменного кур- са валюты страны экономика испытывает воздействие внешнего повышения цен на ввозимые товары.

Кроме каналов миро- вой торговли, инфляция может переноситься по каналам перемещения краткосрочных капиталов из одной страны в другую из- за национальных различий в уровнях банковского процента.


5. Возникновение крупных институтов частной власти монополий и олигополий, получающих сверхприбыли за
счет сдерживания предложения и поддержания высокого уровня цен. Крупные финансово-промыш-ленные группы занима-
ются лоббированием, препятствуя прохождению антимонопольных решений правительства.
Олигополии и монополии являются основой роста цен, не дают возможности срабатывать рыночному механизму, так как отсутствует конкуренция, и препятствуют государственному антиинфляционному регулированию.
6. Неверные действия государства в сфере налогообложения. Когда ставки налога становятся высокими, предприни- матели отвечают повышением цен.

В результате тормозится объем продаж, а, следовательно, и производства. Слишком большая ставка налогообложения высоких доходов создает предпосылки для искусственного повышения издержек, в том числе за счет быстрого роста представительских расходов (высокие командировочные расходы и т.д.).
7. Усиление роли профсоюзов, добивающихся повышения заработной платы путем сокращения предложения труда (лоббирование законов о сокращении рабочего времени, ужесточение миграционного законодательства с целью защиты внутреннего рынка труда от иностранной рабочей силы). Повышение заработной платы, с одной стороны, увеличивает сово- купный спрос, а с другой издержки производства.

И то, и другое являются фактором роста цен.
8. Индексация денежных доходов населения становится фактором формирования избыточного платежеспособного спроса.
9. Преобладание доли занятых в сфере услуг (сервисно-ориен-тированная экономика). Производительность труда в сфере услуг растет медленнее, чем в производственном секторе, а заработная плата более высокими темпами.

Это усилива- ет дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением.
Итак, инфляция это проявление диспропорциональности в развитии общественного воспроизводства, которое обу-
словлено нарушением закона денежного обращения.
Показатели инфляции это индексы цен, к числу которых следует отнести:
? индексы цен на потребительские товары;
? индексы цен производителей;
? индексы цен потребителей продукции и услуг производственного назначения;
? индекс-дефлятор.
Индекс потребительских цен измеряет изменение стоимости фиксированного набора основных потребительских това- ров и услуг (потребительской корзины) и является главным показателем, характеризующим уровень инфляции в стране и ее регионах.
Индекс цен производителей рассчитывается по фактическим ценам реализации продукции, отгружаемой на внутренний
рынок без НДС, акцизов, других косвенных налогов, транспортных и погрузочно-разгрузочных расходов.
Индекс цен на продукцию и услуги производственно-технического назначения включает, кроме цены производителей, транспортные расходы, косвенные налоги, оплату услуг торговых организаций и охватывает как отечественную продукцию, так и импортную, потребляемую отечественными предприятиями.
Дефлятор ВНП уровень цен на товары и услуги, формирующие ВНП. Он используется для анализа динамики ВНП и рассчитывается как соотношение объема ВНП текущего года в текущих ценах (номинального ВНП) и того же объема в по- стоянных (сопоставимых) ценах базисного года (реального ВНП).
Уровень инфляции (темпы прироста цен) рассчитывается, например, на основе индекса потребительских цен, как:
 
 
индекс потребитель-ских цен ана-
 
 
лизиру-емого года
индекс потребительских цен базис-
ного года
 
Уровень инфляции Индекс потребительских цен базисного года
 
 
Инфляцию характеризуют также с использованием правил числа 70. Чтобы определить количество лет необходи-
 
мых для удвоения цен, число 70 делят на ежегодный уровень инфляции.
 
6.3. Инфляция спроса и инфляция издержек
 
 
Различают два вида открытой инфляции: инфляцию спроса (инфляцию покупателей) и инфляцию издержек (инфляцию продавцов). В сущности, это две взаимосвязанные, но не равнозначные инфляции: одна со стороны спроса (избыток де- нежных средств у покупателей), другая со стороны предложения (рост производственных издержек).
 
Инфляция спроса это вид инфляции, порождаемый избытком совокупного спроса, за которым не успевает предложе-
ние, а следовательно, и производство. Избыточный спрос приводит к росту цен.

Избыток денег образуется при дефиците товаров.
Чтобы финансировать дополнительные расходы, государство выпускает бумажные деньги, не обеспеченные товарной массой.
Инфляция спроса имеет смысл при низком темпе экономического роста, наличие недозагруженных мощностей. В этом случае подстегивание спроса служит стимулом активизации производства. При росте цен до 10 % население больше покупает, ибо в дальнейшем покупки обойдутся еще дороже.

Это стимулирует производителей увеличивать предложения, рынок быстрее насыщается.



Содержание раздела