Основная диспропорция централизованной системы


Этот комплекс мер получил название вашингтонского консенсуса и включал следующий список рекомендаций для стран, осуществлявших реформирование своих экономик:7 1) бюджетная дисциплина (крупный и устойчивый бюджетный дефицит способствует инфляции и бегству капитала; следовательно, правительства должны удерживать его на минимальном уровне);
2) приоритеты общественным расходам (субсидии производственным предприятиям должны быть сокращены или отменены вовсе; правительственные затраты должны быть перенаправлены на образование, здравоохранение и развитие инфраструктуры);
3) налоговая реформа (база налогообложения "должна быть широкой", то есть все компании и предприниматели должны нести равномерную налоговую нагрузку, а предельные ставки налогов "должны быть умеренными");
4) процентные ставки (внутренние финансовые рынки должны определять размеры процентных ставок данной страны; ставки должны быть положительными поскольку в этом случае сокращается бегство капитала из страны и увеличиваются накопления);
5) обменные курсы валют (развивающиеся страны должны поддерживать обменные курсы на таком уровне, который бы стимулировал экспорт);
6) либерализация торговли (внешнеторговые тарифы должны быть минимизированы и никогда не должны применяться по отношению к промежуточным товарам, необходимым для производства экспорта);
7) прямые иностранные инвестиции (зарубежные инвестиции могут принести необходимый капитал и квалифицированное управление компаниями и потому должны поощряться);
8) приватизация (частная промышленность функционирует более эффективно, поскольку управляющие или "имеют прямую личную долю в прибылях предприятия", или "подотчетны тем, кто ее имеет"; государственные предприятия следует приватизировать);
9) дерегулирование (избыточное правительственное регулирование может способствовать коррупции и дискриминации более мелких предприятий, не располагающих широким доступом к высшим эшелонам бюрократии; правительства должны дерегулировать экономику);
10) обеспечение прав частной собственности (права частной собственности должны быть укреплены; слабые законы и плохая правовая система снижают стимулы к накоплению и аккумулированию богатства).
Идеи, проистекавшие из "вашингтонского консенсуса", имели огромное влияние на экономические реформы во многих странах. Вместе с тем, характер их интерпретации в разных странах существенным образом различался, а характер их реализации различался еще больше.

К тому же, 10 исходных политических предписаний "вашингтонского консенсуса" господствовали лишь непродолжительное время. Изменения в международной экономической и политической обстановке наряду с новыми внутренними условиями в реформирующихся странах создали проблемы, которые не предвидели люди, сформулировавшие первоначальные положения консенсуса, что обусловило поиск новых ответов.

Правительства, осуществлявшие реформы, повсеместно обнаруживали, что политические цели, которые еще лишь несколько лет или даже месяцев назад считались окончательными рубежами процесса преобразований, становились только предпосылкой успеха. Новые, более комплексные и более труднодостижимые цели постоянно добавлялись к списку условий приемлемого функционирования экономики.
Среди важнейших условий, дополнивших список вашингтонского консенсуса в последние годы часто называют следующие;

  • надежно функционирующая правовая система, основанная на развитом законодательстве, обеспечивающем правовые аспекты функционирования рыночной экономики;
  • хорошо подготовленные и высокооплачиваемые государственные чиновники (это условие, в частности, способствует снижению коррупции);
  • хорошо образованная рабочая сила и, следовательно, достаточно развитая система образования;
  • отсутствие огромного разрыва в доходах наиболее богатой и наиболее бедной частей общества (наличие очень значительного разрыва является угрозой для политической стабильности общества и препятствием для роста инвестиций);
  • эффективная телекоммуникационная система, что необходимо для надежной работы финансового сектора и других секторов экономики.



Либерализация экономики как один из основных элементов стратегии перехода к рыночной экономике

Либерализация экономики – ликвидация основных диспропорций и ограничений административно-командной экономики, запуск механизмов основных законов рыночного хозяйства. Основная диспропорция централизованной системы – диспропорция цен. Таким образом, либерализация цен является составным элементом либерализации экономики.

В Польше, Югославии либерализация цен была осуществлена в 1989 году, в России в 1992 году. Фактически с либерализации цен в нашей стране и были начаты экономические реформы.
Другой важнейший элемент либерализации – либерализация внешней торговли.
Помимо либерализации цен и либерализации внешней торговли, либерализация экономики предполагает либерализацию деятельности предприятий на внутреннем рынке – самостоятельность, свободу в производстве продукции, поиск партнеров, поставщиков рынков сбыта и т.д.
Либерализация экономики порождает главную проблему переходного периода – инфляцию. В связи с этим возникает необходимость следующего элемента стратегии перехода к рыночной системе.

Макроэкономическая финансовая стабилизаци как один из основных элементов стратегии перехода к рыночной экономике

Подавление инфляции, укрепление денежной единицы и придание устойчивости валютному курсу и другим макроэкономическим финансовым параметрам называют макроэкономической финансовой стабилизацией. Центральным моментом этого элемента стратегии перехода к рыночной экономике составляет борьба с инфляцией.
Насколько разнообразны причины инфляции, настолько разнообразны и методы борьбы с ней. В развитых странах для этого сокращают государственные расходы, повышают учетную ставку процента и обязательную норму резервирования. Иначе говоря, применяются методы фискального и монетарного характера для того, чтобы сделать деньги более дорогими, трудодоступными для экономических организаций и населения. Разрабатываются специальные стабилизационные программы.

Если борьба с инфляцией осуществляется только путем сжатия денежной массы и спроса через сокращение бюджетного дефицита и ограничение кредитно-денежной эмиссии, то такая стабилизация называется ортодоксальной. Такие стабилизационные программы осуществлялись (правда, не всегда успешно) в 70-80-х гг в Чили, Бразилии, Аргентине, Боливии.

Если же наряду с ограничением дефицита и эмиссии предусматривается так же административные методы: замораживание цен, зарплаты и обменного курса (Аргентина, Бразилия, Мексика, Израиль в 80-90 гг), то стабилизация носит название гетеродоксальной. Финансовое стабилизация в России шла по ортодоксальному пути.
Однако стандартные монетаристские рецепты ограничения денежной массы не всегда помогают, так как необходимо учитывать специфику инфляции и инфляционного регулирования в переходный период. Специфика эта – в большой роли немонетарных факторов долгосрочного характера.

  1. В экономике России большое значение имеет монополистический фактор. К предприятиям естественных монополий относятся топливно-энергетический комплекс и железнодорожный транспорт, играющие в экономике огромную роль. Но если в рыночном хозяйстве монополии вынуждены считаться со спросовыми ограничениями, то в переходной экономике, если цены для покупателя слишком высоки, он зачастую не оплачивает закупленную продукцию. Тем не менее, он принимает ее от продавца для дальнейшей переработки и реализации. Таким образом раскручивается механизм образования неплатежей, чему способствует отсутствие реального механизма банкротств. Слабость рыночных санкций за повышение цены сверх уровня спросовых ограничений ведет к тому, что импульс увеличения цен, исходящий от монополиста, распространяется по технологической цепочке на всю экономику и возвращается к монополисту в виде возросших издержек, порождая новый виток инфляции.
  2. Проблема неплатежей, которую формально пытались решить с помощью векселей и бартера. В экономике появились так называемые квази-деньги или денежные суррогаты, бороться с которыми сокращением денежной массы невозможно.
  3. Мягкие бюджетные ограничения, сохраняющиеся во время переходного периода, приводят к субсидированию государством неэффективных компаний. Приватизация не устраняет связь между предприятиями и государством. Государство, в частности, продолжает владеть акциями во многих компаниях. Правительство продолжает субсидировать неэффективные и неконкурентоспособные компании с неизбежно возникающим при этом инфляционным эффектом. Наблюдается образование мощных финансово-промышленных групп, способных оказывать инфляционное давление на государство в целях получения льгот и других форм поддержки.
  4. Инфляция выступает как защитное средство для производителей, которые увеличивают цены на свою продукцию с целью поддержания рентабельности производства в условиях растущих издержек.

Наличие долгосрочных инфляционных факторов немонетарного характера порождает так называемую фоновую инфляцию, которая не может быть устранена сжатием денежной массы и требует проведения глубоких институциональных реформ.



Содержание раздела