Теневая экономика как особенность российского капитализма.


Развитие нелегального сектора наносит ущерб государственному бюджету и косвенно – другим экономическим агентам, действующим в рамках закона. Среди всех форм криминальной экономической деятельности наибольшую опасность представляет сегодня деятельность организованной преступности. Последствия ее деятельности не ограничиваются социально-экономической сферой и затрагивают практически все стороны общественной жизни.
На восьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с npaвонарушителями отмечено, что организованная преступность иногда глубоко проникает государственную администрацию и политические структуры, включая вооруженные силы. Она подрывает демократический процесс, размывает этические нормы и являет причиной покорности, а ее последствия пронизывают все аспекты жизни общества.
В руководстве для дискуссии на девятом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями отмечено следующее: "Организованная преступность создает прямую угрозу национальной и международной безопасности и стабильности и представляет собой фронтальную атаку на политические и законодательные власти, а также создает угрозу самой государственности. Она нарушает нормальное функционирование социальных и экономических институтов компрометирует их, что приводит к утрате доверия к демократическим процессам.

Oна подрывает процесс развития и сводит на нет достигнутые успехи. Она ставит в положение жертвы население целых стран и эксплуатирует человеческую уязвимость, извлекая при этом доходы.

Она охватывает, опутывает и даже закабаляет целые слои общества, особенно женщин и детей, и вовлекает их в различные и взаимосвязанные преступные предприятия, в частности в проституцию".
Примечания

  1. Капитаны теневых капиталов рвутся к власти // Российская газета. 1977. 1 октября.
  2. Шмелев Н. Неплатежи – проблема номер один российской экономики // Вопросы экономики. 1997. №4. С. 27.
  3. Шмелев Н. Неплатежи – проблема номер один российской экономики // Вопросы экономики. 1997. №4. С. 28.
  4. Проблема влияния скрытой экономической деятельности на структуру экономики глубоко исследована в работах Бруно Даллаго.
  5. Косалс Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма. – Вопросы экономики. – 1998. – № 10. – С. 76-77.
  6. Свенссон Б. Экономическая преступность, – М.: Прогресс, 1987, – С. 72-73.

1.10. Нелегальный рынок
Нелегальный рынок – совокупность отношений, осуществляющихся в нарушение действующих правовых норм и сводящих вместе покупателей и продавцов товаров и услуг. Нелегальный рынок является базовым институтом теневой и криминальной экономики.
По экономическому содержанию экономических благ выделяют рынки товаров, рынки услуг, рынки работ.
Различают также рынки готовых продуктов (услуг, работ) и рынки экономических ресурсов (рынки капиталов, рабочей силы, земли). По характеру реализуемых товаров различают:

  • рынки легальных, нормальных товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения нормальных потребностей;
  • рынки запрещенных товаров и услуг (рынки товаров и услуг, направленных на удовлетворение деструктивных потребностей – рынки наркотических средств; "человеческих влечений" – услуги по торговле телом (проституция); торговля людьми, запрещенная торговля животными, рынки краденого имущества, радиоактивных материалов). Особое место в этой категории принадлежит рынку криминальных услуг.
  • рынки криминальных услуг, связанных с применением насилия, угрозой его применения и другие, имеющие целью активное воздействие на поведение участников рыночных отношений (заказные убийства).
  • По уровню развития конкуренции среди нелегальных рынков представлены различные типы: от высокомонополизированных (наркобизнес) до высококонкурентного (рынок услуг по отмыванию преступных доходов).

По масштабу выделяют нелегальные рынки: местные (локальные), региональные, национальные и международные (транснациональные).
Причинами возникновения и развития нелегальных рынков являются следующие:

  • наличие правового запрета на обращение товаров, реализацию услуг, выполнение работ (наркотические средства, трансплантанты, краденное имущество, отмывание преступно полученных доходов);
  • наличие установленных законодательством барьеров для доступа на рынок (государственная монополия, лицензирование, возрастные ограничения для малолетних на рынке труда, авторские права, защита интеллектуальной собственности (патент, товарный знак);
  • государственное регулирование цен (установление максимальных цен, ограничение рентабельности, установление фиксированного валютного курса на уровне, ниже равновесного);
  • высокий уровень налогообложения и других издержек, связанных с исполнением установленных законом обязательств;
  • недостаточная жесткость государственного контроля, неспособность государства реализовать правовой запрет либо исполнение регулирующих предписаний;
  • недееспособность государственных институтов регулирования рынка, обеспечения прав собственности, контрактной дисциплины (например, неэффективность судебной системы разрешения споров, исполнения судебных решений, связанных с истребованием долгов порождают рынок криминальных услуг по их "выбиванию").
<

p> Рассмотрим, каким образом установление государством цен на уровне ниже равновесного, создает экономические условия для возникновения нелегального рынка. Для этого можно воспользоваться анализом кривых спроса и предложения.
Влияние государственного регулирования цен на возникновение спекуляции и теневого рынка обстоятельно исследовал известный российский экономист В. В. Новожилов.
Рыночная система посредством "черного" рынка компенсирует вмешательство государственных органов в процесс обмена товаров. Однако в этих условиях существуют две цены, причем ни одна из них не является действительно равновесной ценой. Невозможно выяснить, какова действительная ценность для общества продукта.

Кроме того, объем производства оказывается ниже равновесного, дефицит сохраняется, хотя и в меньших масштабах, а ресурсы в обществе используются не лучшим образом.
Возможна ситуация установления цены на нелегальном рынке на уровне ниже официального. Это может иметь место, если нелегальные рыночные отношения используются для уклонения от уплаты налогов, обязательных платежей или исполнения иных предусмотренных законом обязательств.
В хозяйственных системах различного типа масштаб и структура нелегальных рынков может существенно различаться. В условиях развитой рыночной экономики "черный" рынок большей степени ориентирован на удовлетворение деструктивных потребностей (наркотики, порнография, проституция, азартные игры). В условиях командной экономики он является компенсаторным механизмом обеспечения населения необходимым товарами и услугами.

Особенностью переходной экономики является вовлечение в теневой оборот также и ряда институциональных услуг в связи со слабостью государственного управления экономикой.
Особенности конкретного нелегального рынка и ценообразование на нем определяются множеством факторов, влияющих на характер и положение кривых спроса и предложения.
Среди этих факторов можно, в частности указать на эластичность спроса и предложения от цены, структура цены предложения. Чем менее эластичен спрос на товар или услугу, тем выше устойчивость теневых рыночных отношений, тем больше подвержен рынок монополизации со стороны организованных преступных групп.
В качестве примера нелегального рынка с низкоэластичным спросом можно привести теневые рынки товаров первой необходимости в условиях нерыночной хозяйственной системы советского типа.
С точки зрения структуры цены предложения нелегальные рынки различаются, в частности, удельным весом в рыночной цене издержек по страхованию риска. По общему правилу, чем жестче правовой запрет, чем более последовательно он реализуется, чем более суровы санкции за его нарушение и более неотвратимо их реальное применение, тем выше в структуре цены предложения рассматриваемая доля.
В качестве примера рынка с высокой долей страхового тарифа можно привести нелегальный рынок наркотических средств. Их доля фактически составляет основную часть цены, что более подробно отмечено при более детальном рассмотрении этого рынка.

Примером рынка с низкой долей этих издержек может быть теневой рынок репетиторских, бытовых, ремонтных и других подобных услуг.
Способность государства оказывать влияние на структуру цены предложения товаров и услуг на нелегальных рынках должно учитываться при формировании политики в отношении незаконных видов деятельности. Так, исследователями нелегального рынка героина в ФРГ установлено, что полицейские меры следующим образом воздействуют на конъюнктуру рынка и потребление (1):

  • Удвоение квот конфискации снижает объем предложения на 9-28%.
  • Удвоение числа арестованных – на 8-24%.
  • Увеличение сроков наказаний с 5 до 20 лет для торговцев – на 10-15%.

Конфискация имущества в 5-кратном размере от ежегодной суммы доходов торговцев – на 5-6%. Значение экономических санкций в борьбе с наркобизнесом оценивается очень высоко.

Так, 68% экспертов полагают, что основной целью расследования должен быть поиск путей конфискации наличных денег и имущества, добытых преступным путем.



Содержание раздела