Нелегальный рынок оружия


Нелегальный рынок оружия
Сегодня по уровню доходности и динамизму развития незаконный оборот оружия, уступает лишь индустрии наркобизнеса. Различие между законными и незаконными поставками вооружений в значительной мере определяется не характером продукта, а тем, кто является конечным потребителем.

Сделки на черном рынке оружия представляют собой подпольную деятельность, где значительная часть расходов связана с тайным характером таких сделок, а обратный поток денежных средств проходит процесс легализации.
Насилие с применением оружия превратилось в инструмент давления на государственные структуры различных уровней, способом запугивания или устранения конкурентов по бизнесу, несговорчивых банкиров, неисправных должников и настойчивых кредиторов, средством разрешения конфликтов в преступной среде.
Резкому увеличению спроса на нелегальном рынке оружия способствуют также политическая нестабильность и связанные с ней вооруженные конфликты. Незаконный объем продажи оружия возрос в результате этнических, религиозных и националистических вспышек, которые в некоторых случаях переросли в открытую войну в таких регионах, как Балканский полуостров, район Карпат, Кавказ, Восточная и Западная Африка и Западная Азия.

Огромные склады оружия вышли из-под контроля правительств и попали в руки организованных преступных элементов, которые быстро наладили необходимые пути поставок только в первой половине 1992 года общий объем зарегистрированных краж огнестрельного оружия в новых демократических странах Всточной Европы вырос почти на 30 процентов (2).
Россия сегодня превращается регион быстрого распространения этого черного бизнеса, активно вовлекается в незаконные экспортные и импортные операции с оружием. Анализ документов, проходящих по каналам НЦБ Интерпола в РФ, свидетельствует, что через границы Российской Федерации оружие переремещается по двум основным направлениям. Во-первых – это контрабандный ввоз в Россию легкого стрелкового вооружения (в основном пистолетов), и с другой-настойчивые попытки вывоза за рубеж крупных партий боевого оружия и техники под видом законных коммерческих сделок.

Подготовка подобных операций отличается особой тщательностью и глубиной.
Фундаментальность подготовки подобных операций говорит о том, что криминальные и коммерческие структуры России включились в нелегальную торговлю оружием, в том числе и поставки его в зоны конфликтов.
Среди каналов нелегального перемещения оружия и боеприпасов через границы в последнее время выделяется контрабанда на судах торгового и рыболовного флота России. Одним из наиболее часто встречающихся адресов, куда нелегально предпринимаются попытки вывоза из России оружия, является Япония.
Анализ информации, связанной с незаконным перемещением оружия, показывает, что все чаще в этой противоправной деятельности преступники используют канал Россия-Прибалтика. По имеющимся оперативным данным, оружие на территорию России поступает также из Эстонии.
Наиболее крупным и стабильным источником поступления оружия в уголовную среду и в зоны национальных конфликтов остаются части российских вооруженных сил: по некоторым данным более половины находящегося в нелегальном обороте оружия попадает в него со складов и хранилищ частей Министерства обороны.
Оставляет желать лучшего и сохранность оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ на предприятиях военно-промышленного комплекса. Из-за недостаточно жесткого режима охраны участков, где изготавливаются комплектующие и собираются готовые изделия, преступники имеют возможность похищать детали и незаконно изготавливать оружие.
Большой вред наносит и непродуманная коммерциализация таких предприятий. Ради прибыли их руководители идут на сомнительные сделки с коммерческими фирмами, в том числе контролируемыми криминальными группами.
В заключение необходимо отметить, что незаконный оборот оружия оказывает общее дестабилизирующее воздействие на политическую ситуацию во многих регионах мира, способствует обострению местных и региональных конфликтов, а также увеличивает возможности террористических групп добиваться своих целей и угрожать миру и безопасности. По данным исследований, торговля наркотиками и торговля оружием во все большей степени взаимосвязаны.



Возрастание спроса на оружие способствует возрастанию объемов незаконных операций с наркотиками. Все чаще наблюдаются случаи участия этнических групп в торговле наркотиками с целью приобретения оружия.
Нелегальный рынок автотранспортных средств
Высокодоходным и быстроразвивающимся нелегальным рынком является сегодня и международный рынок краденных автомобилей. По прибыльности торговля украденными автомобилями занимает третье место после торговли наркотиками и оружием. Здесь сложились условия, прямо противоположные тем, которые существуют в области торговли наркотиками, т.е. автомобили похищаются из развитых промышленных государств и поставляются элите развивающихся стран или стран, находящихся на переходном этапе.

Эта проблема является сегодня острой практический для всех развитых стран.
На территории Гонконга похищаются автомобили дорогих марок и быстро переправляются в Китай на чрезвычайно быстроходных катерах.
В Европе в период с 1989 по 1993 год число краж автомобилей почти утроилось. В 1993 году здесь было украдено приблизительно 2 миллиона машин и только половина из них была позднее обнаружена и возвращена законным владельцам.

Доля похищенных автомобилей, которые находятся в постоянном розыске, в настоящее время превышает 40 процентов, т.е. можно сказать, что именно такое число автомобилей было угнано в другие страны.
В Германии положение с кражами автотранспорта резко изменилось в 1989 году, когда были открыты границы Восточной Европы и для краденных автомобилей появился новый рынок сбыта. Анализ информации показывает, что большинство похищенных в Германии машин находят своего покупателя в Восточной Европе, а так же в Северной Африке или государствах Персидского залива.
В последние годы в Германии отмечена новая тенденция: большее количество краж относится к дорогим моделям автомашин- Роrshe, Меrсеdes Веnz, ВМW, не старше трех-четырех лет. В считанные часы украденные машины вывозятся из Германии, наряду с автодорогами используется водный и воздушный транспорт.

Широкое распространение получили кражи автомобилей, взятые на прокат. Эти машины перегоняются из Германии специальными курьерами.

Часто машины похищаются в результате так называемой "договорной кражи"- владелец автомобиля инсценирует факт кражи, с целью получения страховой компенсации.
В США низкий показатель ареста, уголовного преследования и осуждения угонщиков автомобилей превращает этот вид преступности в процветающее дело, приносящее большие доходы при незначительном риске. Об этом свидетельствуют и результаты расследований, проведенных в принимающих странах: например, в одной из стран Карибского бассейна обследование, проведенное представителями различных правоохранительных органов, показало, что примерно один из каждых пяти автомобилей, находящихся в порту в ожидании таможенной очистки, имеет явные признаки того, что он был похищен и переправлен из Соединенных Штатов Америки.

Для автомобилей стоимостью свыше 15 000 долл. США этот показатель увеличивается примерно до четырех из каждых пяти автомобилей.
Эта проблема носит серьезный характер и во многих африканских странах. С началом политических преобразований основным районом, куда угоняются похищенные автомобили, стала Восточная Европа. Польша является центральным перевалочным пунктом для их незаконного перегона.

Из Польши автомобили перегоняются в республики Балтии или на Украину, в Российскую Федерацию, в район Кавказа или Казахстан. Главную роль в этой конкретной области транснациональной преступности стали играть болгарские и российские преступные группы.
Словакия стала транзитным государством для перегонки транспортных средств, украденных в Западной Европе. Растет число автомобильных краж и в самой Словакии. В 1993 году было украдено 96000 автомобилей, в основном это дорогие марки или автомашины, принадлежащие иностранцам.

Через восточную границу машины перегоняются на Украину и далее.
Украденные в Западной Европе машины зарегистрированы практически во всех регионах России. Но особо выделяются регионы Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова и Краснодара.
Россия является не только импортером, но и экспортером угнанного авторанспорта. Ныне ежедневно на территории России в среднем регистрируется около 360 краж автомашин, совершаемых в основном устойчивыми преступными группами, имеющими широкие связи с криминалитетом различных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.
Как показывает анализ, большинство хищений автотранспорта предпринимается с целью его продажи (60%), пятая часть (22%)-сбыта агрегатов и деталей, около 18%-для личного использования. В состав преступных групп преимущественно входят лица от 20 до 30 лет с привлечением нередко подростков.

Кражи и угоны машин часто совершаются на парковках у жилых домов, на территориях торговых предприятий, различных ведомств, офисов.



Содержание раздела