Проверка правильности материального


Основными задачами ревизии являются (1):

  • Проверка законности операций, произведенных данным учреждением или хозяйственной организацией, и соблюдения финансовой дисциплины. При этом ревизор проверяет соответствие совершенных на предприятиях хозяйственных операций бизнес-плану, смете, а также действующему законодательству.
  • Выявление фактов ущерба организации от незаконного расходования средств и материалов. Ревизор обязан не только выявлять незаконные операции, но и выяснять их причины, устанавливать конкретных виновников.
  • Проверка правильности постановки бухгалтерского учета, доброкачественности документов, которыми оформляются отдельные операции, и правильности бухгалтерских записей. В соответствии с этим ревизор выборочно, а в отдельных случаях и сплошным методом проверяет правильность составления первичных документов с точки зрения их формы и содержания. Затем он проверяет правильность отражения первичных документов на счетах бухгалтерского учета, обобщения их в оборотных ведомостях и балансах. Правильность бухгалтерских записей исследуется путем анализа документов (методом документального контроля) и проверки материальных ценностей в натуре (фактического контроля).
  • Проверка правильности материального учета складского хозяйства. В этих целях ревизор проверяет правильность документального оформления поступления и отпуска материальных ценностей на складах предприятия, а также условия хранения материальнcх ценностей и состояние складского учета.

Права ревизора обычно оговаривают в уставе организации. Ревизор несет дисциплинарную ответственность за полноту и качество ревизий и инвентаризаций, проведение их в установленные сроки, правильность и объективность изложенных в актах ревизии фактов и обоснованность выводов ревизий.

Ревизор несет уголовную ответственность за сокрытие при ревизии и инвентаризации фактов хищений государственных ценностей, нарушений сметно-финансовой дисциплины и других недостатков в работе ревизуемой организации.
Примечания

  1. Судебная бухгалтерия: Учебник / Под ред. С.П.Голубятникова. – М.: Юрид. Лит., 1998. – С. 278-279.

10.3 Государственный финансовый контроль над экономической преступностью в России
Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.
Указом Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" от 25 июля 1996 г. установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Рассмотрим структуру и функции системы государственного финансового контроля на федеральном уровне. Она представляет собой совокупность двух основных элементов:

  • парламентский бюджетный контроль;
  • финансовый контроль органов исполнительной власти.

Рассмотрим основные элементы системы государственного финансового контроля на федеральном уровне более подробно. Парламентский бюджетный контроль.

В соответствии с п. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную Палату РФ, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом.
Счетная Палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Задачами Счетной палаты являются:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
<

p> В процессе реализации задач, изложенных в статье 2 настоящего Федерального закона, Счетная палата осуществляет контрольно – ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:

  • организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;
  • проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;
  • анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;
  • подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;
  • подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти Российской Федерации.

Статус, функции, задачи и другие стороны деятельности Счетной палаты РФ регламентируются Федерльным Законом от 11.01.95 N 4-ФЗ "О Счетной Палате Российской Федерации".
Финансовый контроль органов исполнительной власти. В структуре правительственного контроля в зависимости от объектов контроля выделяют следующие его виды:

  • бюджетный контроль;
  • налоговый контроль;
  • валютный контроль;
  • контроль за кредитно-денежными отношениями.

Рассмотрим задачи и функции некоторых федеральных органов исполнительной власти РФ, осуществляющих финансовый контроль. Министерство финансов РФ в соответствии с Положением о нем осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям, организациям, а также средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

В составе Министерства финансов РФ создано Контрольно-ревизионное управление (КРУ), осуществляющее в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов.
Указом Президента РФ "О Федеральном казначействе" от 8 декабря 1992 г. образована единая централизованная система органов Федерального казначейства (казначейство), включающая Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ и территориальные органы. В целях обеспечения эффективного бюджетного контроля органам федерального казначейства предоставлены необходимые права.

Министерству финансов РФ переданы функции Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю и Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью. Министерство финансов Российской Федерации в целях эффективного осуществления государственного финансового контроля, наделено соответствующими правами:
Министерство по налогам и сборам РФ. В соответствии с Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР" была создана при Министерстве финансов РСФСР единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством.

Указом Президента РФ от 1 декабря 1991 г. № 340' утверждено Положение о Государственной налоговой службе Российской Федерации (ныне – министерство по налогам и сборам РФ).



Содержание раздела