Контроль на всех стадиях кредитования.


Этими нормативными правовыми актами устанавливалось, что предприятия независимо от организационно-правовой формы обязаны:

  • хранить денежные средства в учреждениях банков;
  • производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков;
  • иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий;
  • сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и в сроки, согласованные с учреждением банка;
  • хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по специальному страхованию, пенсий и т. п. не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.

Учреждения банков обязаны систематически проверять соблюдение кассовой дисциплины на предприятиях-клиентах, что следует из "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" и других нормативных актов Банка России.
Соблюдение предприятиями порядка ведения кассовых операций преследует цель исключить возможные злоупотребления с излишками денежных средств, сократить долю налично-денежного обращения и увеличить безналичный оборот. Вместе с тем и с коммерческих банков не снимается ответственность за организацию налично-денежного оборота.
Контроль при проведении кредитных операций. Банки осуществляют контроль за выданными ими кредитами другим юридическим лицам. Контроль осуществляется на всех стадиях кредитования.

Рассмотрим типичный алгоритм более подробно.
Типичный алгоритм контроля при операциях кредитования
Рассмотрение заявки. Переговоры. Разъяснение условий кредитования. Анализ документов.

Ключевое значение в процедуре контроля имеет оценка заявок клиентов. Работники кредитного подразделения выясняют следующие вопросы:

  • опыт работы банка с клиентом;
  • качество управления компанией;
  • состояние отрасли, региона;
  • конкурентоспособность клиента: доля рынка, рентабельность бизнеса, оборачиваемость активов;
  • характер кредитуемой сделки;
  • финансовое положение;
  • возможность предоставления обеспечения;
  • перспективы развития клиента.

В случае решения о продолжении работы с клиентом копии юридических документов направляются в юридическую службу и службу залогов, службу экономической безопасности либо запрос в экспертные службы. Оценка клиента юридической службой, службой залогов, службой экономической безопасности. Кредитное подразделение: подготовка заключения о целесообразности кредитования. Кредитный комитет: принятие решения.

Решение оформляется протоколом. Выписка из протокола кредитного комитета обязательна для заключения кредитного договора.

Кредитное подразделение: достижение соглашения с клиентом по существенным условиям кредитного договора.
Кредитное подразделение: оформление кредитных правоотношений, перечисление средств клиенту, оформление кредитного дела. Кредитное подразделение: контроль за заемщиком. Работа по контролю за заемщиком после выдачи кредита включает следующие действия:
А) 1 раз в 3 месяца кредитный инспектор производит оценку качества Заемщика.
Б) Регулярно (ежемесячно) следит за движением средств по расчетному и текущему счетам Заемщика. Требует объяснения причин уменьшения или прекращения поступлений средств.

  • ежемесячно – по счетам в данном банке.
  • ежеквартально – по счетам в других банках.

В) В течение срока кредита контроль бухгалтерской отчетности по мере ее обязательного представления в контролирующие органы.
Г) Проверка заемщиков на месте в соответствии с графиком.
Д) Проверка заложенного имущества по данным складского и бухгалтерского учета – непосредственно в организации.
Е) По складскому учету устанавливается наличие заложенных товарно-материальных ценностей в натуральном выражении.
Кредитный инспектор проверяет правильность ведения складского учета путем выборочного сопоставления первичных документов, приемо-сдаточных актов, железнодорожных накладных и других документов с записями в товарных книгах (в карточках).


Ж) О проверке составляется акт.
З) 1 раз а 3 месяца – запрос в службу экономической безопасности относительно текущего состояния заемщика. Не реже 1 раза в 3 месяца кредитный инспектор составляет подробный отчет относительно действительного статуса кредита.
Кредитное подразделение: контроль погашения кредита, взыскание задолженности. При возникновении угрозы невозврата кредита кредитный инспектор готовит заключение, в котором указываются причины невозврата и принятые меры. Кредитный инспектор обязан не реже 1 раза в 3 месяца проверять состояние финансово-хозяйственной деятельности заемщика и используемые программы выхода из кризиса.

Кредитное дело закрывается после возврата ссуды с процентами.
В качестве информации при анализе кредитоспособности предприятия используются годовые и квартальные балансы по основной деятельности, на основе которых определяется ликвидность баланса, т. е. способность заемщика выполнять свои обязательства по всем видам платежей, а также приложение к балансу, включающему финансовые результаты, использование дохода, движение собственных фондов, движение основных средств, капитальные вложения. Совокупность приемов исследования балансов объединена в методики трендового, горизонтального и вертикального анализов.
Трендовый анализ означает изучение финансовых сводок за ряд отчетных периодов. Горизонтальный анализ означает исследование изменений уровня финансового положения по каждой статье баланса.

Обоснованный выбор динамичных элементов баланса позволяет получить наглядную картину происшедших изменений в финансовом состоянии предприятия. Вертикальным называется анализ изменений (и причин изменений) в структуре имущества (капитала) предприятия.
В связи с проведенным анализом можно ответить на вопросы: какова степень платежеспособности предприятия на дату составления баланса; какова стабильность (устойчивость) финансового состояния; каков уровень рентабельности хозяйственном деятельности. Существуют и другие методики для анализа финансового состояния предприятий.

Контроль при проведении гарантийных операций в части оценки получателя гарантии аналогичен описанному выше.
10.7. Уголовно-правовой контроль над экономической преступностью в России
Уголовно-правовой контроль над экономической преступностью – это особое направление деятельности государства, целью которого является борьба с экономической преступностью посредством формирования уголовной политики, совершенствования уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, законодательства об оперативно-розыскной деятельности, применения указанных норм, осуществление контроля за их применением и соблюдением конституционных прав и свобод граждан. В зависимости от субъектов и непосредственных целей можно выделить следующие виды и направления уголовно-правового контроля над экономической преступностью:

  • уголовно-правовой контроль, осуществляемый законодательными и исполнительными органами государственной власти при формировании уголовной политики государства;
  • уголовно-правовой контроль, осуществляемый законодательными, исполнительными и судебными органами государственной власти при создании и толковании правовых норм, непосредственно регламентирующих борьбу с экономической преступностью;
  • уголовно-правовой контроль, осуществляемый органами уголовной юстиции и другими органами, непосредственно связанными с борьбой с преступностью;
  • уголовно-правовой контроль на стадии исполнения уголовных наказаний.

Рассмотрим особенности отдельных видов уголовно-правового контроля над экономической преступностью. Уголовно-правовой контроль, осуществляемый законодательными и исполнительными органами государственной власти при формировании уголовной политики государства. Целью государственного контроля за уголовной политикой в сфере борьбы с экономической преступностью является сбалансированное решение двух задач. С одной стороны, повышение эффективности деятельности органов уголовной юстиции в выявлении, пресечении, раскрытии экономических преступлений, привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. С другой стороны – важнейшей задачей такого контроля является обеспечение гарантий защиты прав граждан и общества от произвольных действий этих органов и принятие мер в случае нарушений провозглашенных действующими законами прав и свобод физических и юридических лиц.

Рассмотрим более подробно сущность контроля, осуществляемого федеральными законодательными органами государственной власти.
Совершенствование уголовного законодательства об ответственности за экономические преступления. Уголовное законодательство об ответственности за экономические преступления претерпело существенные изменения за период с начала экономических реформ.

Рассмотрим наиболее важные основные этапы его эволюции. В СССР и до последнего времени в России была предусмотрена уголовная ответственность за следующие виды экономических преступлений:

  • некоторые виды государственных преступлений (нарушения правил о валютных операциях, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг);
  • преступления против социалистической собственности (хищения, совершенные путем присвоения, растраты и злоупотребления служебным положением, мошенничество и др.);
  • хозяйственные преступления (спекуляцию, приписки, частнопредпринимательскую деятельность, коммерческое посредничество), должностные преступления (взяточничество, злоупотребления властью или служебным положением, подлог и др.).

К 1995 году в уголовном законодательстве произошли существенные изменения, которые выразились в следующем:



Содержание раздела