Предупреждение отмывания денег


Операции организованной преступности являются одним из существенных источников "грязных" денег. Криминальные группы, организованные в Италии, Японии, Колумбии, Нигерии, России, в странах Восточной Европы и Ближнего Востока, принимают участие в различных видах преступной деятельности.

Помимо торговли наркотиками, они получают доходы за счет предоставления займов на кабальных условиях, игорного бизнеса, мошенничества с ценными бумагами, проституции, торговли оружием и людьми, угона автомобилей и многих др. способов.
В некоторых странах преступные группировки, занимавшиеся ранее только торговлей наркотиками, начали диверсифицировать свою деятельность, осваивать другие незаконные способы зарабатывания денег, влекущие менее тяжкое наказание. Представители многих европейских стран отмечали, что значительные капиталы в наличной или другой форме поступают в их банки из стран бывшего СССР и Восточной Европы.
Китайские триады хорошо обосновались во многих городах Запада: Амстердам, Лондон, Нью-Йорк, Сан-Франциско и Ванкувер. Эти банды занимаются ввозом героина, вымогательством, незаконным игорным бизнесом и эксплуатацией проституции. Вся эта деятельность высокоприбыльна, но об отмывании денег триадами относительно мало известно. Деньги часто инвестируются местными бандами в тех же общинах, где они и зарабатываются, без изощренного процесса расслоения.

Другой причиной является Zо, что неформальная банковская система китайских общин действует настолько хорошо, что средства, переводимые в международном масштабе для оплаты наркотиков или в других целях, редко всплывают на поверхность.
Колумбийские картели получили репутацию как группы, определяющих стандарты в отмывании денег. Объем проводимых операций и необходимость в переброске крупных сумм денег по всему миру превратили их в экспертов почти в каждом известном способе отмывания. Характерная черта их методологии – почти полное отделение процесса распространения наркотиков от отмывания доходов. Одно время преобладали свои "домашние отмыватели" денег, но сейчас прослеживается общая тенденция в использовании услуг посторонних подрядчиков.

Эти подрядчики создают уровень изоляции между картелем и незаконным происхождением его доходов. Они часто образуют другой изоляционный слой в фазе размещения денег посредством их обработки через пункты обмена валют перед тем как следующий финансовый подрядчик получает их и занимается последующим расслоением и интеграцией.
Колумбийские наркокартели используют для отмывания капиталов такие методы, как оплата посредниками картеля американского экспортера наркодолларами и расчет с импортерами в колумбийских песо; расчеты с экспортерами наркодолларами в оффшорной зоне; использование фальшивых импортно-экспортных деклараций и других коммерческих документов; осуществление операций с денежной наличностью в сотрудничестве с коррумпированными служащими банков.
Соблюдение тайны банковских вкладов в оффшорных зонах защищает вложенные деньги, а отсутствие таможенного контроля не позволяет реально использовать закон, предписывающий декларирование ввоза в зону денег на сумму более 10 тыс. долл. "Отмыватели" капиталов могут купить товары в оффшорной зоне и перепродать их оптовым торговцам по цене, составляющей 70- 80% от их номинальной стоимости, что позволят избежать таможенного досмотра. Затем они помещают полученные песо в банки и переводят их на счета, открытые на подставных лиц в своих странах. В свободных зонах получило распространение отмывание денег с помощью чеков, выписанных на предъявителя.

Кроме того, целый ряд банков перекуплены и контролируются колумбийскими картелями, которые контрабандным путем переводят деньги и чеки для размещения в этих банках.
Сицилийская мафия начала заниматься крупномасштабным отмыванием денег по крайней мере с 80-х годов (дело "Пицца коннекшн" – отмывание доходов от торговли героином в Северной Америке). Было установлено, что в этом и других подобных случаях для международной пеXекачки миллионов долларов использовались счета дилеров по торговле движимым и недвижимым имуществом, ценными бумагами в швейцарских банках.



Однако последний анализ показывает особенную опасность итальянской организованной преступности, наподобие широко известных групп Каморра и Ндрангета, которые, как и колумбийские картели, возвращают отмытые деньги обратно в страну и используют их для роста экономической власти преступных групп в местном и национальном масштабе.
Появились заявления об инвестициях итальянских групп организованной преступности в странах Восточной Европы в игровой и туристический бизнес, и похожи, что такие инвестиции становятся неизбежными. Однако естественные рамки этих инвестиций могут быть заложены в характере боссов организованной преступности. В своей "домашней" обстановке боссы мафии привыкли к успеху как результату своей способности к запугиванию, насилию, связям в политических кругах, а не честного и напряженного труда. Наиболее характерной чертой в деятельности групп организованной преступности является вымогательство, так как менталитет мафии предопределяет существование за счет других граждан, а не за счет своего труда или даже инвестиций своего капитала на обычном рынке, где он может подвергаться определенному риску.

Обстановка честной конкуренции в рамках хорошо регулируемой экономики значительно ограничивает размеры подобных инвестиций.
Североамериканские группы организованной преступности – относительно незначительные игроки в международном отмывании денег. Местные гангстеры активно пользуются в фазе расслоения преимуществами налоговых гаваней и законами о банковской тайне, но США и так представляют собой огромный преступный рынок, и здесь до сих пор достаточно возможностей для инвестиций, что большая часть преступных доходов не уходит за пределы экономики страны за исключением случаев оплаты за импорт наркотиков или транзитных сделок по отмыванию денег.
4.5 Предупреждение отмывания денег. Политика "знай своего клиента". Программа внутреннего соответствия
Одним из самых важных приемов, посредством которого финансовое учреждение может надеяться не оказаться вовлеченным в противозаконные действия, является обеспечить для себя четкое и ясное понимание видов деятельности подобных "клиентов". Принятие для себя финансовыми учреждениями принципов, называемых "Знай своего клиента", показало себя исключительно эффективным средством заблаговременного выявления подозрительных действий со стороны таких "клиентов".
Хотя ни законодательство, ни правила этого не требуют, совершенно необходимо, чтобы финансовые учреждения принимали для себя такие принципы или порядок "Знай своего клиента" в качестве гарантии немедленного выявления и распознавания подозрительных действий в стенах этого учреждения или с его участием. Концепция "Знай своего клиента" по своей окончательной структуре не является детально разработанной, и в силу этого каждое финансовое учреждение может избрать для себя такой порядок, какой наиболее подходит для его конкретного вида деятельности.

Тем не менее, эффективная политика "Знай своего клиента" должна быть основана, как минимум, на четком определении общих подходов руководства и на конкретном распределении ответственности.
Задачи политики "знай своего клиента":

  • политика "Знай своего клиента" призвана повысить вероятность того, что финансовое учреждение действует в соответствии со всеми применимыми законоположениями и правилами и следует разумным и общепризнанным банковским подходам.
  • политика "Знай своего клиента" призвана снизить вероятность того, что финансовое учреждение может стать жертвой противозаконных действий своих "клиентов".
  • политика "Знай своего клиента", если она эффективна, защитит доброе имя и финансовую репутацию финансового учреждения.
  • политика "Знай своего клиента" не должна ни в коей мере отрицательно сказываться на отношениях финансовой организации с ее хорошими клиентами.

Сущность политики "знай своего клиента"
При выработке эффективной политики "Знай своего клиента" важно помнить о том, что внешнее впечатление может быть обманчивым. Потенциальные клиенты финансового учреждения могут на первый взгляд производить впечатление вполне законопослушных, хотя на самом деле они занимаются противозаконной деятельностью посредством этого финансового учреждения. С другой стороны, финансовое учреждение может отказаться иметь дело с законопослушными клиентами, поскольку какие-то элементы их деятельности расцениваются как имеющие преступный оттенок.

Не менее важно отдавать себе отчет в том, что различные влияния, оказываемые на исходно законопослушных клиентов, могут превратить их в нарушителей.
В настоящее время не существует предписанного законодательно порядка, требующего проведения политики "Знай своего клиента" или определяющего сущность такой политики. Вместе с тем, в целях выработки и проведения в жизнь реальной и приносящей подлинную пользу политики финансовым учреждениям следует внедрить следующие принципы в свою практику ведения дел:

  • финансовым учреждениям следует предпринимать разумно обоснованные попытки определения подлинной "личности" всех клиентов, обращающихся к банку за его услугами;
  • финансовым чреждениям следует проявлять особую тщательность в определении истинных владельцев всех счетов, а также тех, кто пользуется услугами банка по безопасному хранению ценностей;
  • от всех новых клиентов должны быть получены данные, указывающие на их личность;
  • от тех клиентов, которые собираются заниматься крупными операциями, должны быть получены доказательства, подтверждающие или удостоверяющие их личность;
  • финансовые учреждения должны обращать внимание на любые необычные операции или на операции, которые непропорциональны известной деловой деятельности клиента.

Неотъемлемым компонентом эффективной политики "Знай своего клиента" является полноценная осведомленность обо всех операциях, выполняемых клиентами соответствующего финансового учреждения.



Содержание раздела