Контроль над отмыванием денег в Норвегии.


То же самое относится к получению, хранению или использованию указанного предмета. Уже только одна попытка предпринять перечисленные действия грозит наказанием.

Ссылка на неосведомленность относительно происхождения сомнительного предмета не снимает ответственности с получателя, распорядителя или пользователя. Ответственности подлежит также тот, кто легкомысленно, то есть вследствие грубой небрежности, не выяснил, что предмет имеет происхождение от одного из перечисленных преступных деяний. Кредитные институты обязаны предоставлять федеральным властям необходимую информацию лишь при явных признаках легализации "грязных" денег, идентифицировать своих клиентов во время осуществления сделок, а также в течение определенного времени хранить эти сведения. Используются в этих целях и документы, предназначенные для предоставления в налоговые органы.
Контроль над отмыванием денег в Норвегии. По словам руководителя одного из отделов Экономической полиции (Экукрим) в Осло Анны-Метте Дирнес, в стране, предположительно, отмывается незаконных денег на сумму в несколько миллиардов американских долларов. Всего же оборот нелегальных денежных средств составляет около 5 млрд.

USD. Большая часть из них – неуплаченные налоги, а также поступления от сбыта наркотиков, спиртного и табачных изделий.
В Национальном Банке Норвегии ежемесячно регистрируется и отправляется в электронную память более миллиона международных денежных переводов. В течение четырех лет полиция и таможня могут в любой момент воспользоваться архивом, в котором содержатся все сведения о пользователях банковской системы страны.
С 1 января 1997 года денежные переводы, превышающие 3.400 USD на отсылку и 5.400 USD на получение, автоматически фиксируются как потолочные суммы, попадая в категорию сделок, подлежащих наблюдению. После ряда проверочных процедур часть из них расценивается как попытка отмыть деньги, о чем банк сообщает полиции.
Почти все страны Западной Европы, Северной Америки принимают принципы ФАТФ по идентификации клиентов, ведению учета с целью восстановления крупных валютных сделок и правовой защите при сообщении о подозрительных сделках.
Подобные нормаивные акты по борьбе с "отмыванием" денег существуют не только в странах Европейского сообщества, но и во многих других странах мира.
Контроль над отмыванием денег в Латинской Америке. Организация американских государств разработала свои модели законов для контроля над отмыванием денег и внедрения Венской конвенции по наркотикам, имеющим общие черты с рекомендациями ФАТФ, то есть увеличивающуюся прозрачность финансовой системы как средство профилактики отмывания денег и обеспечения эффективного противодействия в случаях отмывания фондов.
Обязательное сообщение о крупных сделках в центральное информационное агентство существует лишь в нескольких странах этих регионов, в то время как другие запрещают крупные сделки с наличными за исключением тех, которые осуществляются по определенным правилам. В большинстве стран созданы специализированные агентства по борьбе с отмыванием денег.
Восточная Европа может быть охарактеризована в общих чертах как находящаяся в процессе всесторонней переоценки правовых и экономических структур. Меры, направленные против отмывания капиталов, находятся в рассматриваемых странах на различных стадиях разработки, принятия и применения. В прибалтийских государствах меры против отмывания капиталов находятся на стадии разработки, хотя Литва приняла ряд важных постановлений. Что касается других стран бывшего СССР, то только в Белоруссии начата разработка законодательства против отмывания капиталов.

Страны Восточной Европы более продвинуты в этом отношении, некоторые из них приняли меры для борьбы с отмыванием капиталов.
В свете меняющейся обстановки и проблем, требующих взаимозависимых решений, выработка постоянных механизмов борьбы с отмыванием денег займет более длительное время.
Большинство стран Центральной и Латинской Америки ратифицировали Венскую конвенцию по наркотикам, но законы о конфискации больше распространены, чем уголовное наказание за отмывание денег, и эти законы ограничены наркопреступлениями.


Что касается Африки и Азии, то по этим регионам недостаточно информации. Тем не менее, можно сделать определенные общие наблюдения.

В Африке относительно мало стран, ратифицировавших Венскую конвенцию и принявших специальные меры против отмывания денег, что может просто означать отсутствие проблемы наркобизнеса и отмывания денег в том же масштабе, что и в других регионах. Страны Азии имеют сильные и компетентные правоохранительные органы, но прозрачность их финансовых систем недостаточна, чтобы судить о размерах отмывания денег.
Страны азиатского региона проявляют различную готовность к борьбе с отмыванием капиталов. Некоторые из них приняли дополнительные меры в этой области.

Например, в 1995 г. в Пакистане был разработан проект закона, предусматривающий штрафы за отмывание капиталов, связанных с торговлей наркотиками, и возлагающий некоторые обязательства на банки и финансовые организации. Подобные меры были приняты в 1996 г. на Тайване.
В апреле 1996 г. Кипр принял новый закон против отмывания капиталов, в котором расширен список правонарушений и предусматривается создание службы финансовой информации. В марте 1996 г. правительство Израиля подготовило закон, предусматривающий наложение штрафов за отмывание доходов и обязательную декларацию о подозрительных операциях.

Однако проект этого закона до сих пор не обнародован, и неизвестно, будет ли он представлен парламенту. В странах Персидского залива финансовые институты приняли меры, направленные на идентификацию клиентов, сохранение бухгалтерских "следов" и декларацию о сомнительных операциях.
В большинстве стран региона не было принято никаких мер, направленных против отмывания капиталов. В ходе проведенной в октябре 1996 г. Конференции по проблемам отмывания капиталов в Южной и Восточной Африке большинство стран-участниц выразили свое желание выработать единый подход к проблемам борьбы с отмыванием капиталов, а также учредить Межправительственную организацию по финансовым методам воздействия на отмывание капиталов в регионе.
В России основу административного и финансового контроля над отмыванием доходов, полученных преступным путем, составляют:

  • Федеральный Закон РФ "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам";
  • Методические рекомендации по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации, введенные в действие Письмом Центрального Банка России от 3 июля 1997 г. № 479, а также ряд других нормативный актов, направленных на контроль финансовых операций с оффшорными компаниями.

Особенности контроля над отмыванием денег в России рассматриваются в отдельном вопросе. Эксперты GAFI высказывают следующие рекомендации по совершенствованию контроля над отмыванием денег:

  • продолжить работу по совершенствованию законодательства, направленного против отмывания капиталов;
  • усиливать международное сотрудничество, особенно в области обмена информацией на стадии расследования;
  • разрабатывать меры предотвращения возможности использования для отмывания денег новых технологий в платежных системах. Предложены, в частности, такие меры, Rак установление верхнего предела суммы, записанной на карточке и на счетах в Интернете, взаимодействие заинтересованных сторон, выявление промежуточных звеньев при проведении расчетных операций и сохранение следов бухгалтерских операций.

4.7. Признаки потенциальных финансовых нарушений, связанных с отмыванием денег
Существует ряд приемов, которые могут служить индикатором отмывания денег в банковском секторе.
Использование счетов, открытых на фиктивные имена или от имени лиц и организаций, действующих по поручению других получателей прибыли. Последняя категория включает целый класс агентов по отмыванию денег, таких как посредники, юристы (адвокаты) и специалисты по финансовой отчетности. Она также включает в себя компании прикрытия.

Цель использования счетов – упростить депонирование или перевод нелегальных средств.
Признаками отмывания денег посредством таких счетов являются:

  • осуществление операций на значительно большие суммы, чем можно было бы ожидать в обычном случае, учитывая характер деятельности владельца счета.
  • документация, которая представляется в обеспечение сделки, зачастую оказывается подложной или имеет существенные изъяны с правовой точки зрения.
  • коммерческое предприятие, которому принадлежит счет, оформлено в качестве юридического лица или зарегистрировано в регистрационной палате на весьма ограниченный период времени.
  • обе стороны сделки фактически являются одним и тем же лицом.

Использование для операций с доходами от криминальной деятельности официальных представительств иностранных банков. Так, в некоторых странах они могут принимать вклады и после этого осуществлять перевод средств на свои собственные счета в местных банках, не сообщая при этом сведений, удостоверяющих личность своих вкладчиков и получателей прибыли.



Содержание раздела