Основные фонды промышленности



Таблица 9

Основные фонды промышленности

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Наличие основных фондов на начало года; по балансовой стоимости, млрд. руб. 0,7 17,4 490,9 1805,8 4802,5 4480,8*
Износ основных фондов, в процентах от общей стоимости фондов на конец года 45,9 49,3 47,9 47,9 40,9 50,5
К-т обновления (ввод в действие основных фондов, в процентах от общей стоимости фондов на конец года, в сопоставимых ценах) 2,8 1,8 1,7 1,6 1,3 1,3 0.7
К-т выбытия (ликвидация основных фондов, в процентах от общей стоимости фондов на начало года, в сопоставимых ценах) 2,8 1,0 1,8 1,5 1,3 1,2
Средний возраст оборудования, лет (**) 10,8 (***) 14,1 15,9
Средний фактический срок службы оборудования, лет (**) 21,9 (***) 28,6 31,8

* Без учета переоценки на 1 января 1997 г.
Источник: Россия в цифрах. М., 1998. С. 178;
(**) Водянов А. Ржавая пружина // Эксперт. 1999, 14 июня., N22. С. 20.
(***) 1990 г.
Источник: Трансформация экономических институтов в постсоветской России (микроэкономический анализ). Под. ред. Р.М. Нуреева.

М.: МОНФ, 2000. С. 100.

В условиях неразвитой банковской системы возникает своеобразная проблема двух дефицитов Ї дефицита сбережений и дефицита платежного баланса. Дефицит сбережений связан с тем, что уровень сбережений, доступных для промышленности, гораздо меньше, чем объем инвестиций, необходимых для развития производства. Уровень сбережений, мобилизуемых банковской системой, находится на чрезвычайно низком уровне в силу падения доверия населения к существующим финансовым институтам.

Это приводит к тому, что высокая склонность к сбережениям реализуется каждым индивидуально, главным образом в форме накопления иностранной валюты, недвижимости и других неликвидных форм, не аккумулируемых финансовыми учреждениями. В этих условиях единственным источником накопления становятся иностранные займы, что приводит к платежному дефициту. На поверхности виден лишь процесс ввоза иностранного ссудного капитала в Россию, тогда как глубинные процессы вывоза капитала из России осуществляются в значительной мере нелегально и не фиксируются официальной статистикой.

Возникает порочный круг, своего рода институциональная ловушка: чем больше средств необходимо для покрытия дефицита текущего платежного баланса, тем больше необходимы внешние займы для покрытия платежного дефицита. Однако чем больше внешние займы, тем большие платежные дефициты нас ожидают в будущем, тем в большую зависимость попадает страна от зарубежного капитала.

С еще более острыми проблемами столкнулись аграрные предприятия. Если раньше в аграрной сфере ключевыми экономическими агентами были коллективные хозяйства (колхозы и совхозы), то в настоящее время резко возросла роль сельской администрации и домохозяйств, стали набирать силу не связанные с колхозами товаропроизводители. Всё это создает предпосылки для формирования в перспективе новых экономических субъектов, институциональных предпосылок для развития рынка.

Однако в настоящее время мы имеем не столько плюсы, сколько минусы переходного периода, когда те, кто получил власть, ещё не имеют достаточного количества материальных и финансовых ресурсов, а те, кто имеют материальные ресурсы, потеряли уже значительную часть власти. Поскольку процесс перестройки институтов в аграрной сфере не завершен, отсутствует надежная частная собственность, существует обилие переходных форм, многие из которых в экономическом плане являются неэффективными. Всё это способствует возникновению и развитию в аграрной сфере псевдорыночных форм.
Положение ухудшается из-за того, что государство не имеет эффективной индустриальной политики, которая бы поддерживала ростки нового и эффективного, создавала бы благоприятные условия для экономического роста. Наоборот, деятельность современного российского государства заставляет вспомнить эпоху меркантилизма. Российское государство занимается главным образом функциями перераспределения, причем такого, которое не благоприятствует развитию производства, а тормозит его, так как стремится перераспределить имеющие ресурсы от лучше хозяйствующих предприятий к худшим.



За счет первых не только собираются налоги, но и происходит дотирование неэффективных предприятий, которые налоги, как правило, не платят. Всё это приводит к сокращению эффективно хозяйствующих производств, подталкивая предприятия к расширению нелегальной хозяйственной деятельности.
2.2 Нелегальный сектор: ростки новых отношений под грудой развалин
Поскольку бюрократическое регулирование наиболее велико в развивающихся и переходных экономиках, то именно в этих странах масштабы теневой экономической деятельности оказываются наиболее громадными (см. табл. 10).
Таблица 10
Средние масштабы теневой экономики по трем типам стран,
19891993 гг., в % от ВВП

Типы стран
Масштабы теневой экономики
Развивающиеся страны
Африка
Центральная и Южная Америка
Азия

43.9
38.9
35.0
Страны с переходной экономикой
Бывший СССР
Восточная Европа

25.7
20.7
Страны OЭСР
Оценка по методу анализа энергопотребления
Оценка по методу анализа спроса на деньги

15.4
12.9


Источник: Schnaider F., Enste D. Increasing Schadow Economies All Over the World Fiction or Reality? A Survey of the Global Evidence of their Size and of their Impact from 1970 to 1995. Эта статья подготовлена во время визита Ф. Шнайдера в МВФ в 1998 г., ее текст находится в Интернете по адресу: http://www.economics.uni-linz.ac.at/Members/Schneider/EnstSchn98.html.

.
Кто виноват? Ситуация, описанная перуанским экономистом Эрнандо де Сото в книге "Иной путь. Невидимая революция в третьем мире", как две капли воды похожа на процессы, происходящие в современной России.
Э. де Сото в своей книге предлагает оригинальную классификацию трансакционных издержек на основе критерия "легальность нелегальность" (см. табл.11).
Первая их группа "цена подчинения закону", т.е. издержки законопослушного поведения. Предприниматель в легальном бизнесе должен нести единовременные "издержки доступа", связанные с получением права заниматься определенным видом экономической деятельности. Получив официальную санкцию на свой бизнес, он должен постоянно нести издержки "продолжения деятельности в рамках закона": платить налоги и социальные платежи, подчиняться бюрократической регламентации производственных стандартов, соблюдать обязательные нормы при руководстве персоналом, нести потери из-за неэффективности судопроизводства при разрешении конфликтов или взыскании долгов.

Таблица 11

Сравнительный анализ издержек
в легальном и внелегальном секторах экономики

Цена подчинения закону
Цена внелегальности
Издержки первичной легализации
Издержки, связанные с уклонением от наказаний (легальных санкций)
Издержки легального бизнеса
Издержки, связанные с трансфертом чистых доходов

Издержки, связанные с уклонением от налогов и нарушением законов о труде

Издержки, связанные с отсутствием легально зафиксированных прав собственности

Издержки, связанные с невозможностью использования контрактной системы

Издержки, связанные с исключительно двусторонним характером нелегальной сделки

Издержки доступа к нелегальным процедурам разрешения конфликтов


Источник: Э. де Сото. Иной путь. С. 176 215; Олейник А. Институциональная экономика.

Тема 6. Внелегальная экономика // Вопросы экономики. 1999. № 6. С. 143.


Делая выбор в пользу нелегальной организации, предприниматель избавляется от "цены подчинения закону", но зато вынужден оплачивать "цену внелегальности". В эту вторую группу трансакционных издержек входят "цена уклонения от легальных санкций" (риск поимки и наказания частично снижается взятками как особой формой страхования), издержки, связанные с трансфертом доходов, повышенные ставки на теневом рынке капиталов, невозможность участвовать в наукоемких и капиталоемких областях производства, относительно слабая защищенность прав собственности, "цена невозможности использовать контрактную систему" (опасность нарушения деловых обязательств) и недостаточная эффективность внеконтрактного права.

Отсутствие легально зафиксированных прав собственности приводит к неэффективному хранению и использованию внелегалами своих ресурсов. К тому же они не могут свободно отчуждать свою собственность или использовать её в качестве залога. Их коллективные организации, к сожалению, неспособны полностью компенсировать отсутствие легальных прав собственности.

Неудивительно поэтому, что "внелегальные поселения, рынки, промышленные мастерские оставляют впечатление недостроенности. Дома незавершенны, строительные материалы свалены на тротуарах, оборудование не укомплектовано. Кое-кому может показаться, пишет
Э. де Сото, что таково следствие врожденной лени перуанцев, но это не так.



Содержание раздела