Отсюда вытекает особенность специфических экономических законов.


К таким законам можно отнести закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил, закон связи производства и потребления, закон разделения и кооперации труда, закон пропорциональности общественного производства, закон экономии времени, закон возвышения (возрастания) потребностей и др. Все эти законы являются всеобщими в том смысле, что они действуют на протяжении всей истории человеческого общества, во всех странах, у всех народов и отражают сущность всеобщих экономических отношений.

Они применимы к производству вообще, безотносительно к его конкретно-исторической форме и географической среде.
Так, например, закон возвышения (возрастания) потребностей отражает объективную возможность и необходимость для любой эпохи, для любой страны, для любого народа постоянного развития потребностей людей и способности человека удовлетворять эту возрастающую потребность, что проявляется не только в росте потребления вслед за развитием производства, но и в изменении самого человека, его положения в обществе, связанном с развитием социальных и политических свобод.
Потребности общества постоянно возрастают в связи с естественным приростом населения и возрастанием потребностей каждого гражданина, в связи с возрастающими требованиями со бороны производства, средств производства и предметов потребления, к качеству и уровню производственной и социальной инфраструктуры, в связи с необходимостью удовлетворения ранее не реализованных (отложенных) потребностей из-за недостаточного уровня развития производства или покупательной способности населения, несовершенства хозяйственного механизма или политической надстройки общества.
Требования закона возрастания потребностей общества и его членов отвечают общечеловеческой тенденции общественного прогресса и имеют место во всех странах, у всех народов,хотя проявляются в разной степени, в зависимости от достигнутого там уровня материального, духовного, политического и социального развития человеческого общества, хотя функционирование его в разных странах, у разных народов и в разные периоды времени протекает неравномерно. Ведь революционные перевороты в структуре потребления и возможностях его удовлетворения в условиях сельскохозяйственной, промышленной, научно-технической, технологической и информационной революции сменяются относительно эволюционной их динамикой в межреволюционной период и происходят в разное время у различных стран и народов.

Более того, социальные революции и потрясения, смуты и войны, там где они происходят, могут даже задержать и направить вспять эти прогрессивные процессы, особенно тогда, когда они связаны с разрушением производственной базы страны, с человеческими жертвами, с тяжелыми социально-экономическими последствиями.
То же самое можно сказать и по поводу закона экономии времени, который выражает причинно-следственные связи между объективной потребностью общества в удовлетворении своих потребностей и средством удовлетворения этой потребности за счет экономии времени в сфере производства, распределения, обмена и потребления. В социально ориентированной экономике действие закона экономии времени направлено не только на экономию рабочего времени как средстве удовлетворения общественных потребностей, но и на увеличение свободного от работы времени, необходимого для полноценного развития личности.
Общие экономические законы действуют не при всех способах и формах производства, не у всех стран и народов. Они имеют место лишь у некоторых из них. Это особенные законы для ряда эпох и форм производства. Сюда следует отнести законы товарного производства: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон денежного обращения и др. Эти законы характеризуют определенную эпоху в экономической форме производства и отражают то общее, что имеет место в экономических отношениях нескольких способов производства или экономических укладов, в частности, тех, где имеет место товарное производство.

Законы товарного производства не действуют в „ятуральном хозяйстве, при административно-командной системе, игнорирующей товарно-денежные отношения, не будут действовать в планомерно организованном коммунистическом производстве, которому они не нужны.


Специфические экономические законы отражают содержание особых экономических связей и отношений, присущих тому или иному способу производства или экономическому укладу. Их функционирование связано лишь с одним способом производства или его отдельной стадией развития, с особым укладом хозяйства в многоукладной экономике. Они не действуют в других способах производства или экономических укладах. Поэтому специфические экономические законы носят исторически преходящий характер.

Меняются социально-экономические условия жизнедеятельности людей, меняются и свойственные этим условиям специфические экономические законы.
Это связано с тем, что специфические экономические законы выражают сущность тех экономических отношений, которые вытекают из исторически-конкретной формы собственности на средства производства: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, государственной, социалистической, коммунистической. Отсюда вытекает особенность специфических экономических законов. Они принадлежат лишь к определенному типу производственных отношений, базирующихся на исторически-конкретной форме собственности и не действуют там, где другой тип этих отношений, другая форма собственности.

Поэтому они действуют лишь в определенной общественной системе, при определенной собственности на средства и результаты производства.
Если в конкретных условиях той или иной страны, как это имеет место в России, существует многоукладная экономика с разнообразными формами хозяйства, базирующихся на различных .формах собственности на средства производства, то в каждом экономическом укладе действуют свои специфические экономические законы.
Социально-экономическая направленность всеобщих и об-Щих экономических законов испытывает решающее воздействие со стороны специфических условий жизнедеятельности людей, что, естественно, не может не отразиться на особенностях их Действия в той или иной стране, в том или ином экономическом укладе, на том или ином историческом отрезке времени, полноте и направленности их реализации в конкретных социально-экономических условиях той или иной страны, того или иного экономического уклада.
В частности, действие законов товарного производства при административно-командной системе было парализовано из-за того, что там господствовала распределительная система, которой рынок был не нужен и стоимостные формы выполняли в основном учетную функцию. При этом регулирующую роль в распределении средств производства и рабочей силы по различным отраслям и видам производства выполнял не закон стоимости как это имеет место в товарном производстве, а государство.

При этом цены на товары также назначались государством, которые не зависели от закона спроса и предложения, как это имеет место в рыночной экономике. Бесхозяйственность, свойственная административно-хозяйственной системе, вытекающая из нечейности господствующей собственности на средства производства, сдерживала реализацию закона экономии времени и других всеобщих экономических законов.
Будучи имманентными законами данной экономической системы, всеобщие и общие экономические законы приобретают элементы специфического содержания и форм проявления и взаимодействуют со всеми другими имманентными законами данной системы. В результате этого взаимодействия специфические законы не могут быть реализованы без использования всеобщих и общих экономических законов, и наоборот.
Так, в капиталистическом укладе России действие закона роста производительности труда, закона спроса и предложения, всех остальных всеобщих и общих экономических законов подчинено извлечению прибыли. В то же время прибыль нельзя получить, если не будут использованы законы рынка и произведенная продукция не будет продана. Но от этого взаимодействия законов собственное, внутреннее содержание всеобщих, общих и специфических законов не меняется. По своей самой глубокой сущности они остаются всеобщими и общими экономическими законами и не превращаются в специфические законы той или иной экономической системы, и наоборот. Специфические законы не становятся всеобщими или общими экономическими законами.

Место и содержание каждого из экономических законов определяется тем функциональным назначением и ролью, которое предопределяется экономическим отношением, сущность которого выражает данный закон. Здесь можно говорить лишь об особенностях действия того или иного всеобщего и общего экономического закона, их социальной направленности в условиях той или иной страны, об обогащении в связи с взаимодействием законов собственного содержания всеобщих, общих и специфических экономических законов, но не о появлении какого-то нового, дополнительного специфического экономического закона, взамен какого-либо всеобщего или общего экономического закона.
Сущность любого из всеобщих и общих экономических законов остается единой и в этом смысле повторимой в разных способах производства, в разных экономических укладах, независимо от той социально-экономической среды, где они действуют и используются.



Содержание раздела