На размеры и структуру спроса влияют


В основе жизни рыночной экономики лежит взаимодействие спроса и предложения. Именно от этого взаимодействия зависит, что производить, для кого производить и по какой цене продавать, чтобы извлечь необходимую прибыль для дальнейшего развития. Спрос - важнейший ориентир для предложения. И наоборот, предложение на рынке выступает только с таким товарами, которые пользуются спросом, соотношение спроса и предложения определяют цены на рынке потребительских товаров и средств производства.
Спрос на товары - это общественные, производственные и личные потребности, обеспеченные денежными средствами, предназначенными для покупки продуктов или услуг. Другими словами, спрос - это готовность покупателя приобретать тот или иной товар по каждой из устанавливающихся на рынке цен.
Спрос характеризуется количеством товаров определенного вида, которые потребитель хочет и в состоянии купить при определенной цене на них в течение определенного периода времени.
Виды спроса. По степени охвата товаров различают: а) микроспрос, т.е. спрос на отдельные видов товаров, и б) макроспрос, т.е. спрос на более или менее крупные группы товаров.
По удовлетворению спроса различают:
а) реализованный (удовлетворенный) спрос;
б) неудовлетворенный спрос, который определяется количеством денег, которые не могут быть обменены на товары в силу
их отсутствия в продаже;
в) скрытый неудовлетворенный спрос, когда вместо желаемого товара, отсутствующего в продаже, приобретаются другие товары или его вид, худший по качеству.
По характеру спроса выделяют:
а) падающий спрос;
б) нерегулярный спрос;
в) полноценный спрос;
г) чрезмерный спрос;
д) нерациональный спрос.
Элементы формирования спроса. На размеры и структуру спроса влияют:
1) цена продукта или услуги (снижение цены, при сохранении всех прочих условий, ведет к соответствующему возрастанию величины спроса, и напротив, повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса);
2) вкусы покупателей;
3) число покупателей;
4) доходы населения;
5) возможность и условия кредита;
6) состояние денежного обращения;
7) размер государственных расходов;
8) валютный курс;
9)реклама;
10) мода;
11) цены на сопряженные товары, например, магнитофон и кассеты;
12) наличие товаров;
13) эффект импорта;
14) ожидания потребителей (инфляция, политическая стабильность);
15) демографические факторы;
16) географические особенности;
17) национальные и исторические традиции;
18) профессиональная структура работающего населения;
19) имущественная дифференциация населения;
20) стимулирование спроса.
Для стимулирования потребителя можно использовать следующие меры:
а) демонстрация товаров, распространение образцов (лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать);
б) предложение о возврате денег, если товар не понравился;
в) удобство упаковки и доставки;
г) премии, конкурсы (покупая товар можно получить что-то бесплатно или со скидкой).
В целях стимулирования сбыта можно использовать зачеты за закупку (больше закупил - больше закупочная скидка), премии дилеру за продвижение своего товара (больше продал - выше заработок), проведение торговых конкурсов (приз получает один, а лучше работает вся торговая фирма) и другие сред-ства стимулирующего воздействия, призванных ускорить или усилить ответную реакцию рынка.
Действие закона спроса и предложения в рыночной экономике. Закон спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров. Чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласен купить данный товар и наоборот, чем ниже цены, тем больше будет покупателей и количество приобретенных товаров.

Действительно, для потребителей цена представляет собой тот барьер, который мешает им совершить покупку. Высокая цена в большинстве случаев отбивает у потребителя охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку.
Закон спроса отражает и другую важную зависимость: по мере насыщения потребительского спроса, постепенно убывает спрос на данный продукт или услугу. Убывание спроса происходит потому, что каждая последующая покупка одного и того же продукта или услуги приносит потребителю сравнительно меньшую пользу, выгоду, удовлетворение. В этом проявляется взаимодействие закона спроса и закона убывающей полезности экономических благ.



На рынке это проявляется в том, что при насыщении спроса продажа каждой дополнительной единицы товара становится возможным лишь при снижающейся цене.
Однако рост спроса на рынке возможен и при росте цен, что обнаруживается во время инфляции или ее ожидания, а так же при покупке престижных товаров.
Функция спроса в рыночной экономике является решающей, так как именно изменение спроса на товары вызывает адекватную реакцию со стороны рыночного предложения этих товаров.
Предложение товаров - это то количество продуктов и услуг, которые производитель готов предложить к продаже по определенной цене за определенный период. Если цена товара повышается, то на рынок будет поступать к продаже больше товаров и наоборот.

Если цены на данный товар снижаются, то его предложение на рынке будет также сокращаться. Эта прямая связь между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже отражается в законе предложения.

Закон предложения гласит, что при прочих равных условиях, чем выше Цена товара, тем большее их количество может быть произведено и представлено к продаже на рынке. При росте цен предприниматели получают дополнительную прибыль и тем самым имеют возможность для расширения производства.

Кроме того высокие цены привлекают в отрасль новых производителей товаров.
Изменение предложения товаров на рынке происходит под воздействием следующих условий:
1) Цены на ресурсы (чем меньше цены на ресурсы, тем меньше цена на продукты и наоборот);
2) Наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров и движение их цен;
3) Уровень технологий, применяемые при производстве одноименных товаров (более совершенная технология - меньше цена - больше предложение);
4) Налоги, дотации (налоги наоборот) и субсидии, влияющие на развитие производства;
5) Качество ресурсов и факторов производства;
6) Конкуренция на рынке одноименных товаров (маркетинг, реклама);
7) Число продавцов;
8) Природные катастрофы и войны.
При соответствии спроса и предложения товаров, когда на рынке нет излишка, нет дефицита товара, устанавливается равновесная цена.
Равновесная цена устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения, когда количество товаров, которые покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители предлагают на рынке.
Конечно, рыночное равновесие может устанавливаться на вполне определенный период времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может устанавливаться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены.

Благодаря равновесию на каждом товарном рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом.
На рынке товары продаются по такой цене, которая окупает затраты (издержки производства и обращения) и приносит прибыль. Это становится возможным, если в основе рыночной цены лежит стоимость товара (С + V + М), где (С + V) - издержки производства и обращения, то есть затраты, связанные с производством и реализацией продукции, а М - прибыль, которая имеет место, если выручка от продажи товаров превышает издержки производства и обращения этих товаров. Отклонение цены вверх или вниз от стоимости, влияющей на размер прибыли, зависит от спроса и предложения товаров. При этом обнаруживается противоречие интересов покупателей и продавцов.

Продавец стремится продать свой товар подороже, а покупатель купить его подешевле.
В результате свободной конкуренции на рынке формируется рределенный предел роста цен. Он выступает в виде цены спроса и цены предложения.

Цена спроса - это та максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за товар, а цена предложения - это та минимальная цена, по которой продавец все еще согласен продавать свой товар, чтобы не потерпеть убытка.
В условиях монополии эта зависимость может быть нарушена. Монополии имеют возможность снизить цены, чтобы разорить конкурента и завоевать рынок, а затем ее повысить, чтобы компенсировать потери и получить максимальную прибыль.

Чтобы ограничить стремление монополий к безграничному росту цен требуется вмешательство государства в рыночное ценообразование, посредством установления фиксированных или максимально возможных цен на продукцию естественных монополий.

7.3. Издержки производства и прибыль
Издержки производства - это затраты, связанные с производством продукции. Различают:
а) постоянные издержки, которые не зависят от объема выпуска продукции. Это затраты на эксплуатацию здания, оборудования, арендную плату, административно-управленческие расходы, некоторые виды налогов.

Сюда входят амортизационные отчисления от стоимости зданий и оборудования, арендная плата за землю, заработная плата персонала, расходы на охрану, проценты по займам, кредитам (если таковые были) и т.п. Они имеют место и тогда, когда предприятие простаивает и не выпускает продукцию;
б) переменные издержки, которые зависят от объема производства. К ним относятся затраты на сырье и материалы, заработную плату рабочим и т.д. Обычно, на первом этапе освоения производства они особенно велики, затем, по мере увеличения производства до оптимального уровня, они постепенно снижаются, поскольку действует фактор экономии на масштабах производства, а затем снова растут, когда рост затрат начинает обгонять рост производства из-за усложнения управления производством, роста затрат по сбыту и т.д.;
в) валовые (или общие) издержки производства, которые представляют собой сумму постоянных и переменных издержек;
г) средние издержки производства, которые определяются как частное от деления общих издержек производства на объем выпуска продукции. Поскольку сумма постоянных издержек постоянна, то средние издержки производства уменьшаются с ростом объемом производства до оптимальных пределов;
д) предельные издержки производства - это дополнительные затраты, которые требуются для увеличения выпуска продукции на одну единицу.
Прибыль - это разница между выручкой от продажи продукции и издержками производства. Легче всего увеличить прибыль за счет увеличения цены, но на пути к этому стоят ограничение спроса потребителя и конкуренция производителей.

Поэтому главное - это увеличение производства той продукции которую можно продать, улучшение ее качества, расширение ассортимента, выпуск особо модных, престижных товаров, а также снижение издержек производства за счет экономии всех видов ресурсов - сырья, материалов, топлива, энергии, (не в ущерб качеству продукции) рационального использования производственных площадей, повышения коэффициента сменности оборудования, ликвидации излишней рабочей силы, сокращения управленческого персонала, роста производительности труда, внедрения эффективной новой техники и передовой технологии, улучшения организации труда и производства, использования достижений маркетинга.





































РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Свободного рынка в строгом смысле этого слова нет ни в одной стране мира. Более того, его никогда не было раньше, да и не могло быть.

Рынок всегда был и будет регулируемым.
Управление рынком, регулирование рыночных отношений достигается, во-первых, с помощью маркетинга и во-вторых, путем государственного вмешательства в организацию производства, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг.




Содержание раздела