Численность научных работников России уменьшилась.


Россия и Индия пока находится на периферии этого направления НТП, они изолированы от мировых информационных потоков, что препятствует интеграции в мировое хозяйство. Наметилось четкое разделение научно-технического прогресса на две ветви: а) традиционную, обеспечивающую удовлетворение неуклонно растущих (по масштабам и разнообразию) потребностей человека и общества в новой технологии, товарах и услугах; и б) жизнесберегающую, предотвращающую или компенсирующую отрицательные последствия самого НТП, связанные с разрушением экосистем, психофизическими нагрузками и ухудшением здоровья людей, техногенными катастрофами. Вторая ветвь привлекает к себе все большее внимание и поглощает все большую часть ресурсов, используемых в сфере НИОКР.
Уровень научного и технического развития, восприимчивость экономики к техническому прогрессу были и остаются главными факторами, определяющими различия между богатыми и бедными странами. Накопленный в России потенциал научных и технических знаний велик по любым меркам, однако его возможный вклад в национальное богатство никогда не был полностью реализован. Исторический опыт свидетельствует, что наличие этого потенциала является необходимым, но не достаточным условием для экономического роста и процветания.
Технический прогресс зависит от множества факторов экономических и социальных, политических целей и приоритетов, культурных традиций и ценностей, от психологической склонности людей к риску или, наоборот, к стабильности, их «открытости» или сопротивления изменениям. Сравнение Индии и России с развитыми странами Запада показывает, что наши общие проблемы связаны в первую очередь именно с этими характеристиками, а не с уровнем образования или профессиональной подготовки ученых и инженеров, и тем более не с их неспособностью совершать научные открытия или создавать уникальные технические устройства. Многие из этих характеристик Россия унаследовала от Советского Союза. Назовем среди них высокую степень милитаризации экономического и научно-технического развития, отсутствие конкуренции, экономических стимулов технического прогресса, преобладание в НИОКР прикладных исследований в ущерб фундаментальному поиску и доведению научных результатов до стадии нововведений. К этому добавились экономические и социальные катаклизмы переходного периода, которые, несомненно, отразились на состоянии научно-технической сферы.

Высокая инфляция, угрожавшая перейти в гиперинфляцию, в сочетании с падением объемов производства и платежеспособного спроса предприятий и населения делали экономически неприемлемыми даже самые незначительные инвестиционные проекты. Дефицит государственного бюджета заставил пойти на резкое сокращение абсолютных и относительных (в % к ВНП) масштабов финансирования НИОКР. Общая численность научных работников России уменьшилась.

Эти процессы можно было бы считать предвидимой, хотя и крайне нежелательной экономической реакцией на происходящее изменение модели развития.
Вместе с тем растущее отставание заработной платы работников науки от средней по промышленности (не говоря уже об оплате труда в коммерческих структурах), постоянная угроза безработицы из-за сокращения численности персонала в организациях НИОКР, отток молодых и наиболее перспективных научных работников в другие сферы деятельности и за рубеж приводят к развалу творческого ядра многих институтов и лабораторий, создают угрозу потери непрерывности исследований на ряде направлений, в том числе и весьма перспективных. По оценкам ИМЭМО, в 1992 г, Россия по общим абсолютным размерам ВВП замыкает первую десятку стран, но в расчете на душу населения входит в 7-й десяток. Очевидно, что в этих условиях невозможно сохранить научно-технический потенциал в прежнем объеме.

Происходит неизбежное сбрасывание «избыточного накопления» в сфере НИОКР. Этому процессу нужно придать целенаправленный структурный характер, защитить и сохранить лучшее, создать предпосылки для будущего эффективного роста.
Объективно очень сильны ограничивающие и противодействующие факторы: снижение объема ВВП и дефицит государственного бюджета; отсутствие внутреннего спроса на нововведения, наличие сильных групп давления, которые в условиях вакуума макроэкономического регулирования активно участвуют в распределении и перераспределении все уменьшающегося бюджета. Появилось 27 новых «академий наук», в системе Минсельхоза в 1990 г. существовало 4 НИИ, в 1996 г. их было уже 21. До сих пор не закрыт ни один из почти 5 тыс. отечественных НИИ. В этих условиях важнейшая цель государственной политики без излишнего алармизма сдвинуть траекторию процесса от хаотического развития к тому, что Й. Шумпетер называл «разрушением ради созидания».



В 1992 г. кое-что было сделано в этом направлении: создана законодательная база, отдающая решающие права собственности на научные результаты их авторам; учрежден Фонд фундаментальных исследований и привлечены иностранные капиталы для поддержки исследований, примерно 30 научным центрам был придан статус национальных лабораторий, что защищает их от превратностей перехода к рынку.
Вместе с тем произошло сокращение реального финансирования НИОКР, резко уменьшилось количество источников финансирования. Если раньше госбюджет покрывал 50% расходов на науку, и столько же поступало из средств предприятий и отраслей, то сегодня на госбюджет приходится 90% финансирования науки. В этих условиях деятельность Министерства науки и технологической политики носит преимущественно «пожарный» характер, направлена на спасение научного потенциала, первоклассных научных коллективов и приоритетных направлений НИОКР. Однако установление и отбор приоритетов государственной научно-технической политики является исключительно трудной задачей, тем более что мы не добились пока консенсуса по вопросу целей научно-технического развития.

Основная проблема военная компонента нашего научно-технического потенциала, сохранение и укрепление которой по-прежнему рассматривается многими политиками как безусловный фактор дальнейшего развития России. Но при такой ориентации нельзя рассчитывать на возникновение в стране среды, благоприятной для эффективной национальной системы нововведений, способствующей созданию новой техники и технологии, росту благосостояния.
К сожалению, из законодательства почему-то было исключено авторство на селекционные работы в сельском хозяйстве, создание искусственных микроорганизмов в генной инженерии и микробиологии населения, повышению конкурентоспособности отечественной промышленности на внутреннем и внешних рынках, ресурсосбережению, охране здоровья и окружающей среды. Опыт развитых стран Запада показывает, что именно на таком пути достигается подлинный динамизм НТП, и укрепляются все аспекты национальной безопасности. Этот же опыт говорит о том, что переход к такой модели не может быть стихийным, он требует продуманной разработки и последовательной реализации государственной политики.
Ключевым вопросом для России и Индии является переход от «индустриальной» цивилизации, отторгающей НТП или усваивающей его лишь в локальных сферах к цивилизации «постиндустриальной», нерасторжимо связанной с НТП, который по-настоящему выступает здесь как постоянный фактор и естественный импульс саморазвития. Условием возникновения в России эффективной системы нововведений может быть только успех рыночной перестройки, адекватное изменение структуры экономики. К сожалению, нет и не может быть рецептов быстрой структурной трансформации. Везде это длительный и мучительный процесс. В Индии он идет с 1984 года и продолжается до сих пор.

Очевидно, что ему должна предшествовать финансовая стабилизация, являющаяся главным условием роста спроса на нововведения и инвестиции.
Существует и определенная психологическая проблема. Индия и Россия долго жили в обществе, настроенном на стабильность и неизменность связей и отношений. Между тем экономический рост на инновационной основе требует непрерывных изменений, адаптации к ним, нередко сопряжен с переломами, кризисными периодами.

Инновации подрывают устоявшиеся производственные структуры, вызывают цепную реакцию нестабильности во всех сопряженных сферах.
Характерной особенностью русской культуры является отношение к науке как к высшей духовной ценности. За последние 70 лет эта культурологическая доминанта существенно деформировалась, была подменена технократическими суррогатами, утилитарным пониманием полезности науки и научного познания мира. В условиях нарастающей жесткости бюджетных ограничений все чаще звучат голоса о «второстепенности» гуманитарного знания по отношению к естественным наукам. Инженеры, конструкторы убеждены в своем умении механистически решить сложнейшие вопросы общественного бытия.

А именно они составляют большую часть нынешних академиков. Поэтому, видимо, возрождение гуманитарных исследований, общественных наук, экологических знаний существенная часть и важная цель преобразований в науке и просвещении. В рыночной экономике большая часть занятых имеет социально-экономическое образование (финансы, юриспруденция, бухгалтерия, аудит, социальные услуги и т.д.).



Содержание раздела