3.3. Система экономических оценок природных ресурсов
Если рассматривать в качестве объекта управления в природопользовании природные ресурсы, то возникает необходимость формирования информационных массивов об их состоянии и величине. Эту информацию можно получить, применяя теорию экономических оценок при проведении анализа количественного и качественного состояния. Экономические оценки природных ресурсов бывают: кадастровые и экспертные - применяются на региональном и народно-хозяйственном уровнях; нормативные - при установлении размеров экономического стимулирования и определении народно-хозяйственного и хозрасчетного эффекта (текущая деятельность действующих предприятий, перевооружение, реконструкция за счет собственных средств и кредитов); планово-перспективные - при разработке и внедрении новых
технологических способов очистки вредных выбросов, использовании новых научно-технических решений.
Оценка ресурса определяется в общем случае в виде разности между ценой конечной продукции и индивидуальными затратами на ее получение. Если затраты на получение ресурса не ниже цены продукции, то ресурс имеет нулевую оценку.
Из всех ресурсов оценку получают только лучшие в меру своего отличия от предельных народно-хозяйственных затрат.
Мы имеем в этом случае дело с рентной оценкой природных ресурсов, базирующейся на концепции существования дифференциальной ренты.
В зависимости от способа измерения ущерба от нерационального использования природных ресурсов, а значит, загрязнения окружающей среды используются следующие методы экономической оценки:
При социально-экономическом обосновании систем природоохранных мероприятий должен соблюдаться народно-хозяйственный подход, включающий:
Цели природоохранных и ресурсосберегающих проектов:
Ущерб от загрязнения среды обитания может быть представлен в натуральном виде (по реципиентам) и в условных единицах
(условные тонны, баллы и т.п.) нагрузки на реципиенты при данном уровне загрязнения.
Эффект в результате проведения природоохранной или ресурсосберегательной деятельности может быть хозрасчетным - определяется в годовом или среднегодовом исчислении; народно-хозяйственный - исчисляется за весь период получения результата с учетом фактора времени. Оценка используется кадастровая или экспертная.
В некоторых случаях применяется классификатор нормативов затрат освоения, вовлечения в хозяйственный оборот существенной части природных ресурсов и др.
При денежной оценке хозрасчетных результатов используются действующие оптовые цены и тарифы на дополнительно полученную продукцию и услуги, а также действующие нормативы поощрений за снижение расхода и улучшение использования природных ресурсов; при денежной оценке народно-хозяйственных результатов могут быть использованы планово-перспективные цены, замыкающие затраты, планово-перспективные оценки ущерба от загрязнения, кадастровые оценки природных ресурсов и т.п.
Пример 3.7
Определить годовой экономический эффект от нововведений на предприятиях и объектах непроизводственной сферы региона, рассчитать влияние этого мероприятия на планируемое снижение себестоимости продукции и услуг, прирост прибыли, рост производительности труда и вычислить срок окупаемости капитальных вложений, используя табл. 3.2.
СЗ + Д(1 + БП)T -1 |
БП(1 + БП) |
+
СЗ + |
(1 + БП)T |
CC =
0,0291297 + 0,08297(1 + 0,016297)3 - 1 |
0,016297(1 + 0,016297) |
+
0,0291297 + 1,76 |
(1 + 0,016297)3 |
= 165,76 млрд д. е.
Таблица 3.2
Расчет показателей
Показатели | Год | ||
базовый | расчетный | ||
1 | Годовой объем валовой продукции и услуг (V1 и V2), тыс. д.е. | 47 000 | 47 000 |
2 | Оптовая цена единицы изделия или услуги (Ц), тыс. д.е. | 248 | 248 |
3 | Себестоимость единицы изделия или услуги (С1 и C2), тыс. д.е. | 297 | 201 |
4 | Удельные капитальные вложения (K1 и K2), тыс. д.е. | 84 | 205 |
5 | Производительность труда (ПР1 и ПР2), тыс. д.е./чел. | 85 000 | 101 000 |
6 | Нормативный коэффициент эффективности инвестиций (Eн) | 0,15 | 0,15 |
2. Годовой экономический эффект:
Э = [(C1 + EнK1) - (C2 + EнK2)]V2
Э = [(297 + 0,1584) - (201 + 0,15205)]47 000 = 3658 950 тыс. д. е.
3. Планируемое снижение себестоимости:
Сi = (С1 - С2)V2 = 4 512 000 тыс. д. е.
4. Условное высвобождение работающих в i-ом году:
r = (t1 - ti)Vi =
ЦV1 |
ПР1 |
-
ЦV2 |
ПР2 |
=
24847 000 |
101 000 |
= 22 человека.
5. Срок окупаемости капитальных вложений:
T =
Kдоп |
Ci |
=
(K2 - K1)V |
Ci |
=
(205 - 84)47 000 |
4 512 000 |
= 1,26 лет.
Народно-хозяйственные экономические оценки определяют результаты, исчисляемые как суммарные за период эксплуатации объектов с учетом фактора времени.
Хозяйственные стимулы для природной и ресурсосберегательной деятельности обеспечиваются системой нормативов экономического вознаграждения - за достижение установленных норм и отсутствие штрафных платежей.
Собственные источники средств при хозрасчете состоят из прибыли предприятия от экономии природных ресурсов по установленным платежам (плата за воду, вырубка лесов, запасы леса, погашенные запасы полезных ископаемых и др.); от реализации продукции из утилизируемых вредных для окружающей среды отходов производств; от повторного использования очищенных вод этим или другими предприятиями.
Денежная оценка социально-экономических результатов природоохранной деятельности (величина предотвращения ущерба от загрязнения) осуществляется для сопоставления затрат и результатов этих мероприятий. Оценка производится с помощью действующих цен (тарифов) на соответствующую продукцию (при расчете хозрасчетного результата) и их планово-перспективных значений (замыкающих затрат, кадастровых оценок), используемых при расчете народнохозяйственного результата.
Минимум затрат - показатель сравнительной эффективности на осуществление природоохранной деятельности.
Эколого-экономическая эффективность включает: суммарные и удельные (на единицу произведенной продукции) объемы образования, улавливания и поступления вредных веществ в окружающую среду обитания (в натуральном весовом, объемном выражении) в условном исчислении; показатели абсолютной социально-экономической эффективности природоохранных мероприятий: объемы предотвращенной нагрузки в условном исчислении на 1000 д. е. капитальных вложений или приведенных затрат на осуществление природоохранной деятельности, ценность дополнительно полученной продукции, прирост годовой оценки запасов на 1000 д. е. капитальных вложений в природоохранную и ресурсосберегающую деятельность.
Значение нормативных оценок заключается в установлении единиц условной нагрузки исходя из принципа самоокупаемости, осуществляемой предприятиями природоохранной деятельности, т.е. на уровне, обеспечивающем возмещение среднегодовых (за пятилетний период) затрат на охрану окружающей среды по стране в целом (раздельно по атмосферным и водным мероприятиям); значение планово-перспективной оценки - в установлении единиц условной нагрузки путем обобщения имеющихся расчетов экономических оценок натурального ущерба от загрязнения атмосферного воздуха и водных источников. Уровень планово-перспективных оценок должен при этом обеспечивать экономическую эффективность перспективных технических
решений в области охраны среды обитания (использование тканевых рукавных, металлических электро- и других фильтров, сероочистка топлива и дымовых газов в абсорберах, реакторах, установление аппаратов для улавливания и нейтрализации окислов азота, мембранные биологические методы очистки сточных вод и т.п.).
Пример 3.8
Определить экономию по затратам на заработную плату на предприятиях региона, выпускающих продукцию широкого потребления при следующих условиях: прирост производительности труда (ПТ) равен 16 и заработной платы производственного персонала - 8; расход заработной платы на выпуск продукции (РЗП) составляет 2,15 млрд д. е. в базисном периоде; отчисление на социальное страхование (СС) достигает 16 фонда заработной платы; объем продукции в базисном периоде (Vб) составляет 6 тыс. т, а в плановом периоде (Vп) - 10 тыс. т.
Решение
1. Затраты по заработной плате на 1 т продукции (базисный период):
ЗПП =
РЗП |
Vб |
=
215107 |
6103 |
= 358,3 тыс. д. е./т.
2. Экономия по затратам на заработную плату:
ЭЗП =РЗП(1 -
ЗПП |
ПТП |
)(1 + CC)VП = 2150(1 -
1,08 |
1,16 |
)(1 + 0,16)10 000 = 1720 млн д.е.
Штрафные платежи и возмещение ущерба от загрязнения среды обитания вследствие превышения предприятиями установленных нормативов вредных выбросов (сбросов) исчисляются, исходя из уровня ущербов в экономической системе и социальной сфере (при загрязнении атмосферного воздуха и водных источников), в размере затрат государства на восстановление прежнего (существовавшего до нарушения законодательства) качества атмосферного воздуха и водных источников. В необходимых случаях учитываются также убытки реципиентов в период до ликвидации допущенного загрязнения, потери рыбного хозяйства и других водопользователей, воздухопользователей и водопотребителей (табл.
3.3).
Таблица 3.3
Экономический и социальный ущерб от загрязнения окружающей среды
Объект | Возникновение ущерба | Слагаемые ущерба |
Гидросфера, атмосфера, почва | Ущерб рыбному, лесному, коммунальному, сельскому хозяйству Ущерб промышленности, здоровью людей, животному и растительному миру, транспорту |
Потери материальных ценностей. Перерасход энергии. Затраты на очистку сточных вод. Затраты на ремонт машин и сооружений, затраты на предотвращение зашумления, засоления почв, на посадку зеленых насаждений. Потеря трудоспособности людей, снижение продуктивности 1 сельхозугодий, качества продукции, исчезновение животного мира, птиц и растительности, активное оврагообразование, эрозия почв, рост числа вредителей сельскохозяйственных угодий, в лесных массивах, возникновение опасных болезней у людей, животных, птиц, рыб. |