Система экономической оценки природных ресурсов


Система экономической оценки природных ресурсов позволяет рационально использовать богатства природы, учитывая их ограниченность или невоспроизводимость. Природопользование требует народно-хозяйственного, комплексного подхода с учетом всех функций управления, характерных для чрезвычайно сложных экономических систем планирования, регулирования, учета и анализа.
Народно-хозяйственный результат природоохранных мероприятий (Э) выражается величиной предотвращенного ущерба или ущерба от загрязнения или в сумме величин экономического ущерба и годового прироста дополнительного дохода от улучшения производственных результатов деятельности предприятий или объединений:
Э =

n
i=1

(b1Y1 - b2Y2) + (

m
j=1

qjZj -

n
i=1

qiZi)a,(3.20)

где Y1 и Y2 - величина i-го ущерба до и после осуществления природоохранных мероприятий;
qi, qj - количество (качество) товарной продукции до и после осуществления оцениваемого мероприятия;
Zi(j) - оценка единицы i (j)-й продукции;
а - коэффициент, учитывающий природно-климатические условия, экономические и другие особенности района;
bi - коэффициенты корреляционных связей.

В условиях хозрасчетных взаимоотношений между предприятиями, объединениями или отраслями народного хозяйства наиболее приемлемым оценочным экономическим показателем эффективности природоохранных мероприятий является уровень рентабельности:
Р =

П У
ф + OОБ

(3.21)
или
Р =

П
C У

,(3.22)

где П - прибыль от реализации продукции в результате проведения природоохранных мероприятий;
Ф - величина основных фондов на проведение природоохранных мероприятий;
ОБ - нормированные оборотные фонды;
С - себестоимость продукции.

Оценка товарной продукции, получаемой до и после осуществления рассматриваемого мероприятия, производится по замыкающим затратам (кадастровым ценам) на эту продукцию. Как уже отмечалось выше, существует несколько подходов к оценке природных ресурсов.
В одном случае оценку производят путем капитализации годового эффекта, получаемого при использовании ресурса. Некоторые экономисты предлагают капитализацию чистого дохода, получаемого в среднем с 1 га сельскохозяйственных угодий, включая часть дохода, реализуемого сельскохозяйственными предприятиями, и часть - реализуемого государством.

При этом оценивают природные ресурсы двояко: во-первых, на основе восстановительной стоимости прошлых затрат по их освоению (например, расчистка земли под пашню); во-вторых, с исчислением затрат общественного труда, необходимых для замещения каждой отдельной единицы природных ресурсов при производстве соответствующего количества продукции.

Подход к оценке природных ресурсов, и в частности земельных, на основе прошлых затрат направлен на оценку только тех земель, которые уже используются обществом или будут использоваться в ближайшее время, а для нетронутых земель экономическая оценка возможна только по аналогам.
Обоснование экономической эффективности капитальных вложений в природопользование неразрывно связано с эколого-экономической оценкой антропогенного взаимодействия с окружающей средой. Эта оценка должна входить в состав основных задач прогнозирования, планирования и управления природоохранными мероприятиями на всех уровнях народного хозяйства как по отраслям, так и по регионам.
Экономическая оценка природных ресурсов состоит из двух частей:

  • оценка стоимости природоохранных мероприятий, поддерживающих нормативные эколого-экономические показатели, которые определяют степень удовлетворения материальных благ и духовных потребностей общества;
  • оценка только экологического состояния окружающей среды (ее изменение не всегда может быть принято за основу расчета эколого-экономических показателей на длительную перспективу).

Иногда выдвигаются гипотезы, по которым при экономической оценке природных ресурсов используют теорию трудовой стоимости или систему централизованно устанавливаемых нормативов максимально допустимых затрат по сбережению данного природного блага и нормативов максимально допустимой эффективности эксплуатации природных богатств. В соответствии с этим величина оценки определяется приростом эффекта от увеличения объема ресурса или величины ущерба от уменьшения или ухудшения качества природного ресурса, т.е. здесь имеет место рентная оценка природных богатств. Таким образом, в качестве экономической оценки природных ресурсов можно применить дифференциальную ренту.



Она может характеризовать сравнительную ценность природного ресурса исходя из эффективности использования замыкающих порций запаса природных благ.

При определении интегральной ценности получаем суммарный эффект всех порций данного запаса.
Для природоохранных мероприятий ценность природных ресурсов отражает благоприятный экономической эффект, оказываемый естественными биогеоценозами на условия жизнедеятельности человека. Денежная оценка природоохранных мероприятий является правомерной, когда выполнение этих функций связано с возникновением прямых или сопряженных затрат общественного труда в народном хозяйстве.
Пример 3.13
Проект требует инвестиций в сумме 250 млрд руб. Ожидается, что в конце первого года можно получить доход в сумме 180 млрд руб., в конце второго - еще 200 млрд, третьего - 100 млрд.

Но инвестиции нужно производить в настоящее время, а доходы будут поступать через некоторое время.

Для предварительной оценки будущих денежных доходов используется операция дисконтирования. Если темп инфляции прогнозируется на уровне 15, то в конце первого года получим доход (Д1):
Д1 =

Д1t
(1 - И)1

=

180
(1 + 0,15)1

= 156,5 млрд. руб.
В конце второго года доход (Д2) будет таким:
Д2 =

Д2t
(1 - И)2

=

200
(1 + 0,15)2

= 151,5 млрд. руб.
В конце третьего года доход (Д3) составит:
Д3 =

Д3t
(1 - И)3

=

100
(1 + 0,15)3

= 65,7 млрд. руб.;
Очевидно, что проект даже с учетом инфляции является эффективным, так как сумма дохода равна: 156,5 + 151,2 + 65,7 = 373,4 млрд руб., т.е. 250 373,4.
Пример 3.14
Для региона разработан проект создания новых производств промышленности, сельского хозяйства и непроизводственной сферы. Прогнозируемое изменение инвестиций в развитии региона будет происходить в следующей зависимости:
Q = Qk

Nk
Ni

Ni-вdx(3.23)
или
Q = Qk

Nk
Ni

(

Qi
Qk

)i-вdx(3.24)

где Qi - совокупные затраты на существующие производства;
Qk - инвестиции во вновь создаваемые производства;
Nk - число предприятий;
в - коэффициент корреляции, определяемый по методу случайного баланса между результатами реализации проекта и объемами инвестиций.

В период становления рынка необходимо учитывать коэффициент устойчивых рыночных отношений (Кр) который в целом по региону равен 0,7, а коэффициент корреляции в равен 0,514. По достижении устойчивых рыночных отношений инвестиции, рассчитанные на основе функционально-стоимостного анализа, составляют 740 млрд руб. на одно вновь созданное производство. По мере становления устойчивых рыночных отношений удельные затраты на каждое вновь созданное производство сокращаются в определенной последовательности по следующей формуле:
Qi = Qk(

Ni
Nk

)-в.
Представим последовательность сокращения удельных затрат.

Для 1-го производства: Q1 = 740(
1
80
)-0,514 = 7037 млрд руб. Для 2-го производства: Q2 = 740(
2 80 )-0,514 = 4928 млрд руб. Для 3-го производства: Q3 = 740(
3 80 )-0,514 = 4001 млрд руб. ... ... ... ... ... ... Для 79-го производства: Q79 = 740(
79 80 )-0,514 = 745 млрд руб. Для 80-го производства: Q80 = 740 млрд руб. Если необходимо дедуктивно определять, каковы инвестиции на создание промышленных и сельскохозяйственных производств и производств в непроизводственной сфере в рассматриваемом регионе, то необходимо аналогичным образом выполнять функционально-стоимостный анализ. В рассматриваемом регионе вновь создаются 45 производств промышленности, 15 - сельского хозяйства и 20 - непроизводственной сферы. Для реализации проекта на каждое промышленное предприятие необходимо затратить 1450 млрд руб., а на сельскохозяйственное - 1230 млрд руб. На первом году реализации проекта коэффициент рыночного влияния на промышленные производства Кpпр = 0,65; сельскохозяйственного Кpск = 0,78, коэффициент корреляции в равен 0,34 и 0,59 соответственно.
На первом году реализации проекта прибыль промышленных производств ожидается 1320 млрд руб., а сельскохозяйственных - 1400 млрд. Так как промышленные предприятия выпускают в основном средства производства, то прибыль будет из года в год возрастать с геометрической прогрессией, а рост прибыли от сельскохозяйственного производства - по арифметической.
Решение
Искомые величины инвестиций при реализации проекта находим по формулам (3.23) и (3.24):
Q =
Qk
1 - в

(Nk1 - в - N11 - в)(3.25)
или
Q =

QkNkв
1 - в

(Nk1 - в - 1).
Подставляя исходные данные в формулы (3.25) и (3.26), получаем величину начальных инвестиций на каждое предприятие. Для регионального проекта в целом (млрд руб.):



Содержание раздела