Проблема размещения производительных сил


Из табл. 9.1 видно, что для всех российских районов выполняется условие
О К 1 (формула Е).
Это означает, что для любого региона России все его возможные стратегии экономического развития будут заключены между следующими двумя предельными альтернативными стратегиями:
региональной автаркии, которая исходит из замкнутого регионального развития без внешних связей (К = 0);
регионального фритредерства, которая предполагает максимальную открытость региона (К = 1), его переход к эквивалентным внешним связям на основе мировых цен как с мировым рынком, так и с остальными российскими регионами.
Существенное ослабление межрегиональных связей в экономическом пространстве России ставит российские регионы перед неизбежностью выбора одной из данных стратегий своего выживания. Этот выбор объективно обусловлен реально существующими различиями в уровнях экономического развития регионов, в их отраслевой специализации, обеспеченности природными ресурсами, климатических условиях, пространственно-географическом расположении.

9.2. Проблема размещения производительных сил
в региональной экономике
Для количественной оценки степени зависимости экономики регионов от выбранной стратегии и установления объективно возможных результатов выбора той или иной стратегии каждым из одиннадцати экономических районов России используем соответствующие экономико-математические модели.
1. Модель поведения региона в соответствии со стратегией региональной автаркии. С помощью этой модели устанавливается величина объемов производства продукции каждой отрасли и внутреннего продукта региона при полном разрыве его внешних экономических связей как международных с ближним и дальним зарубежьем, так и с другими регионами России.
Величины общего вывоза из региона и общего ввоза в него по каждой отрасли приравниваются в модели к нулю. Из этого следует, что сальдо вывоза-ввоза продукции по каждой из восемнадцати отраслей также равно нулю. Формализованная запись экономико-математической модели выглядит следующим образом:

(формула 1);

(формула 2);

(формула 3).
В уравнениях данной модели приняты те же обозначения, что и в формулах 13.
Исходная информация: aiy, si, Х0,i .
Неизвестные величины: Xi , Y.
2. Модель поведения региона в соответствии со стратегией регионального фритредерства. Как и предыдущая, данная модель является оптимизационной статистической 18-отраслевой моделью межотраслевого баланса российского региона. С ее помощью определяются объем производства продукции каждой отрасли, величина внутреннего конечного продукта региона и сальдо вывоза-ввоза по каждой отрасли в условиях перехода к эквивалентным внешним связям на основе мировых цен не только с дальним и ближним зарубежьем, но и с остальными регионами России.

В соответствии с требованием эквивалентности суммарный вывоз из региона должен быть равен суммарному ввозу в него. Уравнения экономико-математической модели могут быть представлены в следующем виде:

(формула 9);

(формула 10);
Y max (формула 11);
Xi X0,i (формула 12).
В уравнениях данной модели используются те же обозначения, что и в предыдущей, за исключением следующих:
i сальдо вывоза-ввоза отрасли i в экономике региона;
Pi индекс пересчета внутренних цен во внешнеторговые; определялся на основе данных о вывозе и ввозе продукции по отраслям народного хозяйства России в 1989 г., опубликованных Госкомстатом РФ во внутренних и внешнеторговых ценах; значения оказались весьма близки коэффициентам пересчета показателей межотраслевого баланса России в мировые цены.
Исходная информация: aiy , si , Xi0 , Pi
Неизвестные величины: xi , Y, i .
Моделирование поведения российских регионов в соответствии со сформулированными выше стратегиями дало следующие результаты, приведенные в табл. 9.3. Они представлены в виде сопоставления макроэкономических показателей, достигаемых каждым из регионов в ходе реализации той или иной стратегии, с соответствующими показателями в исходном состоянии регионов в составе единого народнохозяйственного комплекса Российской Федерации, как говорилось в конце 80-х годов, или целостного экономического пространства России, если пользоваться современной терминологией.


Из приведенной таблицы следует, что реализация стратегии региональной автаркии для любого региона России будет иметь катастрофические последствия, поэтому ни один из них самостоятельно, по доброй воле не пойдет на это. Вместе с тем ослабление связей между российскими регионами делает стратегию регионального фритредерства привлекательной, а следовательно, объективно возможной для целого ряда экономических районов России в первую очередь для Поволжского, Уральского и Западно-Сибирского. При переходе к этой стратегии у них происходит даже некоторое увеличение внутреннего продукта, прежде всего за счет продажи продукции нефтегазовой промышленности по мировым ценам, несмотря на существенный спад производства из-за «кувейтизации» экономики.

Для остальных регионов стратегия регионального фритредерства представляется заведомо меньшим злом, чем стратегия региональной автаркии, так как спад в их экономике в рамках первой стратегии будет принципиально меньше, чем в случае второй.
Однако не все экономические районы смогут реально осуществить стратегию регионального фритредерства. Это связано, в первую очередь, с конкурентоспособностью продукции российских регионов на мировом рынке. Для Северного экономического района, вывозящего продукцию черной металлургии и лесной промышленности, а также для Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов, вывозящих продукцию цветной металлургии и лесной промышленности, требование конкурентоспособности их продукции в принципе выполнимо.
Таблица 9.3
Результаты моделирования поведения укрупненных экономических районов России в соответствии с альтернативными стратегиями

Стратегия
региональной автаркии, % к исходному состоянию




Экономические районы России

Стратегия регионального фритредерства, %
к исходному состоянию
Экономические районы
Экономические районы
внутренний конечный продукт
регионов
совокупный общественный продукт регионов
внутренний конечный продукт регионов
совокупный общественный продукт регионов
31,0
34,8
Северный
90,1
98,3
21,8
26,6
Северо-Западный
84,1
98,6
32,7
38,6
Центральный
88,4
98,8
24,3
26,0
Волго-Вятский
96,5
99,6
7,9

8,7
Центрально-
черноземный
74,3

84,8

34,6
33,9
Поволжский
100,3
73,3
24,8
28,2
Северо-Кавказский
81,0
98,0
51,3
49,2
Уральский
100,3
58,0
38,5
41,8
Западно-Сибирский
100,2
41,3
25,5

31,5

Восточно-Сибирский
90,0

98,4

28,6
37,6
Дальневосточный
72,5
89,0


Вместе с тем для Северо-Западного, Центрального и Волго-Вятского экономических районов доминирующая в их вывозе продукция машиностроения и легкой промышленности вряд ли сможет в ближайшее время стать конкурентоспособной на мировом рынке. То же касается машиностроения, пищевой и легкой промышленности Центрально-черноземного и Северо-Кавказского экономических районов. Поэтому пять ресурсообрабатывающих районов Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-черноземный и Северо-Кавказский будут лишены возможности на эквивалентной основе по мировым ценам обеспечивать себя ресурсами энергоносителями, конструкционными материалами (или сырьем для их производства), продукцией лесной и лесообрабатывающей промышленности из остальных шести ресурсодобывающих российских районов, ориентированных в рамках стратегии регионального фритредерства в основном на мировой рынок.

Из-за этого ресурсообрабатывающие регионы России помимо своего желания будут обречены на стратегию региональной автаркии.
Таким образом, теоретически возможно, что в условиях ослабления межрегиональных хозяйственных связей в едином экономическом пространстве России начнут осуществляться две альтернативные стратегии поведения его составных частей, что показано в табл. 9.2 стрелками соответствующей ориентации. Это неизбежно приведет к дальнейшему сокращению связей между российскими регионами, неминуемо усилит разнонаправленность их стратегий, будет способствовать увеличению уровня дифференциации в экономическом развитии экономических районов, создаст угрозу целостности российского экономического пространства.
Процессы, идущие в экономике России, подтверждают правомерность данной гипотезы. Чисто внешне новые тенденции в российской экономике проявились в существенно разных темпах изменения объемов производства на западе и востоке России, о чем свидетельствуют данные табл. 9.3.
Таблица 9.3
Темпы изменения валового общественного
продукта (I) и продукции промышленности (II)

Россия и ее экономические районы
1990г., % к 1987 г.

1995г., % к 1990г.*

I
II
I
II
Россия в целом
104,9
105,1
48,2
45,4
В том числе:
запад России

106,3

106,8

44,1

39,9
восток России
103,7
103,7
51,7
50,3

* по крупным и средним предприятиям.

Значительные различия в спаде производства на западе и востоке России привели к существенному изменению их доли в общероссийском валовом общественном продукте, что следует из приведенных данных.



Содержание раздела