Социально-финансовые группы муниципальных образований


Возникает ситуация, при которой каждый житель МО (города или района) может заявить: это моя муниципальная социально-финансовая группа, это мой муниципальный банк, это моя страховая компания, это мое предприятие и т.д. При такой организации финансовой ответственности населения и наемных работников (руководителей и специалистов-jисполнителей), даже в случае нанесения убытков или банкротства предприятий, последствия не столь катастрофичны. В условиях корпоративной экономики это не является особо сложной проблемой, так как банкротство предприятия (организации) не является частным делом, да и большие убытки в практике СФГ МС возможны в очень редких случаях, поскольку акционеры, их представительные органы смогут оперативно корректировать экономический курс корпорации.
10.3. Социально-финансовые группы муниципальных
образований управленческая основа
корпоративной экономики
Муниципальное образование как корпорация представляет по сути социально-финансовую группу. Главная функция СФГ МО обеспечение интересов населения, а главная задача корпоративного управления организация оптимальных взаимоотношений участников.
Акционерный и заемный капитал СФГ МО представляют собой лишь один из типов инвестиций, а именно финансовый капитал. В то же время ряд участников инвестируют другие формы капитала (например, работающие по найму работники вкладывают «человеческий капитал», в том числе интеллектуальный).
У населения-акционеров, заинтересованных в уровне и качестве управления корпорацией, имеются в распоряжении несколько внешних механизмов, к каковым относятся Фонд «СЭПИН» рынки, которые могут помочь поставить под контроль деятельность менеджмента. Роль этих механизмов в различных схемах корпоративного управления определяется конкретными условиями и возможностями МО.
Фонд «СЭПИН» некоммерческая общественная организация, созданная при участии администрации МО. В СФГ МО он выполняет роль управляющей компании и представляет собой, но сути фонд населения-акционеров, передавших акции в доверительное управление.
В функции Фонда «СЭПИН» входит выравнивание различий между разными структурами корпорации участниками СФГ МО, в то время как советы директоров каждой из структур разрабатывают и реализуют стратегию, направленную на гармонизацию интересов всех участников.
В предложенном виде СФГ МО это свободные социально-финансовые структуры, которые не являются авторитарно учрежденными государством структурами. Они представляют собой наиболее дееспособные и самостоятельные органы экономической жизни, работающие в интересах населения города или района.
Роль СФГ МО может быть особенно значимой в настоящий момент, когда необходимы оперативная мобилизация ресурсов, их концентрация и эффективное перераспределение в ключевые сферы науки, техники, производства.
В сложившихся условиях хозяйствования важнейшими задачами СФГ МО являются:
сертификация социально-экономического состояния муниципальных образований, мониторинг социально-экономического потенциала населения;
развитие местной финансовой инфраструктуры, работающей на население;
организация местного производства товаров, продуктов и услуг с учетом территориальных особенностей и возможностей, развитие семейного и малого предпринимательства;
обеспечение занятости населения, открытие дополнительных рабочих мест;
разработка стандартов в области социального обслуживания населения, создание эффективной системы контроля за предоставлением социальных услуг;
внедрение оптимальных моделей территориальных социальных служб;
концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики;
формирование рациональных технологических и кооперационных связей в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной экономической среды;
защита приватизируемых промышленных предприятий путем передачи пакетов акций в собственность СФГ МО.
Таким образом, под социально-финансовой группой как организационной формой реализации принципа корпоратизма понимается официально зарегистрированное объединение коммерческих организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капиталов которых проведено в порядке и на условиях, предусмотренных уставом.


Участниками СФГ МО являются население, корпоративные коммерческие организации и финансовые институты, предприятия любой организационно-правовой формы независимо oт вида собственности, а также иные учреждения, инвестиционные институты и организации, в том числе иностранные.
В составе участников СФГ МО можно выделить три группы институтов и организаций, объединенные общими для них целями.
1. Финансовая группа, включающая банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, компании по управлению активами и другие финансовые институты.
2. Производственная группа, объединяющая предприятия, исследовательские, опытно-конструкторские и другие учреждения.
3. Коммерческая группа, в состав которой входят сбытовые, торгово-закупочные и другие обслуживающие обеспечивающие организации.
СФГ МО, являясь юридическим лицом:
выражает корпоративные интересы населения МО;
существует независимо от состава его участников (может существовать бессрочно);
обладает самостоятельной волей, не всегда совпадающей с волей отдельных ее участников;
имеет имущество, обособленное от имущества участников;
несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам закрепленным за ней имуществом;
вправе совершать от своего имени сделки, не запрещенные законом;
может взыскивать и отвечать в органах юрисдикции от своего имени.
Такая трактовка СФГ МО имеет свое экономическое обоснование. За рубежом и в нашей стране они появились как форма удовлетворения общественной потребности в механизме аккумулирования капиталов, необходимых для обеспечения роста качества уровня жизни населения сообщества (муниципального образования).
Сущность СФГ МО заключается в том, что это экономическое единство самостоятельных хозяйствующих субъектов. Механизм СФГ МО используется для достижения множества корпоративных интересов в различных социально-экономических сферах жизни сообщества (населения).
Среди основных принципов, определяющих порядок создания СФГ МО, можно выделить следующие:
добровольное вхождение организаций в состав групп;
многовариантность и индивидуальный характер проектов создания каждой СФГ МО на основе единой нормативно-правовой базы как в форме учреждения участниками группы акционерного общества (открытого или закрытого), так и на основе холдинговых или трастовых отношений;
использование разнообразных организационно-правовых форм интеграции финансового, коммерческого и торгового капиталов на основе взаимной заинтересованности в результатах совместной деятельности в качестве определяющего условия создания групп;
государственное содействие и поддержка создания и функционирования СФГ МО, инвестиционные проекты и программы которых отвечают целям и приоритетам социально-экономической политики на основе договоров о партнерстве и взаимной ответственности между СФГ МО, администрациями субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями. Формы государственной поддержки СФГ МО могут быть разнообразными, учитывающими специфику как общей экономической ситуации, так и деятельности конкретных групп.
Правовое положение акционерного общества, права и обязанности акционеров определяются Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об акционерных обществах».
Взносы в уставный капитал, создаваемой СФГ МО, могут быть представлены:
денежными средствами в рублях и иностранной валюте, ценными бумагами;
зданиями, сооружениями, оборудованием, а также другими материальными ценностями;
правами пользования землей, водой и другими природными ресурсами;
интеллектуальной собственностью.
При создании СФГ МО инициаторы должны решить ряд управленческих проблем, основными из которых являются:
подбор заинтересованных потенциальных участников, нахождение способов удовлетворения их экономических интересов в рамках совместной деятельности;
формирование единой взаимоприемлемой стратегии поведения на различных рынках: финансовом, товарном, труда и др.;
формирование достаточного начального капитала;
разработка эффективного механизма наращивания собственного капитала;
выбор оптимальных организационно-правовых форм, методов руководства совместной деятельностью и взаимосвязи участников.
СФГ МО формируются в добровольном порядке или в порядке консолидации пакетов акций путем:
учреждения участниками группы акционерного общества открытого типа;
передачи участниками группы находящихся в их собственности пакетов акций входящих в группу предприятий и финансово-кредитных учреждений в доверительное управление одному из участников группы;
приобретения одним из участников группы пакетов акций других предприятий, а также учреждений и организаций, становящихся участниками группы.
При формировании СФГ МО необходимо обязательное предварительное согласование определенных вопросов с руководителями органов исполнительной власти субъектов Федерации, на территориях которых расположены организации-участники.



Содержание раздела