Основы прогнозирования и особенности оптимизации показателей природопользования
Глава 2
Основы прогнозирования и особенности оптимизации показателей природопользования 2.1. Методические подходы к выбору экологической безопасности и ресурсосберегающей деятельности
Проблема оптимизации взаимодействия общества и природной сферы является прежде всего региональной. Окружающая среда региона испытывает воздействие со стороны самых различных отраслей и объектов, расположенных в пределах района и даже за его границами. Результаты этого воздействия носят многообразный характер, затрагивая так или иначе всю природную среду, поскольку она состоит не из изолированных, а из тесно взаимосвязанных между собой элементов, из взаимодополняющих региональных сочетаний ресурсов и условий. Эти тесные взаимосвязи качественно различных процессов обусловили необходимость рассмотрения процессов взаимодействия общества с окружающей природной средой как функционирование РЭЭС, привязанных к определенным территориям.
Специфические взаимосвязи между социально-экономической сферой и природной средой в РЭЭС порождают определенные комплексные экологические проблемы этой системы. Огромное разнообразие территориальных природных систем или сочетаний природных ресурсов и условий порождает различия в характере, уровне и типах воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. А это приводит к специфическим проявлениям указанного воздействия в виде определенных экологических проблем в различных зонах и регионах.
Учет этих проблем необходим при разработке и реализации программ сохранения и улучшения среды обитания, в установлении
целей и выбора средств. Если в одних регионах решение экологических проблем связано с замедлением темпов роста производства, то в других - с радикальной перестройкой хозяйственной структуры, а в третьих - с применением системы локальных мер.
Чрезвычайно важен анализ экологической обстановки в регионах с выявлением критических проблем, вытекающих из основных связей и зависимостей между природными и социально-экономическими подсистемами, из особенностей сложившейся ситуации.
Актуальность экологических проблем связана с возникновением и формированием крупнейших территориально-производственных комплексов. Рациональное использование природных ресурсов заложено в самой их сущности, но это не исключает необходимости решения вопросов оптимальной нагрузки производства на окружающую среду.
Рассмотрим основные экологические проблемы, связанные с развитием производственных сил в густонаселенных районах. В этих районах России природная среда испытывает интенсивную антропогенную нагрузку. Решение большинства экологических проблем происходит на фоне и в условиях интенсивного роста крупнейших городских агломераций. Сложность и многообразие локальных экологических проблем внутри европейского макрорегиона обусловлены также наличием различных природных зон - от тундр субарктики до незамерзающих вод Черного моря. А каждой природной зоне присущ свой подход к комплексу требований качества и темпов экологизации производства.
Среди основных экологических проблем рассматриваемой зоны выделяются:
необходимость экологизации производства и социальной сферы крупнейших промышленных районов и узлов;
водохозяйственные проблемы;
повышение степени комплексности при использовании минерально-сырьевых и лесных ресурсов;
интенсификация использования земельных ресурсов;
охрана и рациональное использование рекреационных ресурсов.
Основное противоречие во взаимоотношениях хозяйственной сферы и природы на европейском Севере заключается в том, что именно в этом районе с низким потенциалом самовосстановления среды, замедленностью процессов самоочищения преобладают
(прежде всего в Республике Коми и Мурманской области) природоопасные и природоемкие отрасли промышленности.
Помимо комплексной и безотходной переработки минерального сырья, крупной проблемой для европейского Севера является обеспечение дальнейшего развития лесопромышленных производств без существенного ущерба окружающей природной среде, в частности путем сохранения подроста при лесозаготовках, прекращение молевого сплава древесины, использование лиственной древесины.
Среди густонаселенных районов европейской части России выделяется Центральный экономический район, природная среда которого испытывает исключительно интенсивную нагрузку производственной деятельности. Ограниченность топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов определяет задачу максимального использования вторичных ресурсов - как сырьевых (лом черных и цветных металлов, отходы лесопиления и деревообработки, отходы угольной промышленности и т.д.), так и энергетических (доменный и коксовый газы, отходящие газы крекинг-процесса и т.д.).
Другой важной и непреходящей проблемой, несмотря на ряд реализуемых мероприятий, является водохозяйственная проблема. Неравномерность распределения водных ресурсов по территории района, в том числе ресурсов подводных вод, создает определенные трудности с водоснабжением в ряде городов и промышленных узлов и сдерживает развитие водоемких производств.
Особенно серьезной проблемой является создание благоприятных санитарно-гигиенических условий проживания населения в крупных городах. Ее можно рассмотреть на примере московской агломерации.
Одной из центральных экологических проблем Москвы является сокращение выбросов от автомобилей, число которых перевалило за миллион (с иногородним транзитом).
Решение этой задачи связано с совершенствованием автодвигателей, со снижением токсичности топлива и, конечно, с повышением уровня техобслуживания. Принимаемые в настоящее время меры носят лишь частичный характер, поэтому продолжается массовая эксплуатация автомобилей с неотрегулированными двигателями.
Превышение уровня допустимых норм загрязнения воздушного бассейна характерно для оживленных магистралей, особенно в часы наибольшей интенсивности движения. Максимальная концентрация вредных веществ отмечается на осях дорожного полотна Садового кольца (по окиси углерода
превышение ПДК в 6-10 раз), на тротуарах она уменьшается до 3 ПДК, а около соседних жилых построек снижается до близких к норме величин. Относительно меньшие, но существенные выбросы вредных веществ в атмосферный воздух Москвы поступают от промышленного производства. В городе на площади около 800 км2 разместилось более тысячи промышленных предприятий. Программа оздоровления окружающей среды Москвы включает в себя широкий спектр вопросов.
Однако практическая ее реализация столкнулась с серьезными трудностями в основном из-за того, что программа была недоработана.
В конце 1993 г. на первом заседании правительственной Комиссии по окружающей среде и природопользованию был рассмотрен и одобрен проект Национального плана действий по окружающей среде. Этот документ представляет собой стратегию организации конструктивного взаимодействия органов государственной власти и управления Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей, общественных объединений по улучшению состояния окружающей природной среды. В нем предусматривается реализация следующих мер:
совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования, включая усиление государственной системы экологического контроля;
развитие природоохранного законодательства и приведение его в соответствие с положениями Федеративного договора и Конституции РФ;
охрана и рациональное использование земель, вод, лесов, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, развитие сети особо охраняемых природных территорий;
реализация первоочередных экологических программ на федеральном уровне;
внедрение системы образования населения в области экологии;
выполнение международных обязательств России в соответствии с принятыми конвенциями и соглашениями в области охраны окружающей среды.
Разработка Национального плана базировалась на итоговых документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г.
В перспективе развитие рыночных отношений в России должно привести к значительному повышению технического и
технологического уровней производства, стимулированию ресурсо- и энергоснабжения, к структурной перестройке экономики, что в конечном счете даст возможность снизить загрязнение окружающей природной среды. Этот вывод подтверждается опытом развития за последние 20 лет всех стран с рыночной экономикой. Но в переходный период возникает серьезная опасность ухудшения экологической ситуации вследствие:
разрушения хозяйственных связей, несоблюдения проектных технологических режимов, роста аварийности производств;
финансовых трудностей предприятий, ограничивающих возможности выполнения природоохранных мероприятий;
недостаточных бюджетных ассигнований для отраслей, ответственных за воспроизводство и охрану природных ресурсов (лесное хозяйство, водное хозяйство, геологоразведка и др.);
отсутствия законодательно закрепленных разграничений полномочий и ответственности органов власти и управления по вертикали и горизонтали (из-за несогласованности принимаемых решений это ведет к безответственным действиям в распоряжении природными ресурсами и к их фактическому расхищению).
В России организуется и координируется разработка более 30 региональных и межотраслевых экологических программ федерального значения, в том числе: Отходы, Конверсия - экология, Озон, Байкал, международные программы и проекты экологического возрождения в бассейнах Балтийского, Черного и Азовского морей, программы оздоровления экологической обстановки в Тульской и Кемеровской областях, в городах Нижний Тагил и Братск.