В ее задачу входит определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов. Осуществляя контроль в процессе исполнения федерального бюджета, Счетная палата проводит анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.
В обязанности Счетной палаты входит регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Контрольные положения Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды.
На региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами. Примером такой контролирующей организации может служить деятельность Контрольно-счетной палаты Московской городской Думы.
Контроль за состоянием федерального бюджета Российской Федерации и его исполнением осуществляет созданный при высшем законодательном органе Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ. В его задачу входят проведение экспортно-аналитической работы и подготовка заключений по материалам бюджетных посланий, вносимых в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.
Важную роль в осуществлении финансового контроля занимают Министерство финансов РФ и его органы на местах. В структуре аппарата Министерства финансов функционирует контрольно-ревизионное управление, а в территориальных финансовых органах аппарат главного контролера-ревизора. Министерством финансов и его органами осуществляется контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием на развитие народного хозяйства, социально-культурные и иные мероприятия.
Финансовые органы разрабатывают проекты нормативов, отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, составляют консолидированный бюджет РФ, а также проекты бюджетов и представляют их в исполнительные органы.
Контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложен на органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ.
Главное управление Федерального казначейства и его территориальные органы призваны организовывать, осуществлять и контролировать исполнение республиканского бюджета, управлять его доходами и расходами на счетах казначейства в банках.
Казначейство регулирует финансовые отношения между республиканским бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, а также осуществляет краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими в пределах установленных государственных расходов. На Казначейство возложена обязанность сбора и анализа информации о состоянии финансов в стране. В обязанности Казначейства входит управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации.
Финансовый контроль со стороны кредитных учреждений производится при выдаче, проверке обеспеченности и возврате ссуд.
Весьма эффективным является контроль, осуществляемый Государственной налоговой службой. В Положении о Государственной налоговой службе РФ предусмотрено, что единая, независимая, централизованная система органов налоговой службы состоит из центрального органа и государственных налоговых инспекций по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, районам, городам и районам в городах. Главная задача Государственной налоговой службы РФ контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты.
По этим причинам в государственную казну не поступают значительные суммы, подлежащие уплате. Кроме того, сокрытые от налогообложения средства уходят в "теневой" бизнес, начинают работать на криминальные структуры, усиливая экономическую базу организованной преступности.
Для выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений, коррупции в налоговых органах; обеспечения безопасности деятельности государственных налоговых инспекций 24 июня 1993 г. был принят Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции".
Государственная налоговая служба и ее органы на местах обязаны оказывать содействие федеральным органам налоговой полиции: выделять специалистов своих ведомств для совместных проверок. В свою очередь органы налоговой полиции выделяют своих сотрудников в распоряжение налоговой службы, извещают о реализации оперативных материалов по фактам выявления и пресечения налоговых преступлений, о контрольных проверках налогоплательщиков.
Для обеспечения валютного и экспортного контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении валютных и внешнеэкономических операций постановлением Совета Министров РФ "Валютный и экспортный контроль" (от 16 июня 1993 г.) была образована Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю как центральный орган исполнительной власти.
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю призвана обеспечить координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций; организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции; выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, включая обязательства по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке; обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу; осуществление операций с ценными бумагами в иностранной валюте, а также другие операции, относящиеся к сфере внешнеэкономической деятельности.