Регулирование риска и ликвидности банковских операций.


В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается ростом цен и наращиванием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить экономический бум. Для регулирования экономики ими используются следующие методы денежно-кредитной политики:
1. Общие, которые оказывают влияние на рынок ссудных капиталов в целом.
2. Селективные предназначенные для регулирования конкретных видов кредитования отдельных отраслей и крупных фирм.
К общим методам относятся следующие инструменты кредитной политики:
Учетная (дисконтная) политика, являющаяся старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины ХIХ в. Возникновение этого инструмента было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, или ставку дисконта), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования.

Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и в конечном счете к сокращению кредитных операций.
Операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов.

Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются в качестве способа ее регулирования.
Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, что, с одной стороны, способствуют улучшению банковской ликвидности, а с другой эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменения норм обязательных резервов метод прямого воздействия на кредитоспособность банков, поэтому многие экономисты считают его слишком сильным, и он редко используется. Впервые его применили в США в 1933 г.
К селективным методам относятся:
Контроль по отдельным видам кредитов, часто практикуемый по кредитам под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам на покупку товаров в рассрочку, по ипотечному кредиту. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить ссудные капиталы в пользу отдельных отраслей или ограничить объемы потребительского спроса.
Регулирование риска и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском во всем мире усиливается в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через выданных кредитов с суммой собственных резервов.
Так, при кредитовании клиентуры во многих странах банки должны соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или их взаимосвязанной группе (например, фирмам, разрабатывающим одно месторождение) должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка, в США не более 10, во Франции 75 %. В развитых странах определяется также соотношение объемов кредитных операций и собственных средств. К примеру, во Франции сумма всех кредитов, предоставленных банком, не должна превышать более чем в 20 раз его собственные средства.
Таким образом, современные государства обладают целой системой методов регулирования экономики, причем, составляющие ее инструменты отличаются не только по силе воздействия на кредитный рынок, но и по сферам их применения, что при правильной оценке ситуации позволяет найти оптимальное решение, выводящее страну из вероятного кризиса.
4.3. Управление региональными рисками при осуществлении инвестиционно-финансовой политики региона (на примере Республики Татарстан) Даже в самых стабильных экономических условиях процесс инвестирования сопряжен с различными видами рисков, в совокупности представляющими собой вероятность невозврата инвестированных ресурсов. При этом, в условиях развитой экономики основные риски известны и вероятность невозврата может быть оценена с достаточной степенью точности.



Для определенности будем называть такие виды риска регулярными.
В российских условиях особенно на региональном уровне регулярным инвестиционным рискам сопутствуют колебания экономической и политической внешней и внутренней ситуации, а также дефицит инвестиционных ресурсов, что делает влияние регулярных рисков более непредсказуемым и появляется необходимость не только оценки самого риска, но и оценки вероятности появления того или иного вида риска.
В этой связи, на наш взгляд было бы целесообразным показать возможности оценки региональных инвестиционных рисков, а также основные способы их минимизации на этапе первоначального распределения инвестиционных ресурсов. Инвестиционные риски в регионе, как правило, оцениваются по трем группам: кредитования, реализации инвестиционных проектов, возврата инвестиционных ресурсов. Помимо этого риски могут быть оценены по уровню потерь ( 7).













7. Схема зон риска при осуществлении инвестиций в регионе
Область, в которой потери не ожидаются, можно считать безрисковой зоной, ей соответствуют нулевые или отрицательные потери (превышение прибыли).
Зоной допустимого риска можно назвать область, в пределах которой инвестиционный процесс в регионе сохраняет свою экономическую целесообразность, то есть потери имеют место, но они меньше ожидаемой прибыли. Граница зоны допустимого риска соответствует уровню потерь, равному расчетной прибыли от предпринимательской деятельности.
Следующую более опасную область можно назвать зоной критического риска. Это область, характеризуемая возможностью потерь, превышающих величину ожидаемого инвестиционного дохода. Иначе говоря, зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и в пределе могут привести к невозмещаемой потере всех инвестиционных ресурсов.

В этом случае инвестиции не только не приносят никакого дохода, но и приводят к убыткам в сумме всех инвестиционных затрат.
Кроме критического, целесообразно рассмотреть еще более устрашающий катастрофический риск. Зона катастрофического риска представляет область потерь, которые по своей величине превосходят критический уровень и в максимуме могут достигать величины, равной стоимости совокупных активов, гарантирующих инвестиционный процесс вплоть до сумм, сопоставимых с бюджетом региона. Катастрофический риск способен привести к дефолту банкротству региона как заемщика, прекращению внешних инвестиций и другим нежелательным последствиям.

В Республике Татарстан создается действенная система управления рисками, суть которой описана ниже.
С целью обеспечения приемлемого дохода на инвестируемые средства прогнозируемая ставка дохода на вложенные средства должна основываться на ставке рефинансирования и надбавке за риск, используемой при банковском кредитовании. Надбавка включает ожидаемые затраты по формированию инвестиционного портфеля и определенный доход на инвестированные средства для владельца инвестиционных ресурсов. Ожидаемые затраты, в свою очередь, включают надбавки за риски инвестирования и эксплуатационные затраты по мобилизации средств и осуществлению инвестирования. Эти затраты включают кредитный риск, риск процентной ставки, риск альтернативного выбора, риск изменения условий мобилизации фондов, риск ликвидности, административные издержки и доход на акционерный капитал.

Для описания методов оценки риска введем несколько понятий.
Административные издержки предельные затраты по мобилизации средств, выдаче кредитов и их обслуживанию.
Доход на акционерный капитал установленная величина дохода по инвестициям акционеров, чистая прибыль сверх ожидаемых потерь и затрат, необходимых для покрытия риска инвесторов в связи с неточностью оценок затрат и потерь, а также неиспользования альтернативного курса. Доход определяется, как сумма предельной ставки инвестиционного процента и компонентов рыночной надбавки по рискам.
Кредитный риск потенциальные потери в случае неплатежей заемщика. Потери для кредитора в случае неплатежей бывают нескольких видов. Кредитор несет потери, если сумма, вырученная от продажи предмета обеспечения возвратности меньше, чем невыплаченная часть кредита.

Кроме того, возникают и административные издержки по управлению невыплаченными кредитами и конфискованным обеспечением.
Издержки, связанные с невозвратом кредита, включают потерю процента или основной суммы кредита, связанную с временной отсрочкой в отношении наложения санкций на должника, или реструктурирования невыплаченных кредитов и времени, необходимого для получения имущества должника в результате потери или права выкупа (получения) обеспечения кредита.



Содержание раздела