Ядром экономического развития региона выступает Нижегородская область. Ее производственный профиль определяют автостроение, судостроение, станкостроение, дизелестроение и связанные с ними предприятия других отраслей промышленности. Однако отмечается снижение удельного веса области в хозяйственном комплексе Волго-Вятского региона. Это связано с тем, что высокие темпы промышленного развития отмечались в республиках региона.
Так, в Чувашской Республике опережающими темпами развивались отрасли квалифицированного машиностроения - электротехника и приборостроение; в Республике Мордовия - светотехника, цементное и резинотехническое производство; в Республике Марий Эл - приборостроение и радиоэлектроника.
Кировская область по объемам промышленного производства занимает второе место в районе. На ее долю приходится 18% объемов промышленного производства Волго-Вятского района. Основными отраслями специализации в области являются машиностроение, в том числе электронное, производство бытовой техники, станков, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и пищевая.
В экономике Республики Марий Эл преобладает промышленность. В структуре промышленного производства на долю машиностроения приходится свыше 1/4 объемов промышленного производства республики. В машиностроении наибольший удельный вес имеют сложные и наукоемкие отрасли, такие, как радиоэлектроника и приборостроение. В республике производится 61% всего отечественного торгово-холодильного оборудования.
На долю лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности приходится 13%.
Республика Мордовия относится к индустриально-аграрным. В ней наряду с промышленностью высокий уровень развития имеет и агропромышленный комплекс. Ведущей отраслью промышленности в республике является машиностроение, на долю которого приходится свыше 50% объемов производимой продукции промышленности республики. Среди отраслей машиностроения выделяются приборостроение, светотехника, производство полупроводников.
Велика доля пищевой промышленности - почти 1/5 всей промышленной продукции республики.
В Чувашской Республике в структуре производства промышленной продукции на долю машиностроения приходится свыше 1/3 объемов промышленного производства. Здесь производятся ткацкие станки и электропогрузчики, бульдозеры. Среди машиностроительных предприятий Республики выделяется АО "Промтрактор" - единственное в России и Европе предприятие по производству мощных тракторов многопрофильного использования, применяемых в угледобывающей, золотодобывающей промышленности и газовой отрасли.
В структуре промышленного комплекса выделяются также легкая, пищевая и химическая отрасли.
Следует отметить, что основное промышленное производство сконцентрировано в республиках в столичных городах, при слабом развитии малых и средних городов Волго-Вятского района.
На территории Волго-Вятского региона в последние годы получили развитие промышленные узлы. Так, Саранско-Рузаевский промышленный узел сформировался в Республике Мордовия на базе развития светотехники, приборостроения и других отраслей машиностроения. Формированию Чебоксарского промышленного узла в Чувашской Республике способствовало строительство Чебоксарской ГЭС, тракторного завода и химического комбината с сопутствующими производствами.
Волжский промышленный узел в Республике Марий Эл возник на базе развития деревообработки и различных видов машиностроения.
Несмотря на значительное промышленное развитие республик Волго-Вятского региона за последний период, все еще сохраняется разрыв в уровнях экономического и социального развития национальных образований и Нижегородской, и Кировской областей. Недостаточно, кроме Нижегородской области, в регионе идут процессы становления рыночных структур, а следовательно, и переход к рыночной экономике. Положительным моментом являются расширение экспортно-импортных операций в регионе и привлечение иностранных инвестиций. Так, сотрудничество Чувашской Республики с Германией способствовало строительству нового завода по выпуску автомобильных ремней безопасности в г. Алатыре.
Такое производство является единственным не только в России, но и странах СНГ и позволяет устранить зависимость российских автомобилестроителей от импортных поставок. Иностранные инвестиции стимулировали развитие Чебоксарского завода строительных материалов (АО "САНТЭК"). Такое сотрудничество способствует подъему экономического развития не только отдельно взятой республики, но и региона.
Контрольные вопросы
1. Оцените природно-ресурсный потенциал Волго-Вятского экономического района.
2. Покажите роль Волги, ее районообразующее значение.
3. В чем заключаются современные проблемы развития и размещения хозяйства региона в условиях рынка ?
Имея 1% территории России и 5% населения, район производит более 42% железной руды, 17% чугуна, 10% стали, готового проката черных металлов, кузнечно-прессовых машин, химического оборудования, цемента, 20% телевизоров, холодильников, растительного масла, более 40% сахарного песка.
Центрально-Черноземный район граничит с ведущим промышленным районом страны - Центральным и удобно расположен по отношению к топливно-энергетическим базам Поволжья, Северного Кавказа и Украины. Природные условия региона характеризуются умеренной континентальностью, средние температуры июля - 19 - 22С, января -8 - -11С, количество атмосферных осадков колеблется от 400 до 550 мм в год, продолжительность вегетационного периода - 175-185 дней. Несмотря на засушливость отдельных частей региона, условия благоприятны для ведения сельского хозяйства. Рельеф Центрального Черноземья выражен Среднерусской возвышенностью и Окско-Донской низменностью.
Водными ресурсами район беден, что неблагоприятно для его хозяйственного развития. Земельные ресурсы района используются очень интенсивно. Высока степень сельскохозяйственной освоенности территории. Из 16,8 млн га земельного фонда 89% принадлежит сельскохозяйственным предприятиям, в структуре сельхозугодий 82% занимает пашня, 3,9% сенокосы, 12,8% - пастбища.
Земельные ресурсы выделяются и своим качеством: 80% составляют почвы черноземного типа.
Природно-ресурсный потенциал
Минеральные ресурсы Центрально-Черноземного района представлены уникальными запасами железных руд Курской магнитной аномалии, месторождениями огнеупорных глин, металлургических доломитов, медно-никелевых руд, бокситов и отдельными видами минерально-строительного сырья.
Запасы железной руды КМА оцениваются в 43,4 млрд т по категории A+B+C1+C2, а забалансовые исчисляются в триллионах тонн. КМА - одна из крупнейших железорудных провинций мира. В настоящее вемя разведаны 17, а интенсивно используются 4 месторождения.
Основные запасы железной руды провинции сосредоточены на территории двух областей Белгородской и Курской, а общая ее площадь составляет 160 тыс. км2. Протяженность бассейна - 600 км, ширина - от 2 до 40 км, мощность пластов - от 35 до 40 м. Железорудное сырье представлено двумя типами руд: богатыми с содержанием железа до 62% (гематитовыми и мартитовыми рудами) и бедными с содержанием железа до 36% (железистыми кварцитами). Бедные руды нуждаются в обогащении, но благодаря своему химическому составу они легко обогатимы и не требуют для этого дорогостоящих методов.
Месторождения КМА дают возможность многокомпонентного использования сырья, так как железным рудам сопутствуют минерально-строительное сырье, вспомогательные материалы для металлургического производства, горно-химическое сырье, бокситы, содержащиеся во вскрышных породах.
Медно-никелевые месторождения Воронежской области образуют третью по значению (после Норильской и Кольской) медно-никелевую провинцию Российской Федерации. Имеются месторождения бокситов в Белгородской области, но из-за большой глубины залегания и сложных гидрогеологических условий они пока не эксплуатируются.
Широкий спектр нерудного сырья используется в металлургии, стройиндустрии, химической промышленности, сельском хозяйстве района.