Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов.


  • - величина прибыли предприятия;
  • - конкурентоспособность предприятия и его продукции;
  • - финансовая устойчивость предприятия.

Для правильного выбора ценовой политики на предприятиях создаются маркетинговые службы.
Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.
Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.
Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.
Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены устанавливается связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена предупреждает о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.
Функция цены как средства рационального размещения производства характеризуется тем, что с помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.
Стимулирующая функция цены заключается в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение ее выпуска и спроса на нее.
Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифицируются по различным признакам. По характеру обслуживаемого оборота различают:

  • - оптовые цены на продукцию промышленности;
  • - закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
  • - цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, договорные цены;
  • - розничные цены;
  • - тарифы грузового и пассажирского транспорта;
  • - тарифы на платные услуги населению;
  • - цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет собой структуру цены.
Структура некоторых видов цен приведена ниже:
В зависимости от сферы регулирования различают:

  • - свободные цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения;
  • - договорно-котрактные цены, устанавливаемы по соглашению сторон;
  • - цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, вынуждающие одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;
  • - регулируемые цены - цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов Федерации.

В зависимости от территории различают:

  • - единые или поясные цены, устанавливаемые и регулируемые федеральными органами исполнительной власти. Они устанавливаются на: газ природный (кроме реализуемого населению), продукцию ядерно-топливного цикла; электроэнергию и тепло-энергию, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией; продукцию оборонного производства и др.;
  • - региональные (зональные) цены, устанавливаемые органами исполнительной власти регионов и учитывающие природно-климатические, географические условия и особенности отдельных территорий. Они устанавливаются на: газ природный для нужд населения; электроэнергию и теплоэнергию в пределах компетенции региональных энергетических комиссий; топливо для нужд населения, оплата населением жилья и коммунальных услуг и др.

В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара различают:

  • - цену франко-склад поставщика - все расходы по доставке продукции несет покупатель;
  • - цену франко-станция отправления - продавец включает расходы по доставке продукции на станцию отправления;
  • - цену франко-склад потребителя - все расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.

По времени действия цены подразделяются на:

  • - твердые (постоянные) - не меняются в течение всего срока действия контракта;
  • - текущие - меняются в течение действия контракта в зависимости от изменения ситуации на рынке;
  • - сезонные;
  • - скользящие - устанавливаются на изделия с длительным сроком изготовления и учитывают изменения издержек производства за период изготовления.
<
p> В классификации цен отдельно выделяются цены, используемые в статистике:

  • - текущие;
  • - средние;
  • - сопоставимые;
  • - неизменные.

На уровень цен влияют следующие факторы:

  • - спрос на продукцию;
  • - государственное регулирование цен;
  • - издержки по производству и реализация продукции;
  • - конкуренция и др.

Процесс ценообразования на предприятии включает следующие этапы:

  • - постановка цели ценообразования;
  • - определение уровня спроса на данный вид продукции;
  • - оценка издержек производства и степени регулирования цен на продукцию;
  • - анализ цен и товаров конкурентов;
  • - выбор метода ценообразования;
  • - расчет исходной цены изделия;
  • - учет влияния на цену дополнительных факторов;
  • - установление окончательной цены.

На практике в зависимости от конкретных условий и целей предприятия используются две группы методов расчета предполагаемой цены на товар:

  • - методы, основанные на заработном подходе, заключаются в прибавлении к издержкам на производство товара определенной суммы прибыли, которую планирует получить фирма;
  • - методы, основанные на целевом ценообразовании. При этом методе издержки производства также являются исходным элементом расчетов, а прибыль устанавливается не в процентном отношении к ним (как в первом методе), а является индивидуальной величиной каждого конкретного товара. Данная методика основывается на анализе безубыточности производства, путем сопоставления издержек с ожидаемыми поступлениями при различных уровнях объем продаж.


Содержание  Назад  Вперед