Качество услуг и продукции на предприятии


2.6 Качество услуг и продукции на предприятии
В научной и специальной литературе можно встретить самые различные формулировки сущности качества продукции, но есть и стандартная.
Качество продукции - это совокупность свойств, обуславливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Качество продукции не только техническая, товароведческая, но и важнейшая экономическая категория. Как экономическая категория оно тесно связано с потребительной стоимостью. Если потребительная стоимость- это полезность товара вообще, то качество продукции - это степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования.

Качество не только неразрывно связано с потребительной стоимостью, но и неотделимо от нее, однако нетождественно ей. Качество характеризует одно или одновременно несколько свойств потребительной стоимости, связанных с удовлетворением общественной потребности. Качество характеризует степень общественной полезности потребительной стоимости, меру пригодности для удовлетворения конкретной потребности.
Качество продукции как экономическая категория тесно связано и в значительной степени формирует такие экономические показатели работы предприятия, как себестоимость, цена, прибыль, рентабельность и др.
Уровень качества продукции определяется на основе системы показателей ее качества. Для определения этого уровня необходимо знать
численное значение каждого из этих показателей и сравнить с аналогичными показателями продукции, принятой в качестве базовой для сравнения.
Под определением показателя качества подразумевается нахождение его численного значения. Для этого на практике в зависимости от специфики продукции применяются следующие методы:

  • - измерительный метод (при помощи инструментов, приборов);
  • - регистрационный метод, который основан на регистрации и подсчете: числа определенных событий (например, отказов при испытаниях) или предметов (например, стандартизированных, унифицированных, оригинальных, защищенных патентами). Регистрационным методом могут определяться такие показатели, как безотказность, патентно-правовые, стандартизация, унификация;
  • - вычислительный метод основывается на применении специальных математических моделей для определения показателя качества продукции;
  • - органолептический метод предусматривает анализ восприятия человеческих органов чувств - зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Точность и достоверность найденных значений зависят от квалификации, навыков и способности лиц, их определяющих;
  • - социологический метод осуществляется на основе сбора и анализа мнений о продукции ее фактических или возможных потребителей;
  • - экспертный метод реализуется группой специалистов, например дизайнеров, дегустаторов.

На практике для оценки уровня качества продукции используется система показателей, которая включает в себя обобщающие и единичные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели качества характеризует уровень качества продукции в целом по отрасли или предприятию. К этим показателям относятся: сортность, марка, класс, содержание полезного вещества, доля продукции, соответствующая мировым стандартам, и др.
Единичные показатели очень разнообразны и зависят от специфики той или иной продукции. Их можно объединить в две большие группы: единичные показатели предметов труда и единичные показатели средств труда.
Индивидуальные показатели средств труда, несмотря на их многообразие, можно объединить в следующие группы: технологические, эксплуатационные, эргономические и эстетические, патентно-правовые, экономические, каждая из которых характеризует качество средств труда с определенной стороны.
Эксплуатационные показатели характеризуют средства труда в процессе их эксплуатации. Основными из них являются производительность, мощность, показатели надежности и др.
Эргономические показатели делятся на четыре основные группы: гигиенические (освещенность, температура, влажность, давление и т.п.); антропометрические (соответствие конструкции изделия распределению массы тела человека и т.п.); физиологические и психофизические (соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным, психофизическим особенностям человека); психологические (соответствие изделия возможностям восприятия и переработки информации, соответствие закрепленным и вновь формируемым навыкам человека при пользовании изделием).

Эстетичные показатели включают выразительность, оригинальность внешнего вида, гармоничность, целостность, соответствие среде, стилю и др.
Патентно-правовые показатели качества характеризуют патентную чистоту продукции, ее конкурентную способность на мировом рынке. Экономические показатели характеризуют продукцию со стороны ее экономичности (себестоимость изготовления, продажная цена, прибыль, рентабельность, цена потребления).
Показатели качества продукции необходимы для анализа и планирования уровня качества продукции на предприятии и определения ее конкурентоспособности.
Качество продукции может быть выражено математически через уровень качества.
Уровень качества продукции - относительная характеристика продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое и эстетико-эргономическое совершенство комплексных показателей надежности и безопасности использования оцениваемой продукции, с базовыми значениями соответствующих показателей. Базовыми значениями показателей качества обладает базовая модель, за которую должен быть принят отечественный или зарубежный аналог наивысшего на данное время качества.
Оценка уровня качества продукции - это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей при оценке качества продукции.
В современных условиях возникает необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой продукции. Одним из таких критериев может служить конкурентоспособность продукции.
Различают два понятия: конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность товара.
Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал.
Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.
Абсолютно конкурентоспособными, исходя из этой посылки, являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.
Практика определения конкурентоспособности товара основывается на сравнительном анализе его совокупных характеристик с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления.
На каждом предприятии на качество услуг и продукции влияют самые разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.
К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, и их целесообразно классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические, социально-психологические.
Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции. Поэтому внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качественного сырья - материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.
Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управления качеством и его сертификации, улучшением работы службы ОТК и другими организационными мероприятиями.
Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, затратами на обеспечение необходимого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.
Социально-экономические факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе - все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.
Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции (если предприятие не является монополистом). К ним в первую очередь относятся: требования рынка, т.е. покупателей; конкуренция; нормативные документы в области качества продукции; необходимость завоевания достойного места как на внутреннем, так и на внешнем рынке; обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей, деловых людей и др.
В основном все факторы, как внутренние, так и внешние, тесно связаны между собой, и все они влияют на качество продукции.
Всегда необходимо помнить, что на каждом этапе развития предприятия степень влияния этих факторов неодинакова. Поэтому соответствующие службы предприятия должны их ранжировать по степени влияния и отдавать предпочтение тем из них, которые в наибольшей степени влияют на качество продукции. Это позволит с меньшими затратами и более эффективно управлять качеством продукции.
Внедрение системы управления качеством позволяет решить на предприятии следующие задачи:

  • - обеспечить стабильный выпуск высококачественной продукции;
  • - увеличить объем производства и найти рынки для ее реализации;
  • - повысить возможные продажи продукции по более высоким ценам;
  • - решить проблему конкурентоспособности продукции и устойчивого финансового положения.

Данные системы позволяют вносить необходимые корректировки в процесс управления предприятием на стадии как жизненного цикла продукции, так и товара.
Различают следующие этапы жизненного цикла продукции:

  • - исследование и проектирование;
  • - изготовление продукции;
  • - обращение и реализация;
  • - эксплуатация продукции.

На всех этих стадиях требуется свой подход, чтобы обеспечить необходимый уровень качества выпускаемой продукции.
На основе факторов, влияющих на качество продукции, нетрудно определить основные пути повышения качества продукции и ее конкурентоспособности. Они следующие:

  • - повышение технического уровня производства;
  • - повышение уровня квалификации персонала;
  • - совершенствование организации производства и труда, в том числе углубление специализации производства;
  • - внедрение выборочного и сплошного входного контроля за качеством поступающего на предприятия сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов;
  • - повышение эффективности работы ОТК. Основной упор должен быть сделан не на разработку изготовленной продукции, а на профилактику производства с целью недопущения выпуска недоброкачественной продукции;
  • - повышение технического уровня метрологической службы на предприятии;
  • - материальное и моральное стимулирование персонала за высококачественное выполнение своих обязанностей;
  • - создание службы маркетинга;
  • - внедрение новых, более качественных материалов при изготовлении продукции;
  • - снижение издержек на производство и реализацию продукции;
  • - изучение требований покупателей к качеству продукции и конъюнктуры рынка;
  • - проведение действенной рекламы;
  • - установление оптимальной продажной цены и др.


Содержание  Назад  Вперед