Исторические основы возникновения корпоративного управления


Элементы корпоративного управления появились уже в такой форме предпринимательского объединения, как коммандитное товарищество без образования юридического лица в XII веке. Все черты корпоративного управления воплотились в акционерном обществе, как в высшей форме предпринимательских объединений. Первые акционерные общества возникли в XVII веке, примерно в 20-ом году XIX веке акционерное общество стало основной формой предпринимательских объединений США и Англии.

Наглядно рассмотреть этапы возникновения элементов корпоративного управления позволяет таблица 1.1.1. В России возникновение корпоративной формы бизнеса вызвано не требованиями экономической практики, а попытками путем законодательного регулирования создать институт рыночной экономики, нашедшего широкое применение за рубежом. Однако этот факт не повлиял на стремительное развитие акционерной формы предпринимательских объединений, ставших
Таблица 1.1.1.
Исторические основы возникновения корпоративного управления


Возникновение/где/ в России
Юридический статус
Ограниченная ответственность
Централизованное управление
Свободная передача акций
Простые и полные товарищества (не юридические лица)
VIII-VI до н.э./ Древняя Греция/ н.д.
нет
нет
нет
нет
Коммандитные товарищества (не юридические лица)
976 г./ Венеция/ н.д.
нет
частично
частично
нет
Полные товарищества (юридические лица)
Новое время/ Западная Европа/ начало XVIII века
есть
Нет
Есть
Есть
Коммандитные товарищества (юридические лица)
Новое время/ Западная Европа/ начало XVIII века
есть
частично
частично
есть
Общество с ограниченной ответственностью
1892 г./ Германия/ н.д.
есть
есть
есть
нет
Акционерные общества (корпорации)
ХVII век/ Западная Европа/ начало XIX века
есть
есть
есть
есть

основной формой организации крупного капитала России вплоть до революции 1917 года.
Говоря о перспективах развития предпринимательских форм объединений, необходимо отметить, что, по нашему мнению, акционерная форма и в будущем останется высшей формой. Это предположение подтверждает и практика, т.к. после возникновения акционерного общества следующей формой на этапе исторического развития стало общество с ограниченной ответственностью. Что является не усложнением, а упрощением организационной формы акционерного общества.

Другой причиной, в связи с которой мы предполагаем не будет происходить возникновение более сложных форм предпринимательских объединений, является возрастающая роль комбинирования различных форм предпринимательских объединений в рамках корпораций, позволяющее получать интегрированные структуры с необходимыми правовыми характеристиками.

1.2.Содержание категории корпоративное управление.
Широкое распространение понятия корпорация привело к тому, что в настоящее время этот термин применим к множеству экономических явлений. Выражаясь языком физики, произошла диффузия этого понятия в другие, смежные сферы. И различие в толковании понятия «корпоративное управление» зависит от темы исследования того или иного автора.
Поэтому необходимо рассмотреть различные подходы к определению корпоративного управления.
Подход с точки зрения психологии менеджмента определяет корпоративное управление как управление, которое порождает корпоративную культуру, то есть комплекс общих традиций, установок, принципов поведения.
Подход с точки зрения теории фирмы подразумевает совпадение понятий корпорация и организация. Например, понятие корпоративной информационной системы.
Подход с точки зрения финансовой системы определяет корпоративное управление как определенные институциональные соглашения, обеспечивающие трансформацию сбережений в инвестиции и распределяющие ресурсы среди альтернативных пользователей в индустриальном секторе. Эффективный переток капитала между отраслями и сферами общества осуществляется в рамках корпораций, построенных на основе объединения банковского и промышленного капитала.
С юридической точки зрения корпоративное управление это общее название юридических концепций и процедур, лежащих в основе создания и управления корпорацией, в частности, касающихся прав акционеров.33
Однако наиболее распространенными и применяемыми подходами при определении корпоративного управления являются следующие.


Первый из них это подход к определению корпоративного правления как управления интеграционным объединением.
Например, по мнению Храбровой И.А., корпоративное управление - это управление организационно-правовым оформлением бизнеса, оптимизацией организационных структур, построение внутри межфирменных отношений компании в соответствии с принятыми целями34. С. Карнаухов определяет корпоративное управление как управление определенным набором синергетических эффектов35.
Однако данные определения, по нашему мнению, касаются уже результатов использования корпоративной формы бизнеса, а не сущности проблемы.
Второй подход, наиболее ранний и наиболее часто употребляемый, основывается на вытекающих последствиях из сущности корпоративной формы бизнеса разделения института собственников и института управляющих и заключается в защите интересов определенного круга участников корпоративных отношений (инвесторов) от неэффективной деятельности менеджеров.
Хотя и в этом случае определения корпоративного управления разнятся в зависимости от количества учитываемых заинтересованных сторон в корпоративных отношений. В наиболее узком понимании - это защита интересов владельцев акционеров. Другой подход включает сюда же и кредиторов, которые вместе с акционерами составляют группу финансовых инвесторов.

В наиболее широком понимании корпоративное управление это защита интересов как финансовых (акционеры и кредиторы), так и не финансовых (работники, государство, предприятия партнеры и др.) инвесторов.
Какие объяснения являются причинами включения тех или иных групп в систему корпоративного управления?
Акционеры являются источником необходимой финансовой базы для возникновения корпоративного управления. Их интересы в системе корпоративного управления заключаются в получении определенной доли прибыли посредством дивидендных выплат или роста цены их доли участия в корпорации.
Кредиторы также являются финансовыми инвесторами, но в отличие от акционеров, которые заинтересованы в росте прибыльности и стоимости корпорации (для увеличения своего дохода), кредиторы заинтересованным в стабильности положении корпорации (для получения гарантированного дохода).
Однако в деятельности корпорации заинтересованы не только финансовые инвесторы, но и нефинансовые. Среди нефинансовых инвесторов большинство экономистов отмечают

  • работников корпорации;
  • партнеров корпорации;
  • общество в целом (государство, потребители и пр.).

Обоснование включения партнеров корпорации в большинстве случаев рассматривается на примере поставщиков для предприятий производителей конечной продукции. Если поставщик корпорации производит продукцию используемую лишь данной корпорацией, то в данном случае финансовые вложения партнера-поставщика можно рассматривать в качестве финансовых вложений самой корпорации, т.к. эти вложения осуществляются для обеспечении деятельности корпорации.
В настоящее время такие отношения, по нашему мнению, следует включать не во внешние, а во внутренние связи корпорации, и интересы партнера поставщика можно рассмотреть как интересы отдельного, но уже подразделения корпорации (например, в Японии многие корпорации существуют на основе долгосрочных двухсторонних контрактов).
Говоря о персонале корпорации необходимо отметить, что включение его как составляющей корпоративных отношений стало возможным благодаря развитию теории человеческого капитала предприятия. В зависимости от моделей корпоративного управления участниками корпоративных отношений рассматривается либо трудовой коллектив, либо отдельные работники корпорации.
Помимо партнеров и персонала корпорации, в систему корпоративного управления включается и общество в целом.
Интересы различных вышеперечисленных инвесторов корпорации не совпадают и зачастую бывают прямо противоположными. Например, перечисленные интересы собственников и кредиторов корпорации. Поэтому, в рамках корпоративных отношений мы будем рассматривать взаимоотношения менеджеров корпорации и её собственников.
Чтобы раскрыть сущность корпоративного управления, по нашему мнению, необходимо рассмотреть отличие корпоративного управления от некорпоративного. Это позволяет сделать следующий рисунок (1.2.1).
Анализируя рисунок можно выделить следующие важные отличия между корпоративным и некорпоративным управлением36.
Во-первых, если в некорпоратинвном управлении объединены функции собственности и управления и управление осуществляют сами собственники, то при корпоративном управлении, как правило, происходит разделение прав собственности и полномочий управления.
Во-вторых, отсюда вытекает то, что возникновение корпоративного управления привело к формированию нового, самостоятельного субъекта хозяйственных отношений института наемных управляющих.



Содержание раздела