Задачи реформирования предприятия


Задачами реформирования предприятия являются:
защита прав участников (учредителей);
четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и руководителей предприятий, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества;
обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
создание системы хозяйственно-договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;
создание эффективного механизма управления предприятием;
использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;
повышение квалификации работников предприятия как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия.
Критериями реформирования предприятия являются:
ведение реестра акционеров (для акционерных обществ) независимым регистратором;
четкое разграничение полномочий и ответственности между участниками (учредителями) предприятия и его руководителем;
наличие земельного участка, на котором расположено предприятие, в его собственности;
отсутствие задолженности по платежам в бюджеты всех уровней либо ее реструктуризация;
отсутствие задолженности по заработной плате либо наличие конкретной программы мероприятий по ликвидации указанной задолженности;
начисление НДС и акцизов но мере отгрузки;
отсутствие неденежных форм расчетов либо наличие конкретной программы мер по их снижению.
К основным направлениям реформирования предприятий в соответствии с Типовой программой относятся следующие:
выявление и устранение нарушенных прав акционеров (для акционерных обществ);
инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия;
рыночная оценка активов предприятия4) анализ положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием;
формирование стратегии развития предприятия;
подготовка и переподготовка кадров;
анализ положения предприятия на рынке;
анализ существующих сетей сбыта продукции;
анализ существующей системы снабжения;
экономический анализ ассортимента выпускаемой продукции;
анализ финансового состояния и эффективности финансового управления;
анализ сильных и слабых сторон предприятия.
В дополнение к перечисленным направлениям реформирования предприятий, рекомендованным Минэкономразвития России, необходимо в современных условиях анализировать параметры конкуренции на рынках, конкурентных преимуществ и конкурентоспособности кадров, комплектующих изделий, оборудования, технологий, выпускаемой продукции, систем управления и организации в целом. Это главное направление реформирования.
Понятие «реструктуризация» отличается от понятия «реформирование» тем, что, па наш взгляд, реформирование осуществляется по инициативе, под руководством и при всяческой поддержке вышестоящей организации, а реструктуризация осуществляется организацией самостоятельно, по своей идеологии, на свои средства (еще спонсоры могут помочь).
Также понятие реструктуризация понимают как выделение бизнес-единиц, которые наделяются имуществом и самостоятельным балансом, но работ позволяет сохранить целостность и преимущества крупной фирмы. Второй вариант реструктуризации и сохранения единой фирмы это создание дочерних предприятий с юридическим лицом, но с долей капитала материнской фирмы, позволяющей сохранить влияние в сфере управления и финансов. Возможен вариант сложной реструктуризации хозрасчетных отношений.
Существует несколько терминов, характеризующих изменения, происходящие на предприятии: реорганизация, реформирование, реструктуризация, реинжиниринг бизнеса. Выше мы рассмотрели нормативно-законодательный аспект данных понятий, теперь покажем их с экономической точки зрения.
Реорганизацию можно охарактеризовать как изменения организационной и управленческой структуры фирмы при постоянстве финансово-экономических отношений.
Реформирование преобразование экономических и финансовых отношений без изменения структуры.
Реструктуризация предполагает и то, и другое как процесс адаптации хозяйствующих субъектов к новым условиям функционирования на рынке. В современной мировой экономике, где все меняется быстрыми темпами, постоянным является лишь изменение. Этот тезис отражает необходимость реструктуризации и восприятие ее как постоянного процесса.


Реинжиниринг бизнеса это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов с целью улучшения финансового положения предприятия.
В рыночной экономике каждое предприятие сталкивается с постоянно меняющимся и полным противоречий внешним окружением. В такой ситуации управление предприятием требует сознательных опережающих действий с учетом:
собственных финансовых, трудовых, материальных и интеллектуальных ресурсов;
существующих и ожидаемых условий внешнего окружения;
стратегической цели и задач предприятия.
От безошибочного выбора стратегии и процедуры реструктуризации зависят конкурентоспособность предприятия и возможности развиваться в своей рыночной нише. Конкурентоспособная позиция тем сильнее, чем лучше фирма сумеет предвидеть свое будущее и управлять неизбежными постоянными изменениями.
Выделяют три стратегии реструктуризации активную, пассивную и смешанную. Активная состоит в принятии опережающих действий, направленных на стимулирование и содействие новым бизнес-единицам, которые могут заменить бесперспективные сферы деятельности. Традиционная означает замедление необходимых преобразований с целью смягчения социальных последствий высвобождения персонала неэффективных производств.

Суть смешанной стратегии реструктуризации состоит в равноправной и параллельной реализации действий при заинтересованности в создании новых видов продукции и смягчении социальных последствий от закрытия устаревших производственных подразделений.
Успех процесса реструктуризации зависит от ее подготовки и осуществления. Этапы реструктуризации следующие: выполнение стратегического анализа, разработка цели и программы, график и порядок выполнения.
Стратегический анализ необходим для подтверждения или опровержения прежних, а также определения будущих направлений и целей деятельности. Он осуществляется в виде внешней и внутренней диагностики.
Данные стратегического анализа используются для разработки стратегии предприятия и программы реструктуризации. Универсальной модели реструктуризации не существует. Проект реструктуризации для каждого предприятия является индивидуальным. Основная цель реструктуризации эффективная работа предприятия в изменяющейся рыночной ситуации.

Основной метод достижения цели осуществление принципов коммерческого расчета.
Программа реструктуризации должна содержать:
целостное представление цели в виде описания и других способов формализации;
этапы продвижения к согласованным целям с учетом времени, финансовых ресурсов и исполнителей;
механизм постоянной адаптации к новым условиям хозяйствования через стимулирование экономической эффективности подразделений, фирмы и персонала.
Для выработки целостного представления о реструктуризации и путях ее осуществления создаются группы профессионалов по проблемам. Это собственные высококвалифицированные кадры предприятия, совместные группы специалистов предприятия и внешних консультантов. Роль консультантов сводится к поддержке собственных групп, предложивших более оптимальный вариант развития.
Программа реструктуризации должна предусматривать систематизацию предполагаемых действий для краткосрочного (до 1 года), среднесрочного (до 3 лет) и долгосрочного (более 3 лет) периодов.
Успех реструктуризации зависит от многих условий. Важнейшие из них:
глубокое изучение текущего состояния субъекта хозяйствования;
открытость и прозрачность информации о действительных проблемах и трудностях при их решении;
наличие ясной, конкретной и понятной для восприятия цели реструктуризации;
осознание всеми партнерами сложности и продолжительности процесса преобразований.
Наиболее распространенным вариантом реструктуризации является создание акционерной материнской фирмы, образующей систему внутренних центров ответственности и сеть дочерних фирм;
Вариант разукрупнения акционерной материнской фирмы основан на реализации многоорбитной схемы разукрупнения. Таким образом, создается единое правовое поле, основанное на договорных отношениях с центральным офисом материнской компании. По тесноте связей с руководством предприятия положение всех структурных единиц можно рассматривать как своеобразные орбиты, расстояние которых от центра, а следовательно, и номер орбиты тем больше, чем больше их хозяйственная самостоятельность.
На первой орбите выделяются те цеха и отделы со всеми характерными для них взаимосвязями, которые не являются хозрасчетными и выполняют работы в соответствии с заданиями руководства предприятия при фиксированном, как правило, фонде оплаты труда.
На второй хозрасчетные единицы, финансируемые за счет предприятия, но имеющие некоторые элементы хозяйственной самостоятельности, например, право самостоятельного начисления вознаграждений.
На третьей центры финансовой ответственности хозрасчетные подразделения, финансируемые за счет разницы между ценой реализации произведенных подразделением товаров или оказанных услуг и величиной издержек, связанных с функционированием подразделения. Они имеют возможность реализации в основном готовой продукции, могут быть организованы в виде бизнес-единиц подразделений, способных выполнять многие функции отдельного юридического лица: от заключения договоров с поставщиками и покупателями до начисления и уплаты налогов, но не выделенных из материнской компании.
На четвертой дочерние фирмы с сильными взаимосвязями и участием основной (материнской) компании в капитале, являющиеся юридическими лицами, но обязанные выполнять указания материнского предприятия, обусловленные преобладающим участием в уставном капитале.
На пятой фирмы со слабыми взаимосвязями и участием основной (материнской) компании в капитале, не обязанные выполнять указания материнской компании, имеющей незначительное участие в их уставном капитале.
На следующих орбитах выступают фирмы, в уставном кали-тале которых имеется не только доля материнской компании, но и доля других хозяйственных организаций. При этом фирмы одновременно находятся на соответствующих орбитах и других организаций. Возникает так называемое пересечение орбит.

Например, на шестой орбите самостоятельные предприятия, работающие в основном в кооперации с материнской компанией на основе договорных отношений. На седьмой орбите самостоятельные предприятия, работающие в основном в кооперации с другими хозяйственными организациями на основе договорных отношений.
Такое модельное представление схемы разукрупнения обусловлено прежде всего готовностью традиционных подразделений фирмы к процессу разукрупнения. Орбитная модель предлагает сосуществование в границах одной бизнес-системы как подразделений, пока не тронутых процессом преобразования (первая и вторая орбиты), что обусловлено наличием в составе фирм ряда вспомогательных и обеспечивающих служб, вовлечение которых в процесс преобразований желательно не форсировать, так и подразделений, получивших различную степень свободы (третья орбита), и даже частей фирмы, выведенных за ее границы в виде самостоятельных юридических лиц (орбиты с четвертой по седьмую).
Широкая палитра возможностей позволяет разработать различные стратегии реорганизации предприятия, повысить управляемость процесса разукрупнения за счет исправления наиболее часто встречающихся ошибок (таких, как, например, создание новых юридических лиц из подразделений компании, не готовых к этому уровню самостоятельности).
Околофирменное интеграционное пространство формируется не только за счет предприятий, вышедших из недр материнской компании, но и за счет внешних предприятий, привлекаемых в это пространство с помощью мер интеграционной стратегии предприятия. Это создает надлежащий уровень конкуренции и обеспечивает благоприятные условия функционирования предприятия







Содержание раздела