Экономические и организационные методы снижения рисков


К функциям управления рисками относим:

  • маркетинг;
  • оптимизация риска;
  • планирование работ по управлению рисками;
  • организация выполнения плана;
  • учет и контроль;
  • мотивация достижения высоких результатов;
  • регулирование процесса управления рисками.

К экономическим вопросам управления риском относим следующие:

  • исследование внешних и внутренних факторов риска;
  • анализ профессионализма субъекта риска;
  • анализ параметров объекта риска;
  • разработка предложений но улучшению параметров объекта и субъекта риска;
  • экономическое обоснование эффективности работ по управлению риском;
  • стимулирование достижения высоких результатов.

К организационным вопросам управления рисками относим следующие:

  • формулирование принципов организации управления рисками;
  • разработка организационной структуры управления рисками;
  • выбор моделей управления рисками;
  • сбор, обобщение и переработка информации;
  • защита результатов оптимизации рисков на ученом (техническом) совете;
  • корректировка материалов и сдача их ЛПР (заказчику).

К принципам организации управления рисками относим следующие:

  • правовая регламентация управления рисками путем создания единого федерального нормативно-методического документа по рискам. По крупным федеральным объектам важно не только экономически обосновывать и оптимизировать риск, но и поделить его между участниками инновационного проекта или другого объекта;
  • обеспечение высокого научного уровня процесса управления рисками путем анализа действия экономических законов функционирования рыночных отношений и законов организации, научных подходов и принципов;
  • обеспечение адаптивности управленческих процессов к изменениям факторов внешней и внутренней среды;
  • обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений;
  • автоматизация управления;
  • регламентация процессов;
  • выполнение принципов рациональной организации управленческих и производственных процессов;
  • оптимизация рисков.

Для повышения качества управления рисками рекомендуется устанавливать количественные корреляционные (парные) зависимости между важнейшими показателями сфер (факторов) внешней среды объекта и уровнем риска.
К факторам микросферы организации относятся следующие: поставщики и их конкуренты; потребители и их конкуренты; контактные аудитории (средства массовой информации, группы содействия, общественные организации, контролирующие органы и др.); маркетинговые посредники на входе и выходе системы; местные органы власти.
К внутренним факторам риска относятся несоответствия, низкая надежность, непропорциональность, слабость отдельных компонентов системы управления организацией, ее производственной и организационной структуры, элементов функциональных видов маркетинга и менеджмента. Другими словами, к внутренним факторам риска относятся все слабости и «болезни» организации как черного цикла, т. е. ее субстанции: всех видов ресурсов в статике и динамике, системы управления.
Сначала рекомендуется анализировать внешние факторы риска только потом внутренние. Среди внешних факторов риска могут быть непреодолимые в текущее время и в перспективе слабости и «болезни», которые делают бессмысленными усилия по снижению внутренних ресурсов. Можно затратить огромные средства на снижение внутренних рисков и получить нулевой результат, если внешние факторы риска шляются непреодолимыми. Прежде чем инвестировать проект, развитие объекта, изучи внешнее окружение этого объекта.

Наличие непреодолимых внешних факторов риска делает бессмысленным инвертирование в развитие данного объекта. К сожалению, на практике следуя утвердившемуся понятию, что система это совокупность взаимосвязанных элементов, анализ инвестиционной ситуации начинают с внутренней, а не внешней среды. Затратив огромные средства на развитие самой системы, на втором этапе этапе анализа факторов внешней среды сталкиваются с непреодолимыми препятствиями (неустойчивые инструменты рыночного механизма, некачественная инфраструктура и т. д.), делающими проект бесперспективным, а затраты на развитие внутренней структуры уже не вернешь.

Основными методами анализа факторов риска являются общеизвестные четные методы сравнения: индексный, балансовый, элиминирования, графический, функционально-стоимостный, факторный анализ, системный анализ и др. Главная цель этого анализа выявление узких, мест, слабостей, «болезней», непропорциональностей субстанции, структуры, производственных и управленческих процессов в системе, повышающих риск вложения инвестиций в ее функционирование или развитие. Поэтапная оптимизация риска представляет собой:

  • отбор и ранжирование факторов внешней и внутренней среды объекта и субъекта риска с применением методов факторного анализа (математико-статистические и экспертные);
  • установление зависимостей между отобранными факторами риска и объектом риска (доходом, прибылью и др.);
  • стохастическая оптимизация риска.

Целью снижения рисков является снижение неопределенности во внешней среде и внутренней структуре организации, повышение точности прогноза количественных значений факторов риска, т. е. уменьшение среднеквадратического отклонения каждого фактора. Для этого, с одной стороны, необходимо повышать точность прогнозов факторов риска путем совершенствования информационного обеспечения управления рисками (организацией), а с другой применять известные экономические и организационные методы снижения рисков. Сначала следует повышать научный уровень управления рисками (нельзя забывать, что оптимизированный риск дает прибыль), и только потом применять экономические и организационные методы снижения рисков.
Без повышения научного уровня управления поле допуска прогноза фактора риска и социально-экономических показателей будет большим (до 50-100 и более процентов от капитала), что снизит качество управления организацией, инвестициями, инновациями и рисками до минимума. На практике так и получается.
Организации, менеджеры, инвесторы, экономисты применяют экономические и организационные методы снижения рисков и повышения обоснованности инвестиций без проработки истоков научного уровня управления. В конечном счете, но генеральной совокупности инновационных и инвестиционных проектов, в рамках народного хозяйства получается отрицательный результат: эффективность использования ресурсов, конкурентоспособность, качество жизни падают. К профилактике в экономике и управлении относятся стратегический маркетинг (стратегическая сегментация рынков, прогнозирование потребности и ценностей, нормирование конкурентоспособности объектов, разработки стратегии); повышение научного уровня управления (законы, научные подход принципы, методы, модели).
Экономические и организационные методы снижения рисков:
1. Метод уклонения от рисков основан на отклонении инвестиционного проекта в случае обнаружения каких-либо ненадежных действий партнеров, контрагентов, поставщиков, разработанных и представленных заказчику документов. Чем выше уровень неопределенности внешних факторов риска, тем больше будет отклоненных проектов или их исполнителей.
2. Метод распределения рисков между участниками проекта, его соисполнителями, субподрядчиками. Применяется при большой потенциальной эффективности проекта, ожидании положительных сдвигов в экономике, но одновременно большой неопределенности текущей и стратегической ситуации.
3. Метод диверсификации (распределения) рисков путем деления инвестиций на разные проекты. Этот метод применяется при наличии нескольких, примерно с одинаковой степенью надежности, объектов инвестиций для инвестора. Диверсификация может быть любых сфер деятельности организации.
4. Метод локализации источников риска используется в тех сравнительно редких случаях, когда удается достаточно четко и конкретно вычленить и идентифицировать источники риска. Выделив экономически наиболее опасный этап или участок деятельности, можно сделать его контролируемым и таким образом снизить уровень финального риска предприятия. Подобные методы давно применяют многие крупные производственные компании, например, при внедрении инновационных проектов, освоении новых видов продукции, коммерческий успех которых вызывает большие сомнения, и т. п. Для рисковых частей проекта задаются венчурные дочерние фирмы, при условии допущения их к научно-производственному потенциалу материнской компании.
5. Метод диссипации риска представляет собой более гибкие инструменты управления рисками. Один из основных методов диссипации заключается в распределении общего риска путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела. Метод диссипации отличается от метода распределения рисков тем, что в первом случае риск (инвестиции) делится с посторонними физическими или юридическими лицами, а во втором с участниками одного и того же проекта. Интеграция может быть либо вертикальной (или диагональной) объединение нескольких предприятий одного подчинения или одной отрасли для проведения согласованной ценовой политики, для разделения зон хозяйствования, для совместных действий против «пиратства» и т.



Содержание  Назад  Вперед