Объем выпуска продукции после модернизации.



где Vпл,(факт), плановый или фактический объем выпуска продукции.
Если Vпл,(факт) Mср.год, то это значит, что производственная программа предприятия обеспечена производственными мощностями.
Для устойчивой работы предприятия, а также для возможности улучшения качества и обновления выпускаемой продукции и других целей оно должно иметь оптимальный резерв производственной мощности. Величина этого резерва определяется спецификой предприятия и колеблется от 10 до 20%.
9.8. РЕМОНТ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ Основные фонды на предприятии в процессе их эксплуатации постоянно изнашиваются, и для поддержания их в работоспособном состоянии периодически необходимо проводить их ремонт.
Различают три вида ремонта: восстановительный, текущий и капитальный.
Восстановительный ремонт это особый вид ремонта, вызываемый различными обстоятельствами: стихийными бедствиями (наводнение, пожар, землетрясение), военными разрушениями, длительным бездействием основных фондов. Восстановительный ремонт осуществляется за счет специальных средств государства.
Текущий ремонт это мелкий ремонт и производится в процессе функционирования основных фондов, как правило, без длительного перерыва процесса производства. При мелком ремонте заменяются отдельные детали и узлы, осуществляются определенные починочные работы и другие мероприятия.
Капитальный ремонт это существенный ремонт основных фондов и связан с полной разборкой машины, заменой всех изношенных деталей и узлов. После капитального ремонта технические параметры машины должны приблизиться к первоначальным.
Модернизация представляет собой техническое усовершенствование основных фондов с целью устранения морального снашивания и повышения технико-экономических показателей до уровня новейшего оборудования. По степени обновления различают частичную и комплексную модернизацию (коренная переделка). По способам и задачам проведения различают модернизацию типовую и целевую.

Типовая модернизация это массовые однотипные изменения в серийных конструкциях; целевая усовершенствования, связанные с потребностями конкретного производства.
Условную экономию или дополнительную прибыль от проведения модернизации можно определить по формуле


где C снижение себестоимости продукции;
П дополнительная прибыль;
С1, С2 себестоимость изготовления единицы продукции до и после проведения модернизации;
V2 объем выпуска продукции после модернизации.
Постановлением СМ СССР от 22 октября 1990 г. № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР» установлено, что с 1 января 1991 г. все предприятия независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности включают расходы на все виды ремонта ОПФ в состав затрат на производство и реализацию продукции.
Для обеспечения равномерности включения затрат на ремонт в себестоимость продукции предприятия могут создавать ремонтный фонд (резерв) с отчислениями в него средств по определенным нормативам.
Ремонт и содержание объектов основных фондов непроизводственного назначения осуществляются за счет чистой прибыли предприятия прибыли после налогообложения.
Затраты на ремонт в значительной степени зависят от физического износа основных производственных фондов, качества проводимых ремонтов и уровня квалификации персонала, обслуживающего машины и оборудование. Поэтому на каждом предприятии необходимо стремиться к тому, чтобы не допускать чрезмерного физического и морального износа оборудования. Если на предприятии физический износ активной части основных фондов существенный (превышает 40%), то в этом случае приходится создавать мощные ремонтные подразделения, чтобы можно было поддерживать машины и оборудование в работоспособном состоянии. Численность ремонтного персонала в этом случае может доходить до 60% общей численности рабочих. Особенно это характерно для горнорудных предприятий.

В этих условиях затраты на ремонт очень значительные и предприятию необходимо найти пути их уменьшения. Направлений снижения затрат на ремонт достаточно много, рассмотрим основные из них.


Во-первых, на предприятии должны своевременно и качественно проводиться планово-предупредительные ремонты (ППР), что существенно снизит аварийность, а следовательно, простои оборудования и затраты на средние и капитальные ремонты.
Во-вторых, прежде чем приступать к капитальному ремонту, необходимо тщательно проанализировать в экономическом плане, что более выгодно капитальный ремонт или приобретение новой техники. Известно, что затраты на капитальный ремонт очень значительны и сопоставимы с затратами на приобретение новой техники, а иногда и больше. Естественно, в этом случае необходимо отдавать предпочтение новой технике.
Особенно экономически невыгодно проводить второй и третий капитальный ремонт.
Во многих случаях капитальный ремонт не устраняет моральный износ, поэтому довольно часто экономически целесообразно капитальный ремонт проводить совместно с модернизацией. Но и здесь необходимо просчитать, что более выгодно для предприятия капитальный ремонт совместно с модернизацией или приобретение новой техники.
В-третьих, восстановление изношенных деталей непосредственно на предприятии, особенно когда в них наблюдается острый дефицит.
Восстановление изношенных деталей позволяет:
ликвидировать дефицит некоторых запасных частей и своевременно проводить все виды ремонтов;
снизить затраты на ремонт, так как восстановление деталей, как правило, более выгодно, чем приобретение новых или вновь изготовленных;
уменьшить транспортные расходы на доставку запасных частей на предприятие.
Восстановление изношенных деталей с экономической точки зрения выгодно, если:
при сравнении с приобретением новых деталей

при сравнении с изготовлением новых деталей собственными средствами

где Cв себестоимость восстановления деталей;
Ен нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
Кв капитальные вложения для приобретения специального оборудования, необходимого для восстановления изношенных деталей (если в этом есть необходимость);
коэффициент, учитывающий разницу в сроках службы новой и восстановленной детали, который определяется соотношением срока службы новой детали к сроку службы восстановленной, доли ед.;
Зтр транспортные затраты на доставку деталей от изготовителя до предприятия;
Сизг себестоимость изготовления новой детали собственными силами;
Кизг капитальные вложения для приобретения оборудования, необходимого для изготовления деталей (если в этом есть необходимость).
Практика показывает, что восстановление изношенных деталей экономически оправдано на средних и особенно крупных предприятиях.
Существуют и другие пути снижения затрат на ремонт, но минимальные затраты на ремонт достигаются на тех предприятиях, которые своевременно обновляют активную часть основных фондов, не допуская чрезмерного морального и физического износа, в том числе и за счет применения ускоренной амортизации.
9.9. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИИ Улучшение использования основных средств отражается на финансовых результатах работы предприятия за счет: увеличения выпуска продукции, снижения себестоимости, улучшения качества продукции, снижения налога на имущество и увеличения балансовой прибыли.
Улучшения использования основных средств на предприятии можно достигнуть путем:
освобождения предприятия от излишнего оборудования, машин и других основных средств или сдачи их в аренду;
своевременного и качественного проведения планово-предупредительных и капитальных ремонтов;
приобретения высококачественных основных средств;
повышения уровня квалификации обслуживающего персонала;
своевременного обновления, особенно активной части, основных средств с целью недопущения чрезмерного морального и физического износа,
повышения коэффициента сменности работы предприятия, если в этом имеется экономическая целесообразность;
улучшения качества подготовки сырья и материалов к процессу производства;
повышения уровня механизации и автоматизации производства;
обеспечения там, где это экономически целесообразно, централизации ремонтных служб;
повышения уровня концентрации, специализации и комбинирования производства;
внедрения новой техники и прогрессивной технологии малоотходной, безотходной, энерго- и топливосберегающей;
совершенствования организации производства и труда с целью сокращения потерь рабочего времени и простоя в работе машин и оборудования.
Пути улучшения использования основных средств зависят от конкретных условий, сложившихся на предприятии за тот или иной период времени.
Выводы
Финансовые результаты предприятия в значительной мере зависят от состояния, качества и структуры основных производственных фондов.
За последние годы резко замедлились темпы обновления основных производственных фондов, что привело к увеличению их физического и морального износа и негативно отразилось на хозяйственной деятельности предприятий.
Произошли существенные изменения в амортизационной политике государства. С 1 января 1997 г. имущество, подлежащее амортизации, объединяется в следующие четыре категории:
I. Здания, сооружения и их структурные компоненты. Норма амортизации 5%, для малых предприятий 6%.
II. Легковой автотранспорт, легкий грузовой автотранспорт, конторское оборудование и мебель, компьютерная техника, информационные системы и системы обработки данных. Норма амортизации 25%, для малых предприятий 30%.
III. Технологическое, энергетическое, транспортное и иное оборудование и материальные активы, не включенные в категории I и II. Норма амортизации 15%, для малых предприятий 18%.
IV. Нематериальные активы. Норма амортизации зависит от срока их службы, а если он не известен 10%.
На каждом предприятии имеются существенные резервы улучшения использования ОПФ. В общем плане эта цель может быть достигнута за счет внедрения новой техники и технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, проведения грамотной воспроизводственной политики, своевременного и качественного ремонта, ликвидации излишнего оборудования и др.
Контрольные вопросы
1. Что является критерием для отнесения имущества предприятия к основным производственным фондам (ОПФ)?
2. Что понимается под ОПФ, по каким признакам и как они классифицируются?
3. Раскройте сущность технологической, видовой (производственной) и возрастной структуры ОПФ.
4. Какие существуют виды стоимостных оценок ОПФ и для чего они применяются?
5. Какова сущность физического и морального износа ОПФ, факторы, на них влияющие?
6. Каковы сущность и значение воспроизводственной политики на макро- и микроуровне?
7. Какие основные показатели характеризуют уровень использования ОПФ?
8. Какова сущность амортизации и какие изменения произошли в амортизационной политике за последние годы?
9. Как рассчитать плановую величину амортизационных отчислений на предприятии за месяц, год?
10. Что такое производственная мощность предприятия и методология ее расчета?
11. Каковы наиболее важные и реальные пути улучшения использования ОПФ на предприятии?



Содержание раздела