Приватизация "Бритиш Телеком"


М., Высшая школа, 1994.
  • Львов Д.С. Реформа с позиций современной науки: Сб. Научные труды международного союза экономистов и вольного экономического общества. М., С-П., 1995.
  • Мильнер Б.З. Кризис управления. Вопросы экономики, № 1, 1993.
  • Михайлов С. О некоторых итогах приватизации в 1993г. экономика и жизнь, № 14, 1993.
  • Научные труды международного союза экономистов и вольного экономического общества. М., С-П., 1995.
  • Неллис Джон. Последние данные о приватизации в странах с переходной экономикой. С.-П., июль 1997.
  • Носова С. Плюрализм форм собственности. В сб. Отношения собственности и новые формы хозяйствования. М., РЭА им. Плеханова, 1992.
  • Панорама приватизации № 2 (77), январь, 1996.
  • Политическая экономия. Под ред. А.В. Сидоровича и М.Ф. Волкова, МГУ, 1993.
  • Послание Президента РФ Государственному Собранию “Россия, за которую мы в ответе (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)”.
  • Право собственности. М., Закон № 2, 1993.
  • Программа Правительства РФ “Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах”.
  • Пчелинцев О. “Приватизация” против частной собственности. М., Свободная мысль № 3, 1992.
  • Радыгин А.Д. Реформа собственности в России: на пути из прошлого в будущее. М., Республика, 1994.
  • Русская философия собственности. С-П. , 1993.
  • Руссо Ж. Трактаты. М., 1969.
  • Сажина М. Разгосударствление и приватизация. М., РЭЖ № 9, 1994.
  • Стэнлейк Дж. Экономика. М., Республика, 1994.
  • Суханов Е. Общие положения о праве собственности и других вещих правах. МГУ, 1993.
  • Чубайс А.Б. Итоги приватизации в России и задачи следующего этапа. Вопросы экономики № 6, 1994.
  • Шупыро В. М. Преобразование государственной собственности в период экономических реформ. М., ВШПП, 1997.
  • Управление государственной собственностью (учебник). Под редакцией Кошкина В.И., Шупыро В.М. М., Инфра-М, 1997.
  • Уэлч Дик. Подход к точечной приватизации. С.-П., июль 1997.
  •   Файн Гэри. Российская приватизация: продажа остаточных пакетов акций. Всемирный банк, Вашингтон, 09.96.
  • Экономические и организационные аспекты управления собственностью в условиях развития рыночных отношений. ГКИ. “Нива России”, 1997.
  • Приложения Приложение 1
    Приватизация компаний “Бритиш Телеком” и “Бритиш Гэз”

    Приватизация "Бритиш Телеком"

    Приватизация “Бритиш Телеком” была первой крупной приватизацией государственной компании, предоставляющей услуги населению Великобритании, и до настоящего времени этот пример считается одним из самых успешных в мире. В частности, успех состоял в том, что продажа принесла максимальный чистый доход, и сделала владельцами акций компании широкие слои населения. Участие в этом процессе сотрудников компании было также значительным.
    В сентябре 1979г. правительство Великобритании объявило о своих планах вывести из-под правительственного контроля телекоммуникационную отрасль страны, и в июле 1981г. был принят закон о телекоммуникационной отрасли в Великобритании, согласно которому был создан “Бритиш Телеком”, который был выведен из состава государственной почтовой службы. В июле 1984г. правительство превратило “Бритиш Телеком” в акционерную компанию с ограниченной ответственностью, и 51% ее акций были проданы в ходе первичного предложения в ноябре 1984г.
    С 1981 по 1984 годы в “Бритиш Телеком” была проведена:
    реструктуризация, в результате которой были сокращены штаты;
    улучшено соотношение долговых обязательств и акционерного капитала путем превращения задолженности в находящиеся у правительства облигации и привилегированные акции;
    повышено качество обслуживания.
    Увеличив коммерческую привлекательность компании, правительство выпустило на внутреннем и внешнем рынках 3 млрд. акций на сумму в 4,8 млрд. долларов (50,2% от всего акционерного капитала), причем, подписка на эти акции превысила их выпуск почти в девять раз.
    Примерно 10% предложенных акций (301 млн.), согласно ESOP, было зарезервировано для сотрудников и пенсионеров “Бритиш Телеком”. Наряду с широкими слоями населения, было приглашено около 2000 британских институциональных инвесторов подписаться на 2,6 млрд. акций на приоритетных условиях. Оставшиеся 415 млн. акций были выделены для покупателей в США, Канады и Японии.

    После того как распределение было полностью завершено, 47% акций оказались у британских и швейцарских институциональных инвесторов, пользовавшихся приоритетными правами, 14% - у инвесторов США, Канады и Японии, 5% - у сотрудников и пенсионеров “Бритиш Телеком”, а оставшаяся часть – у 2 млн. индивидуальных британских инвесторов.
    Акции были зарегистрированы на нескольких мировых биржах. Благодаря этому выпуску в Великобритании появились 2,2 млн. новых держателей акций. До приватизации у “Бритиш Телеком” было 250000 клиентов, ожидавших установления телефона.

    Теперь же, согласно исследованию журнала “Евромани” (февраль 1996 г.), подключение к телефонным линиям обычно занимает 2 дня.
    Правительство продолжало регулировать деятельность “Бритиш Телеком” и приобрело привилегированные акции компании со специальными правами (“золотые акции”), что позволяет ему:
    накладывать вето на любые изменения в Уставе компании, требующем, чтобы исполнительный директор компании являлся британским гражданином и ни одно индивидуальное лицо не имело более 15% голосующих акций;
    делегировать своего представителя на общие собрания акционеров с правом выступления;
    назначать двух директоров в состав совета директоров “Бритиш Телеком”;
    требовать письменного согласия при решении определенных вопросов, касающихся ограничений на выпуск акций и изменений прав голоса.

    Приватизация компании "Бритиш Гэз"

    Приватизация компании “Бритиш Гэз” была вторым примером приватизации государственного предприятия коммунальных услуг Великобритании. Правительство придерживалось той же самой модели приватизации, которая была успешно использована в случае с приватизацией “Бритиш Телеком”.
    В мае 1986г. правительство Великобритании заявило о своем намерении приватизировать “Бритиш Гэз”. После этого был принят соответствующий закон, называемый Закон о газе 1986 года. Кабинет рассмотрел продажу компании “Бритиш Гэз” через серию выпусков акций, начиная с предложения 51%, как это было с компанией “Бритиш Телеком”.

    Однако в конечном итоге было принято решение одновременно предложить все акции на рынке в надежде, что рынок в состоянии поглотить односерийный выпуск.
    Основное предпочтение было отдано британским индивидуальным инвесторам, затем британским институциональным инвесторам и далее зарубежным инвесторам.
    21 ноября 1986г. правительство предложило к продаже 4 млрд. простых акций, представляющих 97% от общего количества простых акций, при этом удерживая 125 млн. льготных акций для сотрудников и пенсионеров компании. В результате данного выпуска владельцами 1,6 млрд. акций оказались институциональные инвесторы, 1,6 млрд. акций - граждане, включая клиентов, сотрудников и пенсионеров “Бритиш Гэз”, и 795,5 млн. акций оказалось за рубежом.
    Подписка на акции “Бритиш Гэз” в четыре раза превзошла предложение, поэтому количество акций проданных иностранным и британским институциональным инвесторам было сокращено и предпочтение отдано британским индивидуальным инвесторам. Окончательное распределение акций было таково: 62% – широким слоям населения, 23% – британским институциональным инвесторам, 11% – иностранным инвесторам и остающиеся 4% правительство оставило за собой. В первый же день продажи 8 декабря 1986г. цена акции подскочила на 25%.

    29 мая 1997г. акции “Бритиш Гэз” продавались по цене на 138% выше частично оплаченной цены. Общие скорректированные поступления от продажи акций составили 5,6 млрд. фунтов стерлингов (8,6 млрд. долларов США).
    Несмотря на то, что правительство выполнило поставленные перед собой бюджетные цели - за короткий срок добилось роста эффективности работы компании и увеличило число акционеров в стране - выражались мнения, что компания “Бритиш Гэз” была передана в частный сектор как уже полностью сформировавшаяся монополия и что ведомству Офгаз, регулирующему ее работу, не было предоставлено достаточно регулирующих полномочий. Поэтому существует мнение, что эффективность работы “Бритиш Гэз” и качество обслуживания потребителей являются далеко не оптимальными.
    Приложение 2
    "Золотая акция" в действии: пример запланированного слияния ”Рено-Вольво”
    После сотрудничества, продолжавшегося в течение трех лет, когда обе фирмы использовали одинаковые компоненты, французская государственная автомобильная компания “Рено” заявила в сентябре 1996г. о своем намерении слиться со шведской фирмой “Вольво”. Слияние было намечено на 1 января 1994г.
    Однако к 1 ноября набралось достаточное количество шведских институциональных держателей акций, заявивших о своем намерении голосовать против этой сделки и отложить общее собрание акционеров.
    У возражающей шведской стороны было две жалобы. Первая – это то, что Франция так и не назначила дату приватизации “Рено”, вторая – это то, что после приватизации правительство Франции решило оставить за собой “золотую акцию” в слившемся предприятии.



    Содержание  Назад  Вперед