Особо надо отметить усиление инвестиционной активности МП. Общий объем их капитальных вложений за 1996 г. в 4 раза причем в промышленности - в 7.4 раза.
Можно констатировать, что в 1995-96 гг. проводимая российским правительством политика умеренно жесткой финансовой стабилизации, с одной стороны, сопровождалась значительным снижением темпов роста количества МП, но, с другой стороны, имела выраженный санационный эффект. В стране начала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП стали играть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной рыночной экономике.
Политика государственной поддержки МП осуществлялась на базе налоговых льгот, создания ( хотя пока и в незавершенном виде) цивилизованного законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, формирование сети бизнес-парков, налаживание эффективной координации в этой области между федеральным центром и субъектами Федерации, а также местными органами власти.
Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнедеятельности МП активно диверсифицируют хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более чем половина МП неторгового профиля помимо основной деятельности 1996 г. занималась еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов.
А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.
Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки МП на всех его уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнес, стимулирование его инвестиционной активности. Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса.
Чрезвычайно важно расширение научной и инновационной деятельности МП в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволит перейти к четвертому этапу по-настоящему рыночного развития российского малого предпринимательства.
Заключение
Непоследовательность проведения экономических реформ в России, пожалуй, ярче всего проявляется на фоне достижений ее прежних соседей по социалистическому лагерю. Начав первой из бывших советских республик радикальные экономические преобразования в январе 1992 года, Россия через пять лет еще не может похвастаться серьезными положительными изменениями своих основных экономических показателей: инфляция хотя существенно и снижена, но сохраняется на уровне 65% в год; производство не вступило в фазу роста ; дефицит бюджета сокращен исключительно ценой уменьшения его расходов; уровень жизни населения существенно не поднялся; рост сбережений в экономике сопровождается ростом инвестиций. В результате государство продолжает проедать накопленный производственный потенциал, не воспроизводя его.
Более того, из всех социалистических стран, вступивших на путь реформ ( а их около 30) , только единицам не удалось снизить инфляцию до критического (40% годовых или 2,8% в месяц и менее) и добиться устойчивого роста экономики. Позитивным показателем с точки зрения структурных перемен в России считается устойчивое повышение доли услуг в ВВП с 33% в 1992 г. до 53% в 1995 г. В стране возникли целые сектора экономики, существование которых 5 лет назад казалось немыслимым: банки, страховые, консультативные, аудиторские и инвестиционные компании, появились частные предприниматели и малый бизнес.
Можно с уверенностью сказать, что малый бизнес в России прочно встал на ноги. Люди занятые в сферах малого бизнеса имеют неплохой доход зависящий прежде всего от них самих. Такие люди заинтересованы в постоянном повышении качества производимых товаров и услуг. Можно заметить характерное изменение отношений производитель - потребитель. Наиболее яркий и примитивный пример этого: на место неразговорчивых, равнодушных к покупателю “продавщиц”, пришли улыбчивые, симпатичные девушки, внимание которых порой бывает даже навязчивым.
Во многом именно малому бизнесу в России стало возможным приобретать недорогие отечественные, а самое главное качественные товары.
Малый бизнес в России прошел путь от “черного рынка”, ”спекулянтов”, “теневой” экономики, до относительно независимого малого предпринимательства, защищенного нормативно-правовыми актами. В настоящее время малое предпринимательство в России становится все более похожим на европейский малый бизнес, как эталон “нормального”, цивилизованного предпринимательства. Но российский бизнес имеет еще множество проблем: криминализация, взяточничество, невыполнение деловых обязательств, бюрократизм, проблема финансирования, тяжелое бремя налогов и т.д.
Какие же существуют пути выхода из сложившегося положения? Мне кажется, что малому предпринимательству в России требуется более серьезная государственная поддержка, чем существующая на данный момент, а также требуется пересмотр системы налогообложения, льготное кредитование. От криминализации малого бизнеса, как и бизнеса вообще, в России, на мой взгляд, избавиться не удастся, это как бы неизбежное зло, еще один государственный налог. Да и вообще в Европе и где бы то ни было бизнес всегда сопровождали криминальные структуры, осуществляя “протекцию” со свой стороны, за определенную плату.
В российском бизнесе наблюдается тенденция повышения образовательного уровня и самосознания частных предпринимателей, а это позволяет надеяться на скорое исчезновение такого явления как невыполнение деловых обязательств.
Сегодня российское малое предпринимательство вступает в четвертый этап своего развития, и будем надеяться, что в скором времени оно будет соответствовать самым высоким стандартам рыночного предпринимательства.
Руководитель
Таблица 4
Вариант качественного определения размера фирмы по Х. Велу (1980 г.)
Малый бизнес |
Малый - средний бизнес |
Средний - крупный бизнес |
Крупный бизнес |
|
Цели |
Определяются рынком, интуитивно, с импровизациями |
Корректируются рынком и специальной стратегией, интуитивно |
Корректируются рынком и специальной стратегией, изобретательно |
Доминирование на рынке систематически и стратегичнски |
Менеджмент |
Личный, авторитарный, прямой |
Личный, консультации сключевыми партнерами, специалистами |
Личный, небольшая команда специалистов, использование внешних экспертов |
Командный, большая команда специалистов, функциональная оргструкткра, консультационнная структура |
Продукт |
Нет планирования, нет маркетинговых исследований |
Краткосрочное планирование без маркетинговых исслендований |
Краткосрочное и нерегулярное долгосрочное планирование, несестиматические маркетинговые исследования |
Долгосрочное планирование, регулярные маркетинговые исследования |
Персонал |
Личные отношения “босс - сотрудник” по принципу “большая семья”, высокая степень мотивации и вовлеченности, нет профсоюзов, нет СТК |
Личные отношения “наниматель - коллектив сотрудникков”, некоторая степень вовлеченности, небольшое влияние профсоюзов, не СТК |
Отношения сотрудничества, организационная “ Среда”, некоторая степень вовлеченности, усиление влияния профсоюзов, совет трудового крллектива |
Строгая иерархия отношений, сотрудничество в коллективах, отсутствие вовлеченности ( только у топ- менеджеров), трудно повысить мотивацию, сильные профсоюзы, СТК |
Финансы |
Семья, банк |
Семья, банк |
Семья, банк,акции |
Банк, акции |