Основные проблемы и перспективы развития


Важно, что в структуре налоговых поступлений, а также при расчетах между предприятиями сократилась доля бартера (т.е. натуральных поставок), взаимозачетов и прочих денежных суррогатов в пользу "живых денег". Наметились положительные тенденции в показателях уровня жизни населения, хотя докризисный (до августа 1998г.) уровень еще не достигнут. Нельзя, кстати, не отметить, что, несмотря на колоссальные проблемы в социальной сфере, в стране продолжается формирование среднего класса, одним из подтверждений чего является своеобразный строительный бум в крупнейших российских городах и на прилегающих к ним территориях. Имеется в виду строительство в городах жилья совершенно иного, чем в советское время, качества, а также загородных коттеджей и вилл.
Вместе с тем нельзя не учитывать, что с апреля-мая 2000г. появились признаки замедления экономичского роста и усиления инфляционных процессов. Резервы увеличения производства, вызванные девальвацией рубля и развитием импортозамещения, близки к исчерпанию. При изменении внешнеэкономической конъюнктуры и падении цен на нефть, сокращении положительного сальдо внешней торговли могут резко обостриться проблемы исполнения бюджета, ухудшится деловой климат в стране.
Серьезным тормозом для поддержания позитивных импульсов в экономике является недостаточная степень развития финансовой инфраструктуры в стране, слабость банковской системы, ее низкая капитализация.
Сейчас в РФ действует немногим более 1300кредитных организаций. Однако их совокупные активы оцениваются в 2,5трлн руб. Если пересчитать эту сумму в доллары по курсу нашего Центрального банка, то получится всего около 89млрд дол. Это очень маленькая сумма для такой страны, как Россия. Это в 1,5раза меньше совокупных активов совсем недавно созданной японской банковской группы Mizuho Holdings.

Если же говорить о собственных капиталах наших банков, то они еще на порядок ниже. Без учета единственного нашего гиганта– Сберегательного банка совокупный капитал 1300банков составляет всего около 200млрдруб. (немногим более 7млрд дол.).
Такая маломощная банковская система не в состоянии адекватно поддержать тот подъем, который наметился в реальном секторе экономики, а тем более удовлетворить спрос на инвестиционные ресурсы со стороны предприятий, которые стремятся использовать благоприятную экономическую конъюнктуру для обновления основного капитала и повышения своей конкурентоспособности. Поэтому недостатки национальной банковской системы, слабость финансовой инфраструктуры представляют серьезный тормоз для дальнейшего развития российской экономики.
Основные проблемы и
перспективы развития
Есть, однако, не менее серьезные проблемы, мешающие успешному развитию России по демократическому пути и становлению процветающей рыночной экономики. Наши достижения в институциональной сфере во многом носят экстенсивный, отчасти даже формальный характер. Провозглашенные ранее институты необходимо наполнить реальным содержанием.
Например, сейчас уже никто не подвергает сомнению значимость института частной собственности. Однако благоприятных условий для того, чтобы частные предприятия в полной мере проявили свою эффективность, пока что не создано. Основной проблемой на этом пути является отсутствие защиты прав акционеров.

К сожалению, нередки случаи, когда одна группа собственников попирает права другой. Без ведома части акционеров принимаются решения о дополнительных эмиссиях акций, смене менеджмента, продаже активов. Известны прецеденты, коKда без законных на то оснований к участию в управлении предприятиями не допускали зарубежных инвесторов.
В борьбу за передел собственности финансово-промышленные группировки пытаются иногда вовлечь и государственные правоохранительные органы, а также Счетную палату.
Недостаточная отдача от созданных в России институтов рыночной экономики во многом обусловлена пока еще отсутствием четкого разделения между бизнесом, с одной стороны, и государством– с другой. До последнего времени были нередки случаи, когда крупные состояния и могущественные финансово-промышленные группы создавались за счет простого перераспределения государственной собственности и финансовых средств. В итоге в экономике утрачивались позитивные рыночные стимулы.



Бизнесмены соревновались друг с другом за близость к власти и доступ к бюджетным деньгам, а не за инвестиции и новые технологии. Одновременно усиливалась коррупция, когда многие решения в экономической сфере принимались кулуарно, исходя из интересов отдельных олигархических групп.
Вместе с тем при всей важности проблем коррупции в России их значение не стоит преувеличивать. Данная тема часто используется средствами массовой информации разных стран для политических спекуляций. В качестве примера можно привести дело Bank of New York, когда на самом деле "отмывались" не деньги мафии, а “серые” доходы крупных импортеров. Поэтому нужно говорить не столько о коррумпированности российского общества, сколько о недостаточной прозрачности экономики и хозяйственной деятельности, большой доле теневого сектора.

Проблему коррупции и "отмывания денег" нельзя рассматривать в отрыве от проблемы вывоза капитала, которая имеет не только криминальные, но и сугубо экономические причины.
В данном контексте чрезвычайную актуальность приобретает реформирование налоговой системы. Российская фискальная система крайне громоздка и противоречива. Законы допускают множественность толкования, что усугубляет непрозрачность взаимоотношений бизнеса и власти.

Другим аспектом данной проблемы в течение длительного времени являлись высокие ставки налогов, это создает непосильное налоговое бремя для предприятий и во многих случаях делает невыгодным легальный бизнес.
В последнее время произошел существенный сдвиг в налоговой сфере. В результате были практически ликвидированы так называемые оборотные налоги, которые предприниматели платили из своих текущих доходов, пересмотрена ставка подоходного налога, введен единый социальный налог. Следует, правда, отметить, что одним из слабых мест предпринятой реформы является резкое изменение пропорций в бюджетных доходах Федерации и регионов.
Еще одна крупная проблема заключается в отсутствии нормального инвестиционного механизма. Основные фонды в базовых отраслях экономики сильно изношены и требуют повсеместного обновления. Ситуация усугубляется тем, что в 2003г. ожидается обострение проблем внешнего долга (на этот год приходится максимальный объем платежей), а также массовое выбытие мощностей в электроэнергетике, нефтеперерабатывающей и химической промышленности, в машиностроении. Однако до сих пор нам не удается сделать так, чтобы свободные финансовые ресурсы, в том числе "нефтедоллары", использовались для инвестиций, а не накапливались на счетах в коммерческих банках и Центральном банке и не "утекали" за рубеж.

Отчасти такая ситуация обусловлена слабостью отечественной банковской системы, о чем уже говорилось, однако есть и другие причины– общеполитического, общеэкономического и институционального характера.
Актуальность перечисленных проблем ставит вопрос о роли государства в процессе трансформации. Очень часто этой проблеме придается идеологический аспект. Однако практика последних лет показала, что без сильного, дееспособного государства невозможна реализация масштабных задач по реформированию общества.

Поэтому вместо абстрактных разговоров о дерегулировании или национализации нужны конкретные подходы, подсказываемые самой жизнью.
Например, ясно, что без существенного усиления судебной власти невозможна по-настоящему эффективная защита прав миноритарных акционеров, а без хорошо организованных правоохранительных органов нельзя бороться с коррупцией. В то же время необходимо дерегулировать деятельность так называемых естественных монополий, четко разделив их коммерческую (рыночную) и административную (государственную) функции. Ненормально, когда, например, Министерство путей сообщения, занимаясь коммерческой деятельностью, само же ее регулирует в качестве государственного органа.
Необходим максимально либеральный подход в системе государственного регулирования малого и среднего бизнеса. Нужно снижать барьеры для входа на рынок, которые на данный момент непомерно завышены. Процедура регистрации предприятий пока еще предполагает достаточно серьезные затраты как времени, так и финансовых средств для общения с большим количеством государственных ведомств.

В зависимости от финансовых затрат срок регистрации колеблется от двух недель до полугода. Сложность регистрации породила целую индустрию по продаже готовых зарегистрированных предприятий, действующую в тесном контакте с коррумпированными чиновниками.
В результате издержи бизнеса на общение с властью весьма велики. Правом контроля над предприятием обладают десяткиразличных ведомств, имеющих возможность наложения штрафов, отзыва лицензии и пр.
Чрезвычайно важную роль играет также формирование единого российского рынка. Для многих регионов характерно введение ограничений на ввоз и вывоз товаров и услуг.Такая ситуация особенно часто встречается в зернопроизводящих районах.
Необходимо также проведение реформы трудового законодательства, так как в нынешнем своем виде оно явно устарело.
Однако дерегулирование не означает, что государство должно полностью уйти из экономики. Так, развитие наукоемких отраслей, где у России были неплохие достижения (например, авиационная и аэрокосмическая промышленность), в нынешней ситуации вряд ли возможно без мер государственной поддержки. Государство должно также развивать сферу экспорта российской высокотехнологичной продукции.
В той или иной мере решение актуальных проблем российской экономики предусмотрено в среднесрочной программе Правительства Российской Федерации. Эта программа представляется достаточно реалистичной. Однако она должна быть дополнена целым рядом мер по формированию системы долгосрочного планирования и постановки целей во всем государственном секторе.
Механизм реализации правительственной политики не должен зависеть от желания конкретного руководителя, возглавляющего министерство или ведомство. Соответственно результаты деятельности государственных органов и их руководителей должны оцениваться с точки зрения достижения поставленных на перспективу целей.
Важным инструментом повышения качества работы государственных органов может и должен стать государственный бюджет. Четкий контроль за потоками бюджетных средств позволит не только значительно сократить сферу коррупции, но и избавиться от неэффективных расходов, неоправданного раздувания государственного аппарата. Государственная машина должна быть менее громоздкой, но более эффективной.

В этом процессе очень большую роль может сыграть Счетная палата Российской Федерации.


Краткое резюме вышесказанного сводится к следующему.
Переход к рыночной экономике и демократическому обществу начался в России в очень неблагоприятных условиях.
Основные рыночные и демократические институты были созданы в стране в короткие сроки.
Нынешнее российское руководство в силу объективных и субъективных причин в состоянии обеспечить поступательное развитие страны.
Главным направлением дальнейшего реформирования должно стать четкое разделение функций бизнеса и государства, с одновременным укреплением государства и повышением эффективности его действий.
Должны быть установлены правила игры, понятные для всех– и для государства, и для бизнеса, и для основной массы населения.
Россия полна решимости стать процветающей страной и занять достойное место в мировом сообществе.
* Редакция "Вестника Финансовой академии" выражает благодарность члену редколлегии журнала
профессору Н.Н.Думной за содействие в публикации этого материала.



Содержание раздела