ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - часть организационных проблем управления, связанных с решением прикладных вопросов.
Они связаны с обеспечением выполнения трех функций: организационного проектирования и реконструкции; подбора, расстановки и продвижения кадров; использованием механизмов самоорганизации коллектива и личности для решения целевых задач организации; с поддержкой социальной целостности коллектива и соблюдением норм и требований, предъявляемых работнику со стороны общества. Выделение таких функций позволяет более четко определить социологические границы социоинженерной деятельности, установить, какие средства нужно относить к собственно социальным технологиям.
Известны примеры таких разработок, связанных с реализацией традиционных программ, направленных на повышение интеграции коллектива, удовлетворенности и социального комфорта работников. Довольно много социальных технологий создано для подбора, расстановки и продвижения кадров.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - органическая часть общей культуры, которая стремится в своем содержании интегрировать достижения технических и гуманитарных наук, применять интегрированные принципы не только к изучению социального пространства, но и к активному его обустройству в соответствии с целями развития социальных систем, смыслом человеческого существования. Характерным компонентом этой
культуры является инновационный тип мышления, вытекающий из сущности инновационного метода, каковым является метод технологизации социального пространства. Он характеризуется конструктивностью мышления наряду с абстрактным освоением жизни. Акцент в мышлении, поведении и практическом действии смещается в плоскость получения, конечный социальный результат, каким методом и средствами оптимизировать социальные действия, правильно использовать творческие возможности, имеющиеся потенциалы (общества, социальной организации, личности и др.). XXI в., по прогнозам экспертов, должен стать гуманитарным. Т.к., механизм формирования открывают пути органического вхождения "гуманности" в естественнонаучное пространство, в хозяйственную жизнь общества, управленческие структуры и обеспечивает взаимообогащение разных видов культуры.

Важнейшим компонентом этого механизма является изменение стиля мышления, который постепенно становится концептуальным (гуманитарным), стратегическим и конструктивным, технологическим, находящим пути и средства решения все усложняющихся социальных задач.
ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - структурные элементы социальной организации общества, которые обеспечивают социальные связи между субъектами общественных отношений. Эти отношения упорядочены в пределах социальной организации; группируются в соответствии с социально-экономической структурой общества и образуют сложную координированную систему. Социальные связи между субъектами общественных отношений, которые устанавливаются по поводу обеспечивающих социальных функций, образуют определенные пункты перекрещивания в широком поле общественных отношений.

С этой точки зрения социальная организация общества может быть представлена в виде сложной, взаимосвязанной системы Т.в., вследствие которых индивиды становятся членами общества, гражданами государства.
ТЕХНОЛОГИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА - отношения между молодыми и старшими коллегами, которые оцениваются молодыми как полезные, помогающие им в их личном совершенствовании. Т.н., регулирующая отношения между подопечным и наставником, стимулирует процесс социализации и адаптации молодежи к новым ценностям культуры и жизни, их освоения и ускорения на этой основе социальной зрелости молодого поколения.
ТЕХНОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ КАРЬЕРЫ РУКОВОДИТЕЛЯ - осуществляется с помощью различного рода технологий:
а) профессиональной диагностики руководителя системы процедур выявления личностных и деловых характеристик (качеств), специальных знаний и умений руководителя;
б) построения служебной карьеры по стадиям;
путь карьеры последовательность позиций деятельности, по которым предприятие продвигает своего работника;
середина карьеры это точка, достигнутая в стадии "взрослости", когда человек ощущает себя застывшим и непрогрессирующим так, как ему бы этого хотелось;

стадии карьеры отдельные стадии, через которые люди проходят в течение свой карьеры, обычно стадия до работы, стадия первоначальной работы, стадия стабильной работы и пенсия.
ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ - решение вопроса о содержании (или предмете) оценки является одним из исходных. В качестве предмета оценки выступают: деловые и личностные качества (свойства, черты) руководителей; характеристики их поведения в различных ситуациях; качество выполнения управленческих функций; характеристики применяемых средств руководства; показатели результатов организаторской деятельности; успешность установления и достижения руководителями целей управления конкретными коллективами. Распространена также комплексная оценка, содержание которой включает различные комбинации из названных предметов.

Процесс принятия решений о руководителе в ходе аттестации предполагает три этапа: 1) получение первичной информации о деятельности аттестуемого за отчетный период; 2) обработка и анализ информации и представление ее в аттестационную комиссию; 3) принятие комиссией решений на основе представленной информации.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - система необходимых для успешного ведения собственного дела, которая включает:
право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия, приобретать имущество для их функционирования и развития;
юридическую и социальную защиту интересов и прав субъектов предпринимательской деятельности, недопущение дискриминации со стороны государства, управленческих органов, должностных лиц;
равное право доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий независимо от видов собственности и организационно-правовых норм;
свободный выбор предпринимателем сферы деятельности предприятия в пределах, установленных законодательством и положениями его устава, определение объемов производства, порядка и условий сбыта продукции, распределение прибыли на развитие предприятия;
экономическую, правовую, научно-техническую поддержку предпринимательской деятельности;
недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и недобросовестной конкуренции;
возможность страхования предпринимательского риска страховыми учреждениями.
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ - система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить объективные, достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.
Классический тип социологических исследований имеет последовательный ряд этапов: 1) теоретико-методологическое обоснование темы, раскрытие проблемной ситуации, определение предмета и объекта (объема единиц выборочной совокупности), цели и задачи, рабочих гипотез, инструментарий сбора и обработки социологической информации; 2) сбор социологической информации (полевая деятельность); 3) обработка полученной социологической информации; 4) анализ данных и обобщение результатов социологических исследований, формулировка выводов и практических рекомендаций.
Проблема методологии в социологических исследованиях возникает в связи с вопросами: на каких основаниях строится исследование, каковы его замыслы, концепция и гипотезы; как отбирается спектр методов в целях реализации всего комплекса задач? Для социолога применяемая им методология становится руководящим началом в разработке и осуществлении исследовательского проекта, в организации и регуляции процесса исследования.
ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - понятие, введенное в научный оборот профессором В.М. Шепелем, который считает: творя самих себя, мы предрешаем свою судьбу. Чем благороднее наши мирские и духовные запросы, тем ярче личностные качества, выступающие в повседневных действиях. Человекотворчество лучшим образом проявляется в сознательной и гуманной деятельности.

Технологии человековедческие, гуманитарные это технологии самовыражения, самореализации их интеллектуальных качеств.
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - осуществляемая системой управления последовательность действий по выбору целесообразных процедур и выполнению входящих в них информационных преобразований и организационных воздействий, соотнесенных со свойственными такому же классу технологическими ситуациями. Выполнение этих процедур и воздействий обеспечивает преобразование, перевод социальной системы в желаемое состояние. Методы решения проблемной ситуации средствами У.т. - реагирование на ситуацию; поиск аналогов состояний; исследование состояния; выбор процедур преобразования в данной ситуации.

Упорядоченность системы в управлении непротиворечивость деятельности ее подсистем и элементов, т.е. то, насколько их частные функции не мешают, не противодействуют друг другу.



Содержание  Назад  Вперед