ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ


В социальной системе степень упорядоченности в конечном счете зависит от характера направленности, взаимной непротиворечивости особых интересов с общими интересами. Повышение степени упорядоченности увеличивает устойчивость системы, но снижает способность к эволюции. Основная функция У.т. состоит в обеспечении научной и функциональной взаимосвязи процесса управления с конкретными СТ: планирования, организации, мотивации и контроля.
ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ. Технологизация в сфере социальной практики и управления проходит три этапа:
теоретический определение цели, объекта технологизации; расщеплением социального объекта на составляющие и выяснением социальных связей;
методический выбор методов, средств получения информации, ее обработки, анализа, принципов ее трансформации в конкретные выводы и рекомендации;
процедурный организация практической деятельности по разработке социальных технологий.
Совокупность теории, методики, процедуры представляет систему разработки социальных технологий. Она включает в свою очередь ряд процедур, каждая из которых представляет совокупность конкретных операций.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - конечный социальный результат, полученный при наименьших издержках в оптимальные сроки. Его получение с помощью социальных технологий возможно при условиях:
а) СТ должны обладать определенными свойствами:
привлекательностью цели;
простотой ее обоснования;
гибкостью внедрения процедур и операций;
надежностью теоретического и методического обеспечения, профессиональной грамотностью и практическим опытом;
экономичностью достижения цели воспроизводства (социальная, социально-психологическая, организационная, экономическая и др.);
непротиворечивостью между ними: процедурами и операциями конкретной СТ, уровнями качества их воспроизводства; объектом и субъектом в процессе технологизации и др.;
б) налицо должны быть все признаки технологизации:
разграничение;
разделение;
расчленение социального процесса на связанные между собой этапы, фазы;
координация и поэтапность действий;
однозначность выполнения операций и процедур;
возможность многократного применения отработанных стандартных алгоритмов деятельности для решения типовых задач социального управления.
Процедура набор действий (операций), с помощью которых осуществляется тот или иной основной процесс (фаза, этап), выражающий суть
данной технологии. Операция - непосредственно практический акт решения определенной задачи в рамках данной процедуры. Переход одной операции в другую - ступень развития, становления качества и свойства социальных характеристик объекта технологизации;
в) необходимо соблюдение ряда условий технологизации: объект технологизации должен обладать определенной степенью сложности;
известны все элементы его структуры, особенности их строения и закономерности функционирования;
процессы (состояния, явления, отношения и др.) должны быть формализованы и представлены (выражены) системой операций, процедур;
каждая операция, процедура должна иметь систему конкретных показателей (нормативов), диагностических приемов изучения их состояния, управления ими.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Основная литература
1. Атаманчук Г.В. Государственное управление. М.: Экономика, 2000.
2. Социальные технологии: Толковый словарь/Отв. ред. В. Иванов. Москва-Белгород: Луч-Центр социальных технологий, 1995. 309 с.
3. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1996.
4. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. М.: Союз, 1999.
5. Иванов В.Н., Матвиенко В.Я., Патрушев В.И., Молодых И.В. Технологии политической власти. Зарубежный опыт.

Киев, 1994.
6. Марков М. Технологии и эффективность социального управления. М.: Мысль, 1982.
7. Патрушев В.И. Введение в теорию социальных технологий. М.: Икар, 1999.
8. Социология на пороге XXI века: новые направления исследования. М.: Интеллект, 1998. С. 270.
9. Основы муниципального управления. М.: РАГС, 2000.
10. Основы современного социального управления. М.: Экономика, 2000.

2. Дополнительная литература
1. Актуальные проблемы разработки и внедрения социальных технологий в трудовых коллективах//Материалы Всесоюзной научно-практической конференции, Феодосия, 23-25 сентября 1990. Вып. 1. М.: АИСТ, 1991.


2. Антонюк Г,И. Социальное проектирование. Минск: Наука и техника, 1978.
3. Ансофф И.Н. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
4. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.
5. Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
6. Бестужев Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование. М.: Наука, 1987.
7. Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.
8. ЕгоршинА.П. Управление персоналом. Н. Новгород, 1999.
9. Галиев Г.Т., Галимов Р.А., Иванов В.Н., Патрушев В.И. Региональный социум: проблемы социальной технологии. М., 1993.
10. Давыдов А. А. Модульный анализ и конструирование социума. М.: Институт социологии РАН, 1994.
11. Данакин Н.С., Дятченко Л. Я. Организационная технология: Учебное пособие для студентов по курсу "Социальная технология". Белгород, 1993.
12. Дейнеко О.А. Технология управленческих работ в машиностроении.

М.: Машиностроение, 1987.
13. Дорш Д.А. Управление социальными процессами на селе: диагностика и пути оптимизации.

М.: Луч, 1994.
14. Дудченко В.С. Инновационные технологии.

М., 1996.
15. Дудченко В.С., Макаревич В.Н. Социоинженерная деятельность, социальное проектирование, социальная технологии//Марксистско-ленинская социология.

М.: Изд-во МГУ, 1989.
16. Дятченко Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. Белгород, 1993.
17. Зайцев А. К. Внедрение социальных технологий в практику управ-ления//Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. М.: Экономика, 1989.
18. ЗдравомысловА.Г. Потребности. Интересы. Ценности.

М.: Политиздат, 1986.
19. Иванов В.Н., Лесников Г.П., Зайченко В.Л. Проблемы информатизации социального пространства (Механизмы сбалансированности федеральных и региональных программ).

М., 1994.
20. Иванов В.Н., Патрушев В.И., Кулагин А.С. Диагностика социальных резервов коллектива.

М., 1990.
21. Иванцевич Д., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления.

М.: Дело, 1993.
22. Иконникова Г.И. О понятии социальной технологии//Философские науки. 1984. № 5.
23. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: очерк истории и теории. 2-е изд.

М.: Политиздат, 1984.
24. Информатизация и технологизация социального пространства (Материалы к I Международному симпозиуму по социальным технологиям). М. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1994.
25. Ионин Л.Г. Технология социальная //Современная западная социология: Словарь.

М.: Политиздат, 1990.
26. Капитонов Э.А. Социология XX века. История и технология.

Ростов-на-Дону, 1996.
27. КарлоффБ. Деловая стратегия: Пер. с англ.

М.: Экономика, 1991.
28. КопнинП.В. Диалектика, логика, наука.

М., 1973.
29. Котельников Г. А. Социолого-синергетический подход к разработке социальных технологий//Российский журнал социальной работы. 1995. № 2. С. 19-22.
30. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования.

М.: МГП "Информрекламиздат", 1992.
31. Ксенчук Е., Киянова М. Технология успеха. М., 1993.
32. Кузьмин И.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент.

М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.
33. Кунц Г., О'Доннел. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций.

М.: Прогресс, 1981.
34. Куринский В.А. Автодидактика.

Ч. I. М.: Автодидакт, 1994.
35. Личностный потенциал работника: проблемы формирования и развития. М.: Наука, 1987.
36. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы.

М., 1994.
37. Маркович Д. Социология труда: Пер. с сербскохорв. М.: Прогресс, 1988.
38. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.

Т. 23.
39. Марцинкевич В. И. США: человеческий фактор и эффективность экономики. М.: Наука, 1991.
40. Маслоу У. Самоактуализация. Технология личности. Тексты.

М., 1982.
41. Мескон Л.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.
42. Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.
43. Монден Я. "Тоета". Методы эффективного управления: Сокр. пер. с англ.

М.: Экономика, 1989.
44. Наука и технология: Методологические и социально-экономические аспекты взаимодействия. М., 1990.
45. Никредин Г. Д. Социальные технологии в системе производственной деятельности. Методология, методика, практика.

Волгоград, 1992.
46. Основы социальных технологий. Ч. I. Белгород, 1992.
47. Основы социальных технологий: прикладная социология и психология. Ч. П. Белгород, 1992.
48. Основы управления персоналом: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1996.
49. Патрушев В.И. Социальные резервы трудового коллектива: пути реализации.

Киев, 1990.
50. Подмарков В.Г. Человек в трудовом коллективе.

Проблемы социологии труда. М., 1989.
51. Подшивалкина В.И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики.

Кишинэу, 1997.
52. Поляков В.А. Технология карьеры: Практическое руководство.М.: Дело, 1995.
53. Профсоюзы и проблемы социальной технологии: Тезисы международной научно-практической конференции. Уфа, 1994.
54. Свириденко С. С. Информация, информационные технологии в современном обществе. М., 1993.
55. Слепенков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления.

М., 1991.
56. Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм и внедрения: Материалы международной научно-практической конференции в Белгороде, 18-20 апреля 1991 г. Т. 1-4. Белгород, 1991.
57. Социальное управление: Словарь. М., 1994.
58. Социальные технологии: вопросы теории и практики. Материалы международного симпозиума.

Киев, 1994. Кн. 12.
59. Социальные технологии в системе производства зарубежных стран: Хрестоматия/Под ред. Г. Д. Никредина, Е.М. Бабасова, Н.И.

Бушина и др. Минск-Волгоград, 1993. Т. 1-2.
60. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М., 1976.
61. Тарасов В. К. Персонал технология: отбор и подготовка менеджеров. Л.: Машиностроение, 1989.
62. Тощенко Ж.Т. Социальные резервы труда.

Актуальные вопросы социологии труда. М.: Политиздат, 1989.
63. Управленческое консультирование. М., 1992.

Т. 1-2.
64. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния.

М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1994.
65. Чавес М.С., Кулей Х.В. Социальная наука и социальная технологиях/Общественная наука и современность, 1992. № 6. С. 101-103.
66. Якокка Л. Карьера менеджера: Пер. с англ. Тольятти: Довгань, 1995.














ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ
Раздел I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ



Содержание раздела