Современное состояние в организации общественных дел


В отличие от ее теперешнего состояния общество, личность для государства, имеющего неограниченную власть над личностью. Власть интеллекта реализуется все в большей мере и в деятельности государственной службы, неумолимо требуя наиболее профессиональных специалистов во всех формах власти: законодательной, исполнительной, судебной, которые все в большей мере насыщаются информационно-аналитической и интеллектуальной работой. Речь, конечно, идет о теоретической модели организации общества и тех прогрессивных тенденциях в этой области, которые имеют место. Однако нельзя как недооценивать, так и преувеличивать их пользу, потому многое в развитии цивилизации будет зависеть от коллективной воли, духовной культуры субъектов управления.

Последние либо воспользуются этой возможностью на пути обеспечения цивилизационной безопасности, либо ввергнут мир в новые катаклизмы и страдания личности.
Теоретическая модель такого будущего развития (сбалансированного, а затем и гармонического) схематически может быть представлена в виде пирамиды, вершиной которой является личность ( 4).
При таком подходе личность становится смыслом социального прогресса. Их взаимодействие в обществе осуществляется на основе других принципов организации.
Гражданское общество все в большей мере выступает как ассоциация социальных институтов, а через них и личностей. Производство, экономика приобретают строго заданную социальную ориентацию, высшим регулятором общественной жизни




























Рис 4. Теоретическая модель гармонического соотношения личности и общества

наряду с законом становится культура, нравственные нормы и ценности жизни. Последние через наукоемкие технологии поступают в сферу управления, где политическая власть выступает все в большей мере как информационно-аналитический и культурный центр общества, сокращающий традиционные методы властного регулирования и увеличивающий мотиваторы целесообразности поведения человека в обществе.
Само государство все в большей мере делегирует своим социальным институтам, ассоциациям, отдельным личностям функции управления и распоряжения собственными делами, сокращает методы политического давления и расширяет сферу правового, духовно-культурного, интеллектуально-информационного воздействия на граждан.
3. В процессе социализации личности все в большей мере возрастает роль технологий саморазвития личности, когда сам человек волен выбирать свой жизненный путь и отвечать за свои действия в мире, что и обращает человека к его самосознанию.
Человек может сделать свою жизнь осмысленной, во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей); в-третьих, посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Соответственно этому членению выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Приоритет, по мнению всемирно известного психолога В. Франкла, принадлежит ценностям творчества58.

Остановимся на ценностях творчества. Философия творчества имеет большую историю, ее основы, например, представлены в произведениях Н. Бердяева. Человечеством на протяжении веков разработаны специальные технологии развития творческих способностей личности в различных видах деятельности, например в сфере управления.

Именно в этой сфере произошла революция, а творческий человеческий фактор стал решающим условием достижения успеха. По этому вопросу в последнее десятилетие появилось огромное количество публикаций, монографий, проведены научные исследования.
В науке начался серьезный разговор, проводятся исследования в области духовного потенциала человека, цель которых пробудить интерес личности к своему духовному здоровью как основе прочных успехов в жизни и смысла человеческого существования. Предлагаются психологические технологии самооценки своих способностей, интеллектуальных сил и пути самосовершенствования.
И хотя подобного рода литература не всегда отличается высокими достоинствами, описания психологических технологий развития и защиты личностных сил полезны и необходимы. Конечно, гению, яркой одаренности нужны не столько технологии, тренинги, "мозговые коллективные штурмы", сколько благоприятные экономические, социально-политические и культурные условия для мотивации к творческой деятельности. В этих условиях каждый человек использует имеющиеся методики, технологии творчества, развивая, перерабатывая и обогащая ранее существовавшие.

Поэтому для утверждения смысла человеческого существования и новой парадигмы общественного развития будущего сбалансированного и гармонического развития мира необходимо достижение единства объективных и субъективных факторов, взаимодействующих в процессе развития личности нового типа.
Словом, если попытаться сегодня выстроить модель сбалансированного гармонического развития мира, то схематически она может быть представлена в виде нескольких тенденций, где вектор развития постепенно смещается из состояния сегодняшнего в сторону закономерностей, принципов будущего (табл. 3).
На наш взгляд, это контуры новой парадигмы общественного развития цивилизации в XXI в., стран и народов, которые на этих новых принципах могут занять подобающее им место. В противном случае можно ожидать конфронтации, усиления социального напряжения в мире, социального одичания и развала социальных связей. Становится очевидным, что в центр всех общественных перемен в XXI в. выдвигается личность, которая, наконец, должна получить большие возможности для реализации своих сущностных сил.

Иначе она не только не станет хозяином, отвечающим за все происходящее на Земле, но и разрушит своим негативным зарядом мир, который становится все более хрупким.
Главное в защите личностных сил утверждение человека-собственника, распоряжающегося результатами своего труда и тогда отвечающего за все, что происходит вокруг. При этом условии возможно и гражданское общество, которое ставит под свой контроль государство, политическую власть и превращает ее в интеллектуальный центр управления общественными делами. Только при наличии свободного труда (не наемного), прочных гарантиях распоряжения его результатами и собственностью, что создает объективные предпосылки для развития гражданского общества, возможно отступление тех бед и страданий, которые сегодня сопровождают человека на протяжении его жизненного пути.
Между тем решение этих проблем пока не имеет достаточного социологического обеспечения, современной социологической теории личности, технологий ее мотивации к труду и жизни в целом, к достойному поведению. К разработке наукоемких технологий социализации человека и его сущностных сил социология управления только приступает. Но и они сегодня не востребованы политической властью, которая исключает личностный потенциал из механизма своего цивилизационного развития.

Между тем в условиях информационной и управленческой революций социализация личности, ее мотивация к деятельности, поведение в социальных организациях, в системе властных отношений одна из актуальных проблем науки и власти, возможно, даже их суть.











Таблица 3

Состояние и тенденции развития отношений между обществом
и личностью

Современное состояние в организации общественных дел
Тенденции, закономерности, принципы будущего
Общество над природой
Сбалансированное развитие природных и социальных сил. Я венец природы
Общество над личностью
Я гражданин Отечества, гражданин мира
Посредственность над одаренностью
Одаренность достояние всех

Государство над обществом
Общество над государством
Экономика над социальностью, духовностью
Социальность, духовность над экономикой, хозяйством
Политика над управлением
Управление, регулирование общественных дел над политикой
Общественные институты над личностью
Личность над общественными институтами
Мещанство над гражданственностью
Гражданственность над мещанством
Собственность над экономической жизнью
Экономика над собственностью

Техника над гуманизмом
Гуманизм над техникой
Деньги, собственность над смыслом жизни
Смысл жизни над деньгами, собственностью
Страдания и насильственная смерть норма для большинства
Аномалия - насильственная смерть и страдания личности

Одиночество, индивидуализм личности
Коллективность, соборность

Законы над духовностью и моралью
Духовность и мораль над законами
Религия и идеология над культурой, духовностью
Духовность, культурность над религией
Технологии над культурой
Культура над технологиями

Раздел IV
ТЕХНОЛОГИИ ИННОВИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ОБЩЕСТВА



Содержание  Назад  Вперед