Развитие экологического сознания личности


мировоззренческую (формирование экологического мировоззрения);
гуманистическую (формирование нравственно-этического отношения к природе);
воспитательную (становление социальных качеств личности на основе усвоения общественных отношений с окружающей средой);
нормативную (приведение к единому знаменателю юридических, финансовых, научных и политических норм природопользования на экологизацию производства и потребностей общества);
информативную (анализ, усвоение и передача опыта природоохранной деятельности широким слоям населения) и др.
А.Д. Урсул, анализируя состояние проблемы разработки образовательной модели для России, обосновывает реальность ее экологической формы, не сводимой, однако, лишь к модели экологического образования. В этой связи экологическое образование само по себе "...не решит экологическую проблему, если оно будет оторвано от иных видов образования, так же как и решение экологической проблемы в принципе нереально без решения всего комплекса глобальных проблем"78.
Системный подход к изучению генезиса проблем формирования экологической культуры в различных областях научного знания позволяет выявить интегративный характер исследуемого феномена, заключающийся во взаимосвязи двух понятий "культура" и "экология".
Экологическая культура вбирает в себя практический и духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса личности и общества.
2. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности (экологический подход к формированию сознания). В него входит осознание сущности экологических законов; понимание причин противоречий (конфликтов) в системе "человек природа общество", осознание причин несоответствия природных и социальных законов; ощущение опасности глобальных экокатастроф и локальных экологических кризисов; выбор морального способа целесообразной деятельности, которая согласуется с экологическим императивом, познание себя и отношение к себе и окружающему миру как части самого себя. Если для сохранения себя человек должен сохранить природу, то для охраны природы он должен развить себя.
Сознание людьми того, что они должны выполнять определенную биосферную функцию, составляет главную парадигму экологического мировоззрения и основной стержень экологической культуры. Необходимость разрешения конкретных социально-экологических проблем различного уровня предполагает формирование экологического мировоззрения, включающего в себя:
духовное, и нравственное воспитание, образование населения;
освоение новых природоохранных стандартов взаимодействия в системе "природа человек общество";
конструктивное сотрудничество общества, государства, граждан в деле охраны здоровья человека и окружающей природной среды;
внедрение экологически приемлемых технологий, рациональное использование природных ресурсов;
функционирование системы экологического правопорядка;
превращение эколого-экономических факторов в неотъемлемый компонент регулирования экономического и социального развития;
реализацию неотъемлемого права каждого гражданина на благоприятную и безопасную окружающую среду (схема 7).


Схема 7

Все это необходимо учитывать в процессе формирования экологической культуры, экологической ответственности как меры свободы личности в рамках экологической необходимости, которая диктует сохранение жизни на планете во всех ее проявлениях. Экологическая ответственность проявляется в:
ответственности за состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, на которые он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности;
ответственности за свое здоровье и здоровье других людей как личной и общественной ценности;
активной, созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды, пропаганде идей гуманизации взаимодействия общества и природы, предупреждению негативных последствий влияния человека на окружающую среду и его здоровье.
Социальная диагностика процессов, происходящих в нашей стране в первой половине 90-х годов, фиксирует доминирование биологического аспекта в человеческой природе. Это проявляется в росте криминализации сознания и преступности. Страх за собственную безопасность детерминирует ожидания "сильной власти".

Кроме того, четко выражается доминанта ценностей мозаичной культуры, характеризующаяся растерянностью, разорванностью сознания и дезадаптацией в новых социальных условиях. Мозаичная культура проявляется в:
массовых масштабах депрофессионализации и отсутствии мотивации к переобучению;
неадекватности социального поведения;
тотальности мистификации, демагогии и лжи.
Социальная динамика реформируемых обществ всегда связана с изменением социальных ценностей: установки, ценности, доминировавшие прежде, теряют свою привлекательность, другие в свою очередь набирают силу и приобретают всеобщее признание. Будущее любого общества задается или преобладающей системой ценностей, или ценностями, способными к доминированию. Пока в ожиданиях россиян преобладают катастрофизм, социальный взрыв, насилие и диктатура как средство преодоления социальных бед.

Отсутствие эффективной государственной идеологии программирует пессимистическую социальную картину будущего.
Поэтому в России определяющей становится установка вто-ричности, необязательности образования, которое, к сожалению, не рассматривается как предпосылка успеха, карьеры, социального продвижения. Потеря интеллектуального потенциала закроет России дорогу в содружество государств мирового уровня. В этой связи главной задачей является воспитание свободного и образованного поколения граждан, прежде всего социально-экологической чистоты души, природы, социальных отношений.

Реализация Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию предполагает решение задачи формирования экологического мировоззрения и ответственного отношения к природе. Приоритетным вопросом становится воспитание и образование населения на принципах понимания необходимости сохранения биосферы и поддержания ее равновесного состояния. "Только тогда, когда произойдет осознание каждым человеком своей роли в биосфере, когда ограничения и запреты, налагаемые законами ее развития, будут строго учитываться на практике, человечество, усовершенствовав свою мораль, сменив основы экономики и социального устройства, сможет встать на путь устойчивого развития"79.
3. Технологии формирования экологической культуры призваны реализовать комплексный подход к воспитанию личности, в процессе которого происходит формирование экологической ответственности человека через развитие у него осознания уникальной ценности природной среды. Они должны стать своеобразным инструментом выработки новых форм социальной активности, которые сводят к минимуму экологический риск и обеспечивают безопасность воспроизводства жизни.
В этой связи уже в дошкольных образовательных учреждениях необходимо акцентировать внимание на формировании предпосылок осознанного отношения детей к природе, выработке простейших практических навыков, а также на развитии экологического сознания, экологической культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.
В средних общеобразовательных учреждениях разработан базисный учебный план, включающий в учебно-воспитательный процесс специальные экологические предметы, экологизировано содержание, действующих дисциплин, подготовлены вариативные программы по экологии, учебные пособия и интегрированные курсы ("Здоровье и окружающая среда", "Биосфера и человек", "Основы экологии", "Экология человека", "Природа и культура" и др.).
В образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования введены специальности и профессии экологического профиля, созданы специализированные образовательные учреждения, готовящие специалистов в области промышленной и сельскохозяйственной экологии, разработана, внедряется и совершенствуется экологическая компонента в содержании профессионального образования с учетом специфики специальности и профессии ("Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов", "Охрана атмосферы на предприятиях", "Эксплуатация оборудования и систем водоснабжения и водоотведения", "Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха", "Мониторинг загрязнения природных вод", "Мониторинг загрязнения почв"). Осуществляется подготовка и повышение квалификации педагогических кадров в области экологии.
В образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования неэкологического профиля в рамках специальных предметов изучаются темы "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов", "Охрана труда и основы промышленной экологии" и др.
Особенностью деятельности является многообразие учреждений дополнительного образования форм экологического практикума: полевые, экспедиционные работы, создание и обслуживание экологических зон, экологические лагеря и школы.
Технологический взгляд на процесс экологической социализации это взгляд с позиции его оптимизации, определения и нахождения путей, способов и методов разумного поведения в природе и обществе.



Содержание  Назад  Вперед