Необходимо более последовательно следовать следующим принципам


Построение технологической модели предполагает определение и учет ряда характеристик: результата процесса экологического образования и воспитания; его последствий отслеживания неуправляемых и управляемых переменных; повышения степени управляемости воспитательного процесса. Однако, как показывает опыт, осуществления этих важных, но все-таки частных мер сегодня недостаточно. Необходимо более последовательно следовать следующим принципам:
1. Формирование единой государственной политики в области экологического образования на базе реализации стратегии устойчивого развития, создание условий для эффективной деятельности всего спектра экологических образовательных учреждений.
2. Координация усилий общественных объединений, предприятий, организаций, юридических и физических лиц, заинтересованных в решении экологической проблемы, в целях разработки единой системы всеобщего непрерывного экологического образования.
3. Гарантия возможности получения каждым гражданином страны необходимого образовательного минимума в области экологии.
4. Введение специальных государственных образовательных стандартов (минимального набора учебных программ) на всех уровнях экологического образования, экологизация всех существующих специальностей и специализаций в высшей школе и введение защиты диссертаций в области экологических наук.
5. Учет национальных и культурных особенностей, специфики регионов, межгосударственных стандартов и тенденций развития в области экологического образования.
6. Ориентация экологического образования на выход из экологического кризиса, широкое использование интегративного подхода, ориентированного на комплексное обеспечение экологической безопасности.
7. Интеграция экологического образования с практикой решения проблем окружающей среды.
8. Достижение экологизации общего образования и развития профессионального экологического образования, обеспечивающего системность, устойчивость и гибкость всей образовательной системы.
9. Конечная ориентация экологического образования на формирование новых экогуманных ценностей и развитие личности с высокой экологической культурой.
Необходимо, чтобы курс экологической безопасности устойчивого развития стал обязательным компонентом высшего образования независимо от профиля вуза и специальности выпускника. Базовым условием развития всех форм образовательных учреждений следует считать сохранение и поддержку государственной системы экологического образования и исследований в области экологической безопасности и устойчивого развития.
Экологическое образование в университетах должно стать фундаментальным, органически сочетающим в себе компоненты естественно-научного и гуманитарного образования. Важными элементами реализации такой концепции должны быть соответствующие лекционные курсы, семинарские и практические занятия, издание энциклопедии экологических знаний и необходимых учебников, переподготовка профессоров и преподавателей, самоподготовка вузовских работников, в частности, с использованием сети Internet.
Особое внимание необходимо уделить повышению уровня экологического образования в педагогических вузах, в частности, создав в них межфакультетские кафедры или центры экологического образования, которые взяли бы на себя координирующую роль в расширении рамок и развитии форм экологического образования.
Центры экологического образования необходимо создать и в других вузах, которые бы взяли на себя организацию Открытых экологических университетов, в рамках которых все желающие в течение непродолжительного времени (от 1 до 4 семестров) могли бы получить базовые современные знания об экологической безопасности и устойчивом развитии.
Словом, экологическое образование должно стать главной движущей силой экологической революции (революции человека в его отношениях с окружающей средой), равной по своему значению аграрной, индустриальной или менеджеральной. И решающую роль в этом должны сыграть инновационные, воспитательные и образовательные технологии, роль которых во всем мире возрастает. Они должны быть направлены на оптимизацию процесса формирования экологической культуры, которая является частью общей культуры общества, и органически связаны с управленческой и социально-технологической.


Технологизация образовательного и воспитательного процесса может способствовать:
конкретизации задач воспитания и образования на каждом этапе процессов;
их уточнению и корректировке;
оценке промежуточных результатов процесса;
контролю за последовательным, поэтапным выполнением воспитательных задач;
оказанию адресного содействия при их выполнении;
выбору наиболее рациональных операций и процедур образовательной деятельности.
При этом достигаются необходимая гибкость и маневренность процесса экологической социализации, разнообразие вариантов его осуществления, возможность разработки и осуществления индивидуальных проектов.
Технологизация процесса экологической социализации означает не только определение максимально возможного набора средств и методов воздействия, но и описание условий их успешного использования. Это не насилие над процессом, а обеспечение условий для его раскрытия и саморазвития.
Назовем ряд технологий оптимизации процесса экологического образования и воспитания, имеющих методологическое значение:
технология когнитивно-информационной оптимизации;
технология коммуникативной оптимизации;
технология групповой консолидации, группового сплочения.
В технологии когнитивно-информационной направленности обычно выделяются четыре проблемы, вызывающие ее необходимость: информационная нагрузка, искажения и потери информации, недостаток информации в каналах обратной связи, низкая скорость информационных потоков.
Технология коммуникативной оптимизации направлена на улучшение взаимопонимания, основана на психологических механизмах идентификации, эмпатии, рефлексии и стереотипизации.
Разработано и применяется множество методов коммуникативной оптимизации. Особо важное значение имеют методы коммуникативного включения, что значительно повышает качество экологической социализации.
Технология групповой консолидации направлена на повышение групповой сплоченности. Сплоченность группы предстает как определенный процесс развития внутригрупповых связей, соответствующий развитию совместной деятельности, глубине опосредования этой деятельностью поведения членов группы.
Исследования школьных коллективов подтверждают, что именно эта технология наиболее эффективна в плане оптимизации экологической социализации.
Они также свидетельствуют о возрастании роли технологий саморазвития личности, когда сама она вольна выбирать жизненный путь и отвечать за свои действия.
Человек может сделать свою жизнь осмысленной, сознательно формируя систему ценностей, вырабатывая "Я-концепцию", в том числе и природосообразного поведения, что повышает сопротивляемость каждого по отношению к враждебным внешним силам, связанным с разрушениями окружающей среды.
Инновационные воспитательные и педагогические технологии способны оказать человеку неоценимую помощь на пути саморазвития, формирования целостного мышления, интеллектуальных способностей, творческого воображения, словом, жизненных сил личности. Человек станет хозяином, отвечающим за все происходящее на Земле, а не ее разрушителем с негативным зарядом, способным уничтожить все живое, оставляя после себя своим детям мертвое пространство, мертвую природу, опустошение души.































Приложение 1

I. Программа курса

РАЗДЕЛ I

Теоретико-методологические основы
социально-технологического инновирования
социального пространства

Тема 1. Новая социальная реальность необходимость инновационного управления.
Россия и устойчивое развитие. Сложность и многовариантность общественных процессов как объектов государственного и муниципального управления. Экономическая и административная реформа, социальная модернизация.

Цикличность общественных процессов. Аналитические модели социальной реальности: статическая, динамическая, социально-технологическая. Социально-технологический вектор государственного и муниципального управления.

Социальные системы, процессы и ресурсы: структура, методологические подходы к их анализу и технологизации.

Тема 2. Сущность социально-технологических отношений и инновирование управленческой деятельности.
Объективная природа социально-технологических отношений. Научно-техническая, информационная и управленческая революции. Становление технологии как науки. Естественный и искусственный характер технологий. Социально-технологические отношения отражение связей человека и техники, социального и технического знания, взаимосвязи и взаимообусловленности производственного, социального, духовного процессов.

Специфические особенности технологизации в управленческой сфере. Социальная технология как система воспроизводства объектив?1ых отношений между людьми, единство традиционных и творческих действий. Социальная технология как форма всеобщего процесса технологизации социальных отношений.

Понятия: социальная проблема, проблемная ситуация, нестандартная ситуация, социальное действие, социальные связи, операции и процедуры, формирование целей, социальный результат, социальная селекция, социальный риск.



Содержание раздела