Федеральные налоги


Хотя последний и не отличается четкостью, закрепление в законодательстве дает основание пользоваться им при характеристике соответствующих платежей, К федеральным налогам действующие нормы Закона РФ Об основах налоговой системы (ст. 19) отнесены:
— налог на добавленную стоимость;
— акцизы на отдельные группы и виды товаров;
— налог на доходы банков;
— налог на доходы от страховой деятельности;
— налог с бржевой деятельности (биржевой налог);
— налог на операции с ценными бумагами;
— подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;
— подоходный налог с физических лиц;
— налоги, зачисляемые в дорожные фонды (это налог с владельцев транспортных средств, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на приобретение автотранспортных средств);
— налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;*
— налог на игорный бизнеса;**

  • налог на отдельные виды транспортных средств.**

* Включен Федеральным законом от 21 июля 1997 г. СЗ РФ. 1997 № 30 Ст.3593.
** Включен Федеральным законом от 3 июля 1998 г. СЗ РФ 1998 .№ 31 Ст.3816.
*** Включен Федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 142-83 // Российская газета. 1999.14 июля.


Кроме налогов к федеральным отнесены несколько сборов и иных платежей:
— государственная пошлина;
— таможенная пошлина;
— гербовый сбор;
— платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в бюджеты разных уровней в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации о недрах;
— отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,* зачисляемые в специальный Федеральный (бюджетный) фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
—сбор за использование наименований Россия, Российская Федерация и образованных на их основе слов и словосочетаний;
— сбор за пограничное оформление;**
— плата за пользование водными объектами;***

  • сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.****

* См.: ст. 8 и 78 Федерального закона О федеральном бюджете на 1999 год СЗ РФ.1999. № 9.Ст.1093.
** Включен Федеральным законом от 31 июля 1998 г. СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.3828.
*** Включен Федеральным законом от 17 июня 1999 г. СЗ РФ. 1999. № 25. Ст.3041.
**** Включен Федеральным законом от 17 июня 1999 г. Там же.


Часть платежей из приведенного перечня зачисляются в федеральный бюджет: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина и др. (с возможными отчислениями в нижестоящие бюджеты).
Подоходный налог с физических лиц, закон предписывает использовать для регулирования бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты, которым его поступления передаются в виде отчислений.
Другая часть налогов, иных платежей (государственная пошлина, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения) предназначена для зачисления в местные бюджеты, или в бюджеты разных уровней в соответствии с установленным законодательными актами РФ порядком (налог на покупку иностранных денежных знаков, налог на игорный бизнес).
Таким образом, федеральные налоги отличают следующие особенности: они устанавливаются законодательными актами Российской Федерации; взимаются на всей ее территории; круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд определяются законами Российской Федерации. Это не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня.
К налогам субъектов Федерации отнесены:
— налог на имущество предприятий, который закон обязывает зачислять равными долями в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты по месту нахождения плательщика;
— лесной доход;
— сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц и используемый через бюджет целевым назначением на дополнительное финансирование образовательных учреждений.
В 1998 г. этот перечень дополнен еще двумя налогами:
— налог с продаж;

  • единый налог для определенных видов деятельности.*


* СЗ РФ. 1998. №31. Ст.

3827.


Часть платежей данной группы (налог на имущество предприятий, лесной доход), как и федеральные налоги, устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Однако их конкретные ставки определяются органами государственной власти субъектов Федерации, если иное не будет установлено законом Российской Федерации. Они зачисляются в соответствующие бюджеты, а также могут быть переданы полностью или частично в местные бюджеты.
В отношении иных платежей (сбор на нужды образовательных учреждений, налог с продаж и единый налог на вмененный доход) предусмотрен другой порядок. Они устанавливаются и вводятся в действие представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ. При этом в случае введения налога с продаж не взимается налог на нужды образовательных учреждений.

При введении единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности не взимается ряд платежей федерального и местного уровня.
Самая многочисленная группа — местные налоги и сборы.
В числе налогов:
— налог на имущество физических лиц;
— земельный налог;
— налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
— налог на рекламу;
— налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;
— налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Помимо них в данную группу входит значительное число всевозможных сборов.
Платежи данной группы различаются между собой по порядку установления и взимания.
Так, налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом их конкретные ставки определяются законодательством субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законами РФ.
Налог на содержание жилищного фонда и объектов жилищно-культурной сферы имеет соответствующее целевое назначение.
Налог на строительство промышленных объектов и курортный сбор могут быть введены органами местного самоуправления, на территории которых находится курортная местность.
Кроме того, по решению представительных органов местного самоуправления могут устанавливаться следующие платежи:
— налог на рекламу с юридических и физических лиц;
— налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров с юридических и физических лиц;
— целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели;
— сбор с владельцев собак, уплачиваемый физическими лицами;
— лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями с юридических и физических лиц;
— лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
— сбор за выдачу ордера на квартиру;
— сбор за парковку автотранспорта с юридических и физических лиц;
— сбор за право использования местной символики, вносимый производителями продукции;
— сбор за участие в бегах и на ипподромах с юридических и физических лиц;
— сбор за выигрыш на бегах;
— сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

_ сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;
— сбор за право проведения кино- и телесъемок;
— сбор за уборку территорий населенных пунктов;
— сбор за открытие игорного бизнеса с юридических и физических лиц;
— сбор за право торговли.
С введением законодательным органом власти субъекта РФ налога с продаж не должны взиматься многие из перечисленных местных налогов и сборов: налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, сбор за право торговли, налог на перепродажу автомобилей и др., в общем количестве 16 платежей.*
Перечисленные платежи относятся к источникам доходов местных бюджетов.
* СЗ РФ. 1998. №31. Ст.

3828.


Необходимо подчеркнуть, что законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе. Дополнения к Закону Об основах налоговой системы в Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. особо подчеркивают эту характеристику налоговой системы РФ. В соответствии с ними органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

По смыслу данной нормы и упомянутого Закона в целом это ограничение, помимо органов государственной власти, распространяется и на органы местного самоуправления. Следовательно, на территории Российской Федерации действует единая система налоговых доходов, перечень которых, независимо от их уровня, закрепляется законодательством РФ.



Содержание раздела