Налог на прибыль (доход) организаций


Такая позиция закреплена и в НК РФ, согласно которому не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные им (п. 5 ст.12). Таким образом, законодательство РФ закрепило порядок установления налогов и сборов и других платежей, исходящий из принципа единства их системы и прерогативы представительных органов государственной власти и местного самоуправления на установление всех этих платежей независимо от их уровня.
Установление налогов означает принятие компетентным органом власти решения о порядке введения данного платежа в пределах определенной территории в качестве источника доходов государственной или муниципальной казны с указанием круга плательщиков, объектов налогообложения, размеров и сроков уплаты.
Органы власти того или иного уровня в соответствии с законодательством решают все перечисленные вопросы, или отдельные из них. С установлением налогов связан и вопрос о предоставлении льгот. При этом органы государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления могут предоставлять дополнительные льготы по налогообложению, помимо установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, только в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствующие бюджеты.
После введения в действие части второй НК РФ систему налогов и сборов составят следующие платежи, предусмотренные ст. 13,14 и 15 части первой Налогового кодекса.
Федеральные налоги и сборы:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налог на доходы от капитала;
5) подоходный налог с физических лиц;
6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
Региональные налоги и сборы:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4)транспортный налог;

5) налог с продаж;
6) налог на игорный бизнес;
7) региональные лицензионные сборы.
При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Местные налоги и сборы:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование или дарение;
5) местные лицензионные сборы.
3.2.3. Налоговое право Российской Федерации, его источники
Общественные отношения, возникающие в связи с установлением и взиманием налогов, регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности представляют одно из его подразделений (или подотраслей) — налоговое право. Эти отношения являются предметом налогового права.
Таким образом, налоговое право — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов в бюджетную систему и в предусмотренных случаях — внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды с организаций и физических лиц. Естественно, что налоговое право существует и как соответствующая категория правовой науки.
Вместе с тем термин налоговое право применяется и в других аспектах: а) как отрасли законодательства, включающей в себя не только упомянутые нормы финансового права, но и других отраслей права (административного, гражданского, уголовного и др.), касающиеся системы налогообложения, контроля и ответственности в этой сфере; б) как соответствующей учебной дисциплины, изучаемой обособленно от финансового права, например в рамках спецкурса. Такой подход в современных условиях возросшей роли налогов и налоговой деятельности также имеет полезные стороны, поскольку способствует углубленному комплексному изучению данных вопросов.


Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.

Главными источниками налогового права являются федеральные законы, принятые на их основе законы субъектов Российской Федерации, акты представительных органов местного самоуправления. Все они базируются на конституционных нормах, закрепивших исходные положения налогового права. Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения на территории страны к сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов (п. и ч. 1 ст. 72).

Вопросы федеральных налогов и сборов относятся к ведению федеральных органов государственной власти. В пределах, предусмотренных федеральным законодательством, вопросы налогообложения на своей территории регулируются субъектами РФ. Акты органов местного самоуправления, принимаемые на основе законодательства РФ и субъектов РФ, действуют на территории соответствующего муниципального образования.
Если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные законодательством РФ, то применяются международные нормы и правила (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Исключительно важную роль в формировании источников налогового права сыграл Закон РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. Законодательный акт подобного содержания появился в истории СССР и Российской Федерации впервые. Его особенность состоит в том, что он комплексно урегулировал налоговые отношения, определил общие, наиболее существенные положения налогового права в едином нормативном акте, а именно: принципы построения налоговой системы РФ и ее содержание, т.е. перечень налогов, их классификацию, порядок установления налогов; обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность; полномочия налоговых органов и их должностных лиц; обязанности банков и ответственность их должностных лиц в области налогообложения. Таким образом, он явился предшественником принятого в 1998 г. Налогового кодекса РФ, введенного в действие с 1 января 1999 г. (за исключением части статей, установивших новую систему налогов и сборов)2.
* ВВС.1991.№11 Ст.527; СЗРФ 1999 №7.Ст.879; с изм. И доп. На 8 июля 1999 г.// Российская газета.1999 14 июля.
** См.: Федеральный закон О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998г.// СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3825; с изм. и доп. // Российская газета.

1999. 14 июля. См. такие: Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 14.

Ст. 1649.


Положения названного Закона конкретизированы в законодательных актах, относящихся к определенным видам налоговых платежей. Более подробно порядок взимания налогов предусматривается в инструкциях по применению законов, издаваемых Государственной налоговой службой РФ (с 25 декабря 1998 г. — Министерством РФ по налогам и сборам) по согласованию с Миистерством финансов РФ, а в соответствующих случаях — Государственным таможенным комитетом РФ или с его участием. Однако акты названных федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Закон о каждом конкретном налоге содержит следующие основные элементы.*
* Следует заметить, что в НК РФ (ст. 17 с изм. и доп.) говорится не об элементах закона о налоге, а об элементах налогообложения, в связи с чем последние назывались отдельно от налогоплательщиков.


1. Определение круга плательщиков (налогоплательщиков), их основных признаков. К ним относятся организации (юридические лица, филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц) и физические лица, на которые в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налог.
2. Определение объекта налогообложения, т.е. того предмета, на который начисляется налог. Это могут быть доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, имущество и другие объекты. В целях уточнения объекта налогообложения может быть определена налоговая база (т.е. его стоимостная, физическая или иная характеристика).
3. В определенных случаях требуется указать единицу налогообложения, т.е. часть объекта налогообложения, при помощи которой исчисляется налог (например, 1 кв. м земли, 1 га пашни и др.).
4. Ставка, т.е. размер налога, который взимается с единицы налогообложения или объекта налогообложения в целом.
Ставки могут быть выражены в разных формах и в разной зависимости от изменений объекта налогообложения.
Так, они могут быть выражены в процентах и твердых денежных суммах, в их сочетании. Применяются пропорциональные ставки, т.е. не изменяющиеся в зависимости от увеличения или уменьшения объекта налогообложения, и прогрессивные, размер которых зависит от количественной характеристики объекта налогообложения (при его увеличении увеличивается и ставка налога).
5. Определение сроков уплаты, налогов в течение года.



Содержание раздела