Основные элементы управления развитием муниципального образования


12.3.2. Основные элементы управления развитием муниципального образования
В условиях самоуправления трудно провести грань между субъектом и объектом управления. При анализе по этим основаниям важно выделить самоуправляемую целостность. Назовём её условно самоуправляемой системой и под ней будем понимать целостность, включающую три составляющие:
население (жители) + территория проживания + коллективные потребности (интересы)
жителей = самоуправляемая территориальная социально-экономическая система.
Только полноценное присутствие всех трёх составляющих -необходимое условие осуществления самоуправления. Отсутствие одной из этих составляющих делает самоуправление невозможным.
Первые две составляющие, очевидно, и не требуют особых комментариев, однако важно подчеркнуть, что они локализованы и в подавляющем большинстве случаев зафиксированы в пространстве и продолжительны по времени. Не столь очевидно наличие третьей составляющей. Когда мы говорим о потребностях, то подразумеваем одновременно и связанные с ними действия, обнаруживающие эту потребность. Сигналами о возникновении потребности могут быть, например, жалобы жителей на что-либо. Назовём эти действия жителей проявлением воли по удовлетворению потребности.

Таким образом, потребность обнаруживает себя проявлением воли. Следовательно, источник информации о возникновении потребности - проявленная воля жителей по удовлетворению потребности.
В случае если жители без чьей-либо помощи (каждый индивидуально) способны решить все свои проблемы, то в самоуправлении нет необходимости. Однако мы понимаем, что это не так, что потребность в совместном решении общих
проблем (удовлетворении общих потребностей) реально существует и экономически выгодно для общества удовлетворять эти потребности не индивидуально, а сообща. В этой связи к самоуправлению необходимо относиться как к одному из эффективных инструментов удовлетворения потребностей населения, реализации их коллективного интереса в этом
Самоуправляемые социально - экономические системы не являются полностью автономными или, иначе говоря, самоуправление в них осуществляется в той мере, в какой эта мера установлена над системой. В отношении муниципального образования над системами следует считать субъект России, Россию, мировое сообщество.
Поэтому, когда мы говорим о самоуправлении в муниципальном образовании, имеем в виду, что самоуправление осуществляется в рамках полномочий, установленных федеральным законодательством соответствующего субъекта России, а также международными договорами.
Коль скоро самоуправление - это один из видов управления, то для анализа необходимо с известной долей относительности выделить и относительно рассмотреть основные элементы, реализующие функции управления (самоуправления), и прежде всего субъекты и объекты управления. Все дальнейшие рассуждения будут осуществляться в рамках муниципального образования, т.е. рассматриваем муниципальное образование как самоуправляемую территориальную социально -экономическую систему, по отношению к которой все остальные системы считаются внешними.
Главный субъект и одновременно объект самоуправления -население муниципального образования, которое в условиях реального самоуправления несёт в себе совершенно новые качества, не свойственные понятию населения. Население, которое осуществляет местное самоуправление, по существу, находится на более высокой социальной ступени развития
(самоуправлению необходимо ещё научиться) Это новое качественное состояние населения называют местным сообществом.
Можно сказать, что местное сообщество - основной субъект и одновременно объект управления.
В тех случаях, когда местное сообщество не имеет технической и организационной возможности осуществлять местное самоуправление непосредственно, оно передаёт часть функций и полномочий по осуществлению местного самоуправления от своего имени органам местного самоуправления. В этом случае органы местного самоуправления выступают в роли субъекта управления. В подавляющем большинстве муниципальных образований местное сообщество формирует органы местного самоуправления.


При анализе системы управления развитием муниципального образования нельзя не учитывать тот факт, что на развитие муниципального образования влияют и иные реальные экономические и политические силы, которые в общем случае могут рассматриваться в качестве субъектов управления развитием наряду с органами местного самоуправления. К таковым, прежде всего, следует отнести органы государственной власти России и соответствующего субъекта России
Здесь следует сразу оговориться, что в отличие от органов местного самоуправления,перечисленные субъекты управления в соответствии с законом не имеют возможности осуществлять управление местными делами непосредственно (в соответствии с Конституцией органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти), однако органы государственной власти осуществляют это управление косвенно, например, посредством принятия законов. Теоретически возможны случаи, когда в качестве субъекта управления развитием муниципального образования могут, как
и в случае с органами государственной власти, выступать органы самоуправления соседних местных сообществ.
Таким образом, в широком смысле термина субъект управления можно говорить о том, что на территории муниципального образования может одновременно оказывать управленческое воздействие (прямое или косвенное) целая система субъектов управления, имеющих различные интересы. Наличие системы субъектов управления с разными целями -одна из особенностей муниципального управления. Особенно ярко эта особенность муниципального управления проявляется в сфере управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования.
Объектом управления в соответствии с терминологией, принятой в территории управления проектами, выступает сам процесс развития муниципального образования. Этот объект в соответствии с данным выше определением представляет собой систему взаимно согласованных по срокам и ресурсам программ и проектов. В теории управления проектами существует наряду с понятием проект и понятие программа. Отличие этих двух понятий в основном заключается в масштабе производимых изменений и времени, в пределах которого происходят эти изменения, а также в числе участвующих в реализации исполнителей. При всей относительности этих двух схожих понятий принято, что программа - это более крупный по своему масштабу объект управления.

Программа, таким образом, представляет собой систему взаимно увязанных проектов, каждый из которых управляется относительно самостоятельно. Под программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования в соответствии с принятой терминологией будем понимать систему мер, направленных на достижение поставленных целей.



Содержание раздела