Статус местного закона


Программа после принятия приобретает статус местного закона и предопределяет все последующие действия органов местного самоуправления, наделённых распорядительно-исполнительными полномочиями. Принятием программы развития завершается первый период в управлении развитием - период разработки и принятия программы комплексного социально-экономического развития. Далее следует период реализации программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, который также можно разделить на определённые этапы. Первым будет этап принятия в соответствии с программой соответствующего бюджета (бюджета развития). Этап реализации программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования вступает в силу после принятия бюджета развития.

Почти одновременно с началом исполнения бюджета развития начинается этап, в течение которого осуществляется контроль, сбор обработка информации, связанные с исполнением бюджета. Получаемая информация анализируется. и вырабатываются, если это необходимо, предложения по корректировке бюджета и самой программы развития. Учитывая то, что муниципальные образования - равноправные субъекты рынка, а также то, что органы местного самоуправления работают в условиях изменяющейся внешней среды, необходимо в управлении развитием предусмотреть
корректировку бюджета К этому не надо относиться как к чрезвычайной ситуации, в современных политических и экономических условиях ее необходимо рассматривать как штатную ситуацию.
Возникает вопрос о месте и роли органов управления развитием в системе органов местного самоуправления. Очевидно, что в той или иной степени органы местного самоуправления все в целом и есть органы управления развитием, если рассматривать их деятельности в широком смысле управления развитием муниципального образования. Однако очевидно и другое: определенное разделение труда должно быть, т.е. должны существовать органы в системе органов местного самоуправления, которые должны вырабатывать решения и предложения по принятию органами местного самоуправления эффективных социально-экономических решений как стратегического, так и тактического характера.
В каждом муниципальном образовании формирование органов местного самоуправления носит индивидуальный характер, и сформулировать общий для всех подход невозможно Даже если бы такие рекомендации существовали, ими в конкретной ситуации конкретного муниципального образования в современной России было бы очень трудно воспользоваться. Это объясняется тем, что в современных органах местного самоуправления большое (если не определяющее) значение имеет кадровый потенциал. В условиях отсутствия системы подготовки кадров для работы в органах местного самоуправления решающее значение приобретают отдельные талантливые руководители.

В тех муниципальных образованиях, где нет соответствующих кадров, органы управления формируются под конкретную личность с учетом жизненного опыта и опыта работы до поступления на муниципальную службу.
Однако даже в этих сложных условиях необходимо принимать меры к выделению функции развития и закреплению ее за отдельными конкретными должностными лицами и органами. Очень распространенная ошибка в настоящее время -совмещение в одном органе или лице решения и вопросов развития, и вопросов функционирования (содержания и обеспечения деятельности). В частности, почти повсеместно органы, ответственные за исполнение бюджета (финуправления), как правило, наделяются полномочиями по осуществлению развития. И любой руководитель структурных подразделений подтвердит, что эффективность этой деятельности невысока, ибо задача этих органов - поиск финансовых средств в конкретной оперативной обстановке - не выходит за рамки поиска оптимальных путей исполнения доходной части бюджета.

Ошибка в том, что за финорганами часто закреплено полномочие регулировать направление средств по конкретным городским программам, несмотря на то, что эти программы приняты к исполнению и предусмотрено их финансирование.
Важное значение в управлении развитием имеют достоверная информация и соответственно эффективная система статистических показателей о муниципальном образовании. Для этого в системе органов местного самоуправления в новых условиях управления должны сформироваться специальные органы, которые должны разрабатывать системы показателей комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также собирать и обрабатывать необходимую информацию. Современные компьютерные технологии позволяют сделать этот процесс достаточно дешевым и эффективным.


Налаживание информационных потоков, обработка поступающей информации и выработка предложений по повышению эффективности информационной системы муниципального образования - новые функции органов
местного самоуправления, напрямую связанные с управлением комплексным социально-экономическим развитием
муниципального образования.
В системе органов местного самоуправления должен быть орган, наделенный полномочиями разрабатывать концепции и программы комплексного социально-экономического развития. В условиях отсутствия необходимых кадров полномочия на разработку программ развития могут передаваться специализированным организациям (на основе договора). В этом случае за соответствующими органами местного самоуправления остается отбор и анализ предложенных соответствующими организациями проектов программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования.



Содержание раздела