Изменение названия возможны в двух случаях.


Предлагаются различные названия этого низового уровня местного самоуправления: комитеты общественного самоуправления, соседские сообщества, жилищные товарищества, сельская община и т.п. Названия в существенной степени отражают круг деятельности этого уровня самоуправления, который должен принять на себя значительную долю повседневных забот людей (благоустройство, общественный порядок и т.п.). Каждое муниципальное образование, имеющее свое официальное наименование, население и территорию, представляет собой юридическую реальность. В ст. 124 Гражданского кодекса муниципальные образования рассматриваются как субъекты гражданского права, к которым применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
Наименования многих муниципальных образований имеют древние корни. Изменение названия возможны в двух случаях. Во-первых, в случае изменения границ муниципального образования или слияния двух или нескольких муниципальных образований. В последнем случае новое муниципальное образование может именоваться по названию крупнейшего из прежних территориальных общностей, либо получить новое название.

Во-вторых, в случае простого изменения названия, если это, например, омоним, порождающий путаницу, или унизительное название. Процедура изменения названия проводится в соответствии с уставом муниципального образования, законами субъекта РФ, с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.
Каждый объект местного самоуправления включает население, численность которого различна. Она устанавливается путем периодически проводимой его переписи (последняя датируется 2003 годом) на всей территории страны. Официальное число жителей имеет большое значение, в том числе и для местного сообщества, ибо оно необходимо: а) для
установления объема определенных субсидий и налоговых выплат в бюджет муниципального образования со стороны государства; б) для установления правил, регулирующих выборы и касающихся состава органов самоуправления, поскольку эти правила могут в детальных вопросах меняться в соответствии с численностью жителей. Важными признаками муниципального образования являются социально-демографические взаимодействия, то есть соседские отношения, общие правила и нормы поведения, общность ценностей, чувство принадлежности, сопричастности к событиям в местном сообществе и т.п.
Каждое муниципальное образование наделяется соответствующей территорией в определенных границах, на которую распространяется юрисдикция органов местного самоуправления.
Мировая и отечественная практика свидетельствует о том, что местное самоуправление осуществляется как в рамках небольших территориальных единиц, так и в границах достаточно крупных по своим размерам территорий. Территория является совокупным ресурсом, материальной базой отдельных видов деятельности, решающим условием жизнедеятельности как отдельного человека, так и всего населения муниципального образования. В состав муниципального образования входят все земли в его границах, независимо от форм собственности и целевого назначения.

Территорию муниципального образования образуют земли, находящиеся в муниципальной, государственной, частной и других формах собственности. По своему целевому назначению земли, входящие в состав территории муниципального образования, подразделяются на следующие виды: а) земли городских и сельских поселений; б) прилегающие к ним земли общего пользования; в) земли сельскохозяйственного назначения; г) земли рекреационного назначения; д) земли, занятые лесами; е) земли, необходимые для развития поселений и т.д.
Особо следует выделить две проблемы. Сразу после Октябрьской революции вся земля, находящаяся под
городскими застройками, была изъята из частной собственности, национализирована и передана в пользование городов. Земли, распложенные вне селитебной черты, в большинстве своем были изъяты и отданы сельскохозяйственным, лесохозяйственным, земле-
устроительным и иным органам и предприятиям. В результате начался процесс обезземеливания городов. Многие города и особенно поселки оставались без своей земли. Появились безземельные города и поселки. Сейчас идет мучительный процесс территориального переустройства муниципальных образований.



Другая проблема связана с тем, что в РФ отсутствует общепринятый в мировой градостроительной практике закон о зонировании, то есть законодательное регулирование использования городских и пригородных земель. Он позволяет обществу следить за размещением производственных и инфраструктурных сооружений, соблюдением градостроительных стандартов и ограничений на характер застройки.
Для ведомственно-административной системы не нужен был подобный закон, а приоритет индустриального развития городов привел к разбуханию промышленных зон (в некоторых уральских городах они занимают до 50 городской территории), изъятию многих лучших участков, размещению опасных производств (химических, металлургических) в жилых районах, резкому ограничению площадей под жилищно-гражданское строительство, непомерной плотности жилых строений и многим другим негативным явлениям.
Границы любых муниципальных образований несут на себе управляющие, регулирующие и организующие функции. Они фиксируют пространственные параметры действия органов самоуправления, отражают местные особенности производства и жизни населения. В силу этого границы выступают как основные элементы территориально-экономической структуры муниципального образования.
Конкретное начертание современных и будущих границ, масштабы и пространственно-временные размеры муниципального образования как целостного территориального
социально-экономического комплекса, как объекта градостроительной деятельности, как совокупности местных сообществ зависят от целей, объема и набора функции, которые следует регулировать, а также совокупности исторических, природных, демографических, социально-экономических, политических и иных условии и факторов.
Вопрос о границах территорий местного самоуправления имеет два основных аспекта: а) защита сложившихся установленных границ и б) установление новых, ранее не существовавших. Понятно, что установление новых границ требует разработки определённых критериев и изменение административно-территориального деления, чему препятствуют существующие территориальные организации общества, системный кризис, поразивший нашу страну, неопределённость нормы Конституции России в отношении границы между государственной властью субъекта РФ и местным самоуправлением, а также то, что решение вопросов административно-территориального деления находится в исключительной компетенции государственных органов власти субъектов РФ. К этому следует добавить, что Закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (п. 1 ст. 13) определил: Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании , объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляется с учётом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В п. 2 этой же статьи на субъекты РФ возложена обязанность принятия законов, устанавливающих гарантии учёта мнений населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.
Так как методика установления границ территорий местных сообществ у нас слабо разработана, следует определить основные принципы установления границ муниципальных образований.
Исходя из современных отечественных и зарубежных научных представлений об эволюции населённых пункте, других муниципальных образований территориальные размеры (площадь, масштабы, внешние границы) поселений, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, могут рассматриваться в терминах пространство-время-потребности человека. В границах территориальной общности должен найти своё завершение ежесуточный социально-воспроизводственный цикл человека: жильё-труд-обслуживание(услуга)-отдых. Исходя из этой методологической посылки, территориальные размеры (например, города) должны быть способными удовлетворить многочисленные и постоянно растущие ежедневные (ежесуточные) и отчасти еженедельные потребности человека на всех этапах его жизни с минимальными потерями времени в соответствии со сложившимися уровнями производства, транспорта, этнодемографическими традициями, культурными ценностями и т.п. Именно город в его сложившихся границах представляет собой определённую целостность с точки зрения среды жизнедеятельности, саморегулирования, управления и контроля. Как раз отсюда берут своё начало и здесь взаимодействуют, координируются, связываются, переплетаются и нередко заканчиваются все нити бесконечных потребностей человека.

Так как вопросы жилья, быта, отдыха и во многом работы -вопросы сугубо индивидуальные и зависят от психологических особенностей человека, его культурного уровня, благосостояния и т.п., то объединение, интеграция людей в местном территориальном сообществе с целью производства, потребления или передачи происходит на добровольной, сознательной основе с учётом представлений, желаний, мотивов, интересов, устремлений, собственного бытия.



Содержание раздела