Теоретическая модель конкурентоспособности региона


Эти интересы не только не совпадают, но и вступают в противоречие. Все они входят в группу социально-политических факторов (SP), рассмотренной выше модели и требуют отдельного анализа, который во многом будет определяться спецификой каждого региона.

Исходя из изложенного, может быть предложена следующая теоретическая модель конкурентоспособности региона. В общем случае под моделью конкурентоспособности региона с позиций потенциальной осуществимости, по нашему мнению, можно понимать совокупность правовых, экономических, социальных, политических условий, учреждений, инфраструктуры, обеспечивающих расширенное воспроизводство народно-хозяйственного комплекса региона на основе эффективного функционирования механизма ценообразования и использования преимуществ современного регионального рынка ( 6).
Механизм ценообразования является связующим элементом между различными типами рынков. Состояние ценового хозяйства уровни, динамика, соотношения цен решающим образом влияют на жизнеспособность субъектов регионального рынка.

Прежде всего цены оказывают воздействие на уровень доходов, притоки капиталов, платежеспособный спрос, инвестиционную активность.
В этой связи целесообразно, на наш взгляд, конкретизировать структуру регионального рынка ценообразующими составляющими и провести анализ экономической модели конкурентоспособности региона используя такие категории, как "региональный спрос" и "региональное предложение". Это обусловлено тем, что необходимо абстрагироваться от различий между отдельными рынками и выявить главные элементы функционирования региональной экономической системы, определяющие ее конкурентоспособность.

















6. Теоретическая модель конкурентоспособности региона
Региональный спрос (RD) представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в региональной экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен.
Региональное предложение (RS) показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен.
Следует подчеркнуть ряд существенных отличий данных категорий от общепринятых в макроэкономике совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS):
Поскольку региональный рынок является составной частью федерального, постольку значение уровня цен находятся в сильной зависимости от его состояния и проводимой государством экономической политики. Например, проведенная Правительством РФ в августе 1998 г. девальвация рубля по отношению к доллару более чем на 100 % привела к соответствующему росту цен в регионах на импортные товары.
Такие структурные элементы совокупного спроса, как потребительский и инвестиционный во многом определяются местом региона в общественном разделении труда, его специализацией и отраслевой структурой, удаленностью от рынков ресурсов и сбыта.
Отсутствие четкой границы между краткосрочным и долгосрочным периодами, характерными при анализе совокупного предложения, находит выражение в подвижности на региональном уровне ряда факторов, определяющих тот или иной период.
Необходимость замены составляющей “чистый экспорт” в структуре совокупного спроса и дополнение совокупного предложения данными по ввозу и вывозу продуктов и ресурсов при анализе регионального спроса и регионального предложения.
Неценовые факторы регионального спроса и регионального предложения (налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам, условия на внешних рынках и т.д.) во многом определяются экономической политикой федерального центра и региональной власти, характером их взаимоотношений.
В качестве примера автором предлагается следующий вариант определения величин RD и RS с использованием статистических материалов по Республике Татарстан за 1997 г. (расчеты произведены в ценах 1997 г.).
Региональный спрос:
RD = Cr + Ir + Gr + Xr
Потребительский спрос (Cr) составил 12 403 млрд. руб. (70,4% объема денежных доходов).
Инвестиционный спрос (Ir) сложился из инвестиций в основной капитал в размере 4 152,4 млрд. руб. и сбережений населения во вкладах и ценных бумагах 436 млрд. руб., то есть Ir = 4 588,4 млрд. руб.


Расходы:

  • регионального бюджета 3 937,1 млрд. руб.;
  • Федерального бюджета 640 млрд. руб.;

Спрос на вывозимые из региона товары и услуги:

  • со стороны других субъектов Федерации 7 863 млрд. руб.;
  • со стороны стран СНГ и "дальнего зарубежья" 240 млрд. руб.

Таким образом, региональный спрос:
RD = 29 671,5 млрд. руб.
Региональное предложение (RS) сложилось из объемов производства крупных секторов экономики Республики Татарстан:

  • промышленное производство 14 873 млрд. руб.;
  • строительство 2 745,9 млрд. руб.;
  • сельское хозяйство 2 631,4 млрд. руб.;
  • товары и услуги 7 103 млрд. руб.

Итого: RS = 27 353,3 млрд. руб.
Из приведенных расчетов видно, что в 1997 г. в Республике Татарстан имелся определенный дисбаланс, который заключался в превышении спроса над предложением в размере 2 318,2 млрд. руб. (8% регионального предложения). На первый взгляд может показаться, что ситуация близка к равновесной. Однако, если подробнее рассмотреть составляющие регионального спроса и регионального предложения, то обнаружится ряд серьезных диспропорций:

  • 12 403 млрд. руб. или 41,8% всего регионального спроса приходятся на потребительские расходы, что при наличии большого промышленного потенциала республики свидетельствует о продолжающихся кризисных явлениях в реальном секторе экономики;
  • производство товаров народного потребления предприятиями области составило 7 103 млрд. руб. или 57,2% от потребительского спроса, что говорит о значительной (42,8%) зависимости регионального рынка от внешних поставок;
  • относительный баланс в промышленном секторе существует на основе бартера и взаимозачетов.

Наиболее ярко эти диспропорции проявили себя в августе-сентябре 1998 г. в разгар финансового кризиса, когда резко ухудшилась ситуация на потребительском рынке (рост инфляции до 40-60%, снижение качества ассортимента товаров и т.д.), фактически “рухнул” финансовый рынок (проблема неплатежей, неработающая банковская система), обострились межбюджетные отношения, появились элементы командно-административной системы (запрет на вывоз товаров из региона, установка предельного уровня цен и т.д.).
Из приведенного анализа регионального спроса и регионального предложения можно сделать ряд выводов:
1. Основные элементы экономической модели конкурентоспособности региона тесно взаимосвязаны между собой и взаимодействуют на региональном рынке через механизм ценообразования, формируя региональный спрос и региональное предложение.
2. Равновесие регионального рынка весьма неустойчиво. Одна из главных проблем дефицит финансового (денежного) капитала, имеющегося в распоряжении финансовых институтов и реального сектора экономики.

Чрезмерно высокая цена кредитов, неплатежи в реальном секторе, низкий платежеспособный спрос следствие дефицита финансового капитала, возникшего в ходе гиперинфляции 1992-1994 гг. и финансового кризиса августа-сентября 1998 г. и уничтожившего сбережения населения и оборотный капитал реального сектора.
3. Неустойчивость регионального рынка во многом определяется факторами ценообразования. Среди них несоответствие цен на ресурсы (прежде всего на энергоносители) и транспортных тарифов природным условиям и господствующим в стране ресурсоемким технологиям.

Следует устранить диспаритет цен, в результате которого значительная часть производств оказалась нерентабельной и прекратила функционирование.

Специфика ценового регулирования определяется тем, что высокие (близкие к мировым и даже превышающие их) цены обусловлены не столько монополизмом соответствующих товаропроизводителей, сколько разросшейся сферой посредников и непомерно высокой налоговой нагрузкой на эти ресурсы.
4. Эффективный региональный спрос зависит от соотношения товарных цен, оплаты труда и процентной ставки, что находит свое отражение во взаимосвязи и нормальном функционировании трех основных типов регионального рынка: потребительского, труда, и финансового.
5. В условиях экономического кризиса крайне низка регулирующая роль федеральной и региональной властей, вынужденных направлять все свои усилия на поддержание жизненнонеобходимых отраслей экономики и социальной сферы региона (подготовка к зиме, обеспечение товарами бюджетных учреждений здравоохранения, образования и т.д.)
6. В результате взаимодействия регионального спроса и регионального предложения формируются доходы основных субъектов регионального рынка, величина которых является базовой при определении конкурентоспособности региона.
Таким образом, содержание экономической модели конкурентоспособности региона свидетельствует о сложном и многофакторном характере ее составляющих, что порождает трудности для нахождения комплексного критерия конкурентоспособности региона. Решить эту проблему можно используя метод “анализ-синтез”. Если исходная функциональная зависимость конкурентоспособности региона имела вид:
RC = f (Y, P, FP, SP),
то после анализа модели “региональный спрос региональное предложение”, ее можно представить как:



Содержание раздела