Общие требования к финансовой отчетности корпорации


Она необходима всем, имеющим или предполагающим иметь интересы в данной группе предприятий: инвесторам, кредиторам, поставщикам, заказчикам, персоналу предприятий, банкам, правительственным и местным органам управления. Общие требования к финансовой отчетности корпорации Для удобства анализа финансовой отчетности различных фирм за рубежом был разработан и составлен так называемый "свод обычаев", который известен как Общепринятые принципы бухгалтерского учета (Generally Accepted Accounting Principles GAAP). Другой целью GAAP является структуризация финансовой отчетности, которая позволяла бы сравнивать документацию различных фирм.
Адаптировав требования GAAP для отечественных корпораций, можно сформулировать несколько требований, которые определяют:

  • периодичность отчетности (Accounting Periods) финансовые отчеты должны подготавливаться периодически, через равные промежутки времени. Корпорация может выбрать время, когда будет завершаться ее финансовый период (минимум ежегодный отчет);
  • полноту охвата (Matching) в свои финансовые документы корпорация должна включать все расходы, осуществление которых необходимо для получения доходов, указанных в отчетности;
  • консерватизм (Conservatism) в ситуации, когда неопределенность измерения порождает равновероятные размеры прибыли, корпорация должна сообщать в отчете наименьшую цифру. При этом корпорация должна стремиться предвидеть все расходы и не сообщать о доходах без тщательного обоснования. Умышленное искажение информации запрещено;
  • ясность (Understandability) информация, содержащаяся в отчетах, должна быть изложена на таком уровне, чтобы ее мог воспринять читатель со средним уровнем понимания проблем бизнеса;
  • существенность (Relevance) отчеты должны содержать информацию, существенную для принятия решений и ориентированную на пользователей;
  • надежность (Reliability) предоставляемая информация должна быть полной и достоверной;
  • преемственность (Consistency) корпорация должна стремиться использовать сопоставимые методы финансовых расчетов, так чтобы обеспечивалась возможность сравнения отчетных данных за различные периоды времени.

Приведенный список включает не все требования GAAP, а только те, которые, прежде всего, относятся к внешней отчетности. Любая корпорация в своей финансовой отчетности должна показать:

  • финансовое состояние на конец периода (the Financial Position at Periods End);
  • потоки денежных средств за период (the Cash Flows for the Period);
  • доходы за период (the Earnings for the Period);
  • полный доход за период (the Comprehensive Income for the Period);
  • вклады собственников и выплаты собственникам за период (the Investments by and Distributions to Owners for the Period).

Консолидированная отчетность корпорации Исходя из вышеперечисленных требований, можно сформулировать перечень отчетных документов, составление которых необходимо для функционирования корпорации:

  • баланс документ, отражающий структуру имущества корпорации (структуру активов), распределенного по степени ликвидности, и структуру источников для приобретения активов (структуру пассивов), распределенных по срокам погашения;
  • отчет о доходах и расходах корпорации документ, иллюстрирующий структуру доходов и структуру расходов (затрат) корпорации;
  • сводная ведомость по платежам документ, распределяющий дебиторов и кредиторов в две группы: по срокам платежей (нам должны, мы должны), по суммам платежей (такому-то столько-то, от такого-то  столько-то).

Таким образом, корпорация, имея достаточную свободу в формировании списка статей отчетности, представляет в фискальные органы стандартизированный набор документов финансовой отчетности. Для проведения анализа могут понадобиться дополнительные данные, которые запрашиваются в индивидуальном порядке у каждой корпорации.

Схематично документы представлены на 10.

При составлении консолидированной отчетности за основу можно принять рекомендуемые ЕС формы финансовой отчетности.
2.2. Инвестиционная стратегия корпорации в регионе Поскольку и регион и корпорации проводят операции на финансовом рынке, осуществляя различные финансовые операции, их можно считать субъектами финансового рынка. В рамках финансовой деятельности субъектов финансового рынка непременно возникают две равноважные задачи:


1. Задача привлечения ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности.
Привлекаемые ресурсы состоят из:

  • акционерного капитала (ресурсов, получаемых на относительно неопределенный срок с условием выплаты вознаграждения инвестору в виде дивидендов);
  • ссудного капитала (ресурсов, получаемых у специализированных кредитно-финансовых институтов на основе срочности, возвратности и платности);
  • кредиторской задолженности (ресурсов, получаемых у партнеров по бизнесу и государства в виде отсрочек по платежам и авансов);
  • реинвестируемой прибыли и фондов (ресурсов, получаемых в результате успешной коммерческой деятельности самого хозяйствующего общества, амортизационных отчислений).


Баланс (структура)

Активы
Пассивы
по степени ликвидности:
денежные средства имеют самую высокую степень ликвидности
по сроку погашения:
собственные средства имеют неограниченный срок погашения


Отчет о доходах и расходах (структура)

Доходы
Расходы
по видам деятельности
по видам деятельности


Сводная ведомость платежей (контрагенты и даты)

Приток
Отток
по дебиторам
по кредиторам


Дебиторы
Кредиторы
по датам
по датам


10. Документы консолидированной отчетности
Хозяйствующий субъект для привлечения ресурсов выходит на ссудный рынок капиталов, на котором происходит кругооборот предлагаемых к размещению ресурсов. Поскольку объем предлагаемых ресурсов существенно меньше чем объем спроса на них, неизбежно возникает конкурентная борьба за наиболее дешевые ресурсы. Потенциальные вкладчики сравнивают потенциальные объекты вложения средств, изучают их инвестиционную привлекательность и т. д.
Таким образом, инвестиционная привлекательность хозяйствующего субъекта это совокупность характеристик,
позволяющая инвестору оценить, насколько тот или иной объект инвестиций привлекательнее других. В результате возникает задача улучшения инвестиционной привлекательности корпорации как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.

В этой связи, высшему руководству корпорации необходимо сформировать кредитную стратегию, основной задачей которой стала бы оптимизация показателей инвестиционной привлекательности.
С другой стороны, в непосредственной связи с первой задачей перед корпорацией неизменно возникает вторая.
2. Задача распределения полученных ресурсов (инвестирования).
Инвестиции делятся на:

  • реальные (ресурсы направляются в производственные процессы);
  • финансовые (ресурсы направляются на приобретение финансовых инструментов: эмиссионных и производных ценных бумаг, объектов тезаврации, банковских депозитов);
  • интеллектуальные инвестиции (подготовка специалистов на курсах, передача опыта, вложения в разработку технологий).


















11. Система анализа финансового потенциала
субъектов финансовой системы
Для оценки инвестиционных возможностей необходимо исследовать кредитоспособность, которая представляет собой совокупность характеристик, позволяющих оценить инвестиционный потенциал корпорации.
Инвестиционную привлекательность и кредитоспособность предприятий корпорации можно представить как основные составляющие ее финансового потенциала ( 11).
Поскольку объем инвестиционных ресурсов субъекта ограничен, а потенциальные объекты инвестиций обладают различной инвестиционной привлекательностью, обществу необходимо оптимально распределять свои инвестиционные ресурсы. В связи с этим возникает необходимость формирования инвестиционной стратегии корпорации.
В совокупности инвестиционная стратегия и кредитная стратегия составляют финансовую стратегию корпорации ( 12).



















12. Финансовая стратегия корпорации
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии корпорации и достижение ее целей.
Поскольку корпорация представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, функционирующих в различных сферах экономики, представляется целесообразным структурировать подразделения корпорации по целям и задачам, выполняемым ими в ее рамках.
Тогда разработка финансовой стратегии корпорации будет основываться на совокупности финансовых функций подразделений корпорации ( 13).
Процесс разработки стратегии включает несколько этапов:
1. Оценка долгосрочных перспектив.
2. Прогноз развития.
3. Осознание цели.
4. Анализ сильных и слабых сторон.
5. Обобщение стратегических альтернатив.
6. Разработка критериев оптимизации.
7. Выбор оптимальной стратегии.
8. Планирование мероприятий.













13. Финансовые функции подразделений корпорации
После выработки общей финансовой стратегии корпорации специальные подразделения в соответствии со стратегией корпорации, а также в соответствии с состоянием финансового рынка разрабатывают инвестиционную и кредитную стратегии корпорации.



Содержание раздела